Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2020 ГОДЫ

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


{Раздел 1 в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 04.04.2013 N 145; НГР: RU71000201300149}

18 июня 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был озвучен перечень приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России. В качестве одного из них была названа энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива.

В свою очередь, ещё почти за год до этого, 4 июня 2008 года вышел Указ Президента Российской Федерации N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" (далее - указ Президента N 889), в соответствии с которым Правительству РФ требовалось принять меры по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации не менее, чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

Причиной принятия такой стратегии стало усиление экономического кризиса в России в 2008 году. Основным её назначением было послужить механизмом антикризисного управления. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности воспринимались в качестве способа снижения себестоимости производимой продукции или оказанных услуг за счёт уменьшения в общей их стоимости доли затрат на энергоресурсы (то есть снижение энергоёмкости ВВП). К тому же потенциал снижения действительно существовал, разрыв по данному показателю со среднеевропейским уровнем составлял в среднем 200-300%.

Энергоемкость ВВП России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% котельных,70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. В промышленности эксплуатируется 15% полностью изношенных основных фондов.

В 1993 году после перехода с плановой экономики на рыночную товары и услуги в России приобрели свою действительную рыночную стоимость. В связи с высокими издержками в части топливной составляющей себестоимость товаров и услуг была выше, что обуславливало низкую конкурентоспособность по сравнению с западными товарами. Разрыв производственных цепочек, передел собственности и множество других проблем вызвали спад производства в промышленности и иных сферах экономики и, соответственно, снижение потребления электрической и тепловой энергии. При этом 3 апреля 1996 года вышел первый закон об энергосбережении - Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", который носил в большей степени декларативный характер, так как практически не предусматривал ответственности за нарушение его положений.

В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) российские предприятия попадают в условия жесткой глобальной конкуренции, поэтому они остро ощущают необходимость снижения энергоемкости выпускаемой продукции, что позволит им частично повысить свою конкурентоспособность. Выбор у них невелик: либо наши предприятия сумеют очень быстро перестроиться, либо они обанкротятся, либо будут поглощены. Поэтому политика энергосбережения сегодня направлена, в первую очередь, не на коммерческие предприятия, для которых энергосбережение стало экономически обусловленной необходимостью, а на бюджетную и коммунальную сферу, где мотивация к энергосбережению пока не просматривается в явном виде и требует участия государства.

В результате исполнения указа Президента N 889 и принятия мер по реализации по снижению к 2020 году энергоемкости ВВП РФ не менее чем на 40% был принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), а также принята 27 декабря 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 2446-р Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (далее – Федеральная программа энергосбережения до 2020 года). Тем самым правовой основой для проведения госполитики энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен был стать Закон N 261-ФЗ и иные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с его исполнением, а практической составляющей – Федеральная программа энергосбережения до 2020 года.

Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

В перспективе на первый план выдвигается технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи России пока недостаточны. В 2000- 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость ВВП снижалась в среднем только на 1% в год, или примерно также, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.

Формирование в России энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.

Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах - 420 млн. тонн условного топлива.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.

Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку:

затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;

требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;

требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы;

требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.

Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Региональная программа энергосбережения Тульской области, как составляющая часть федеральной программы, направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Тульской области, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта региона до 33,3 кг.у.т/тыс. руб., что составляет более 40% по отношению к базисному уровню 2009 года. Реализация мероприятий программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Тульской области.

Энергосистема Тульской области характеризуется следующими показателями.

Установленная мощность электростанций Тульской энергосистемы на 1 января 2010 года составила 2444,5 МВт, в том числе:

5 электростанций Тульской региональной генерации - ТГК-4 общей мощностью 1028,0 МВт, в том числе: Щекинская ГРЭС – 400,0 МВт; Новомосковская ГРЭС – 261,0 МВт; Алексинская ТЭЦ – 102,0 МВт; Первомайская ТЭЦ – 105,0 МВт; Ефремовская ТЭЦ – 160,0 МВт;

1 электростанция ОГК-3 - Черепетская ГРЭС – 1285,0 МВт;

3 электростанции промышленных предприятий общей установленной мощностью 131,5 МВт, в том числе: ОАО "Тулачермет" - 101,5 МВт; ОАО "Косогорский металлургический завод" – 24,0 МВт; ОАО "Щекиноазот" – 6,0 МВт.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы обеспечиваются теплом от более чем 700 источников теплоснабжения, многие из них находятся в изношенном состоянии. Коэффициент полезного действия некоторых котельных ниже 70%, из 1601 километра тепловых сетей в аварийном состоянии находятся более 30%.

Общее число ресурсоснабжающих предприятий на территории Тульской области составляет более 240 шт., из них:

предприятия, вырабатывающие и отпускающие потребителям тепловую энергию - 110 шт.;