ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 апреля 2013 года N 145
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.07.2010 N 677 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2020 ГОДЫ"
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление правительства Тульской области от 25.02.2014 N 80; НГР: RU71000201400068}
В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации Тульской области от 28.07.2010 N 677 "Об утверждении программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Тульской области на 2010-2020 годы" следующие изменения и дополнения:
а) паспорт программы приложения к постановлению изложить в новой редакции (приложение N 1);
б) разделы 3, 5 приложения к постановлению исключить, изменив соответственно нумерацию разделов;
в) разделы 1-4 приложения к постановлению изложить в новой редакции (приложение N 2);
г) приложение к постановлению дополнить разделами 5, 6 (приложение N 3), изменив соответственно нумерацию разделов;
д) раздел 7 приложения к постановлению изложить в новой редакции (приложение N 4);
е) приложение к постановлению дополнить разделом 9 (приложение N 5).
2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Первый заместитель губернатора Тульской области - председатель правительства Тульской области | Ю.М. Андрианов |
Приложение N 1 к постановлению правительства
Тульской области
от 04.04.2013N 145
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Тульской области на 2010-2020 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | |
Государственный заказчик | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области |
Основные разработчики Программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, государственное унитарное предприятие Тульской области "Тульский региональный центр "Энергосбережение" (далее по тексту - ГУП ТО "ТРЦ "Энергосбережение") ( по согласованию) |
Исполнители Программы | Органы исполнительной власти Тульской области, органы местного самоуправления Тульской области (по согласованию), организации Тульской области (по согласованию) |
Цели и задачи Программы | Цель Программы: |
Важнейшие целевые показатели | Динамика энергоемкости валового регионального продукта. |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в два этапа: |
Объемы и источники финансирования, в том числе по годам | Общий объем финансирования Программы составляет за счет всех источников - 11274,8164 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Снижение удельной энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году |
Приложение N 2 | ||
от 04.04.2013 | N 145 |
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
18 июня 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был озвучен перечень приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России. В качестве одного из них была названа энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива.
В свою очередь, ещё почти за год до этого, 4 июня 2008 года вышел Указ Президента Российской Федерации N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" (далее - указ Президента N 889), в соответствии с которым Правительству РФ требовалось принять меры по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации не менее, чем на 40% по сравнению с 2007 годом.
Причиной принятия такой стратегии стало усиление экономического кризиса в России в 2008 году. Основным её назначением было послужить механизмом антикризисного управления. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности воспринимались в качестве способа снижения себестоимости производимой продукции или оказанных услуг за счёт уменьшения в общей их стоимости доли затрат на энергоресурсы (то есть снижение энергоёмкости ВВП). К тому же потенциал снижения действительно существовал, разрыв по данному показателю со среднеевропейским уровнем составлял в среднем 200-300%.
Энергоемкость ВВП России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% котельных, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. В промышленности эксплуатируется 15% полностью изношенных основных фондов.
В 1993 году после перехода с плановой экономики на рыночную товары и услуги в России приобрели свою действительную рыночную стоимость. В связи с высокими издержками в части топливной составляющей себестоимость товаров и услуг была выше, что обуславливало низкую конкурентоспособность по сравнению с западными товарами. Разрыв производственных цепочек, передел собственности и множество других проблем вызвали спад производства в промышленности и иных сферах экономики и, соответственно, снижение потребления электрической и тепловой энергии. При этом 3 апреля 1996 года вышел первый закон об энергосбережении - Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", который носил в большей степени декларативный характер, так как практически не предусматривал ответственности за нарушение его положений.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) российские предприятия попадают в условия жесткой глобальной конкуренции, поэтому они остро ощущают необходимость снижения энергоемкости выпускаемой продукции, что позволит им частично повысить свою конкурентоспособность. Выбор у них невелик: либо наши предприятия сумеют очень быстро перестроиться, либо они обанкротятся, либо будут поглощены. Поэтому политика энергосбережения сегодня направлена, в первую очередь, не на коммерческие предприятия, для которых энергосбережение стало экономически обусловленной необходимостью, а на бюджетную и коммунальную сферу, где мотивация к энергосбережению пока не просматривается в явном виде и требует участия государства.
В результате исполнения указа Президента N 889 и принятия мер по реализации по снижению к 2020 году энергоемкости ВВП РФ не менее чем на 40% был принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), а также принята 27 декабря 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 2446-р Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (далее – Федеральная программа энергосбережения до 2020 года). Тем самым правовой основой для проведения госполитики энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен был стать Закон N 261-ФЗ и иные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с его исполнением, а практической составляющей – Федеральная программа энергосбережения до 2020 года.
Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
В перспективе на первый план выдвигается технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи России пока недостаточны. В 2000- 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость ВВПснижалась в среднем только на 1% в год, или примерно также, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.
Формирование в России энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах - 420 млн. тонн условного топлива.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.
Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку:
затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы;
требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Региональная программа энергосбережения Тульской области, как составляющая часть федеральной программы, направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Тульской области, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта региона до 33,3 кг.у.т/тыс. руб., что составляет более 40% по отношению к базисному уровню 2009 года. Реализация мероприятий программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Тульской области.
Энергосистема Тульской области характеризуется следующими показателями.
Установленная мощность электростанций Тульской энергосистемы на 1 января 2010 года составила 2444,5 МВт, в том числе:
5 электростанций Тульской региональной генерации - ТГК-4 общей мощностью 1028,0 МВт, в том числе: Щекинская ГРЭС – 400,0 МВт; Новомосковская ГРЭС – 261,0 МВт; Алексинская ТЭЦ – 102,0 МВт; Первомайская ТЭЦ – 105,0 МВт; Ефремовская ТЭЦ – 160,0 МВт;
1 электростанция ОГК-3 - Черепетская ГРЭС – 1285,0 МВт;
3 электростанции промышленных предприятий общей установленной мощностью 131,5 МВт, в том числе: ОАО "Тулачермет" - 101,5 МВт; ОАО "Косогорский металлургический завод" – 24,0 МВт; ОАО "Щекиноазот" – 6,0 МВт.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы обеспечиваются теплом от более чем 700 источников теплоснабжения, многие из них находятся в изношенном состоянии. Коэффициент полезного действия некоторых котельных ниже 70%, из 1601 километра тепловых сетей в аварийном состоянии находятся более 30%.
Общее число ресурсоснабжающих предприятий на территории Тульской области составляет более 240 шт., из них:
предприятия, вырабатывающие и отпускающие потребителям тепловую энергию - 110 шт.;
предприятия, осуществляющие производство воды для потребителей - 117 шт.
Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия программы охватывают все отрасли экономики Тульской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Тульской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Для решения проблемы энергоэффективности Тульской области (и России в целом) необходимо провести множество мероприятий, мы перечислим лишь некоторые из них:
1. Необходимо привести потребителей энергии к пониманию проблемы энергосбережения. Достичь этого можно с помощью информационной поддержки, методом пропаганды, обучением энергосбережению со школьной скамьи. Внедрить в Тульской области поведенческое энергосбережение, то есть удовлетворение своих потребностей при меньших затратах энергии. Опыт других стран показывает, что такая экономия энергии может достигать до 10-12% от всего потенциала повышения энергоэффективности.
2. Повышение энергоэффективности для потребителей должно стать эффективным и доступным способом снижения расходов, а для организаций, которые профессионально занимаются энергосбережением, и для инвесторов энергосбережение должно быть выгодным бизнесом. В рыночной экономике спрос рождает предложение, производят те товары и предоставляют те услуги, которые будут покупаться, именно поэтому необходимо создать рынок энергоэффективности, конечно через создание потребности в энергоэффективности, в товарах и услугах энергосбережения. Потребность появится в случае проведения определенных мероприятий - тарифное регулирование, экологические ограничения, ограничения использования топлива, требования к энергоэффективности вновь строящихся зданий и т.д. Вместе с этими мероприятиями начнет развитие и рынок энергоэффективности.
Энергоэффективность предприятия и коммунального хозяйства во многом зависит от эффективного функционирования системы теплоснабжения. Опыт многих российских регионов, в которых уже несколько лет постоянно растет количество автономных котельных, показывает, что эффективность такого метода теплоснабжения может на 1/3 превышать эффективность централизованной системы теплоснабжения. Качественное надежное оборудование, сокращение промежуточных звеньев системы теплоснабжения, уменьшение издержек в процессе выработки, распределения и транспортировки тепла говорит о том, что автономные котельные - достойная альтернатива централизованному теплоснабжению.
Немаловажное место в энергосбережении занимает энергоэффективность в строительстве, а также энергоэффективность жилых домов. В последние десятилетия эти сферы стали одними из основных направлений как развития энергосбережения в целом, так и строительной индустрии. За рубежом мощный толчок к разработке и внедрению решений по улучшению теплозащиты эксплуатируемых зданий дал энергетический кризис 70-х годов. Уже с 1976 года во многих зарубежных странах величины нормирования теплозащиты конструкций увеличились почти в 3-3,5 раза. И сейчас этот процесс не останавливается, требования к применяемым материалам теплоизоляции постоянно повышаются, ужесточаются нормативы строящихся зданий и сооружений в целом. Качественная теплоизоляция зданий - это не только повышение энергоэффективности, но и повышение уровня комфорта, звукоизоляция. При эксплуатации стандартного жилого здания теряется 40% тепла, из них 18% уходит через окна. Решение этой проблемы постоянно совершенствуется, на данный момент наиболее эффективным считается использование трехслойных стеклопакетов с низкой теплопроводностью. Еще 18% тепла уходит через крышу и 7% через подвал – в этом случае применяется теплоизоляция, 3% –через входную дверь и 14% – через вентиляцию. На каждый из этих пунктов разработано множество решений для повышения энергоэффективности, рационального использования энергии. Успехи строительства энергоэффективных зданий в странах Западной Европы поражают, эффект экономии тепла этих зданий составляет 50-70%.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
создание экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на объектах всех форм собственности и населением, обеспечивающих динамику снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта и достижение величины этого показателя 33,3 кг.у.т/тыс.руб.;
формирование в Тульской области энергоэффективного общества.