Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена потребностью обеспечения динамично развивающейся экономики Тульской области дополнительными трудовыми ресурсами.
Принятие Программы положительно скажется на сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на областном рынке труда, сокращении дефицита квалифицированных кадров, увеличении миграционного притока населения, а также создаст предпосылки стабилизации численности населения, дополнив комплекс мер по стимулированию рождаемости и снижению смертности, предусмотренных долгосрочной целевой программой по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2012 годы.
Численность населения Тульской области на 1 января 2010 года составила 1540,4 тыс. человек. За 2009 год численность населения уменьшилась на 12,7 тыс. человек (или на 0,82%, за 2008 год - 0,9%), причем естественная убыль составила 15213 человек, миграционный прирост 2452 человека. Превышение естественной убыли над миграционным приростом составило 6,2 раза. Миграционный прирост на 16% способствовал замещению естественной убыли населения, среди городского населения - 4,3%, среди сельского населения – 54,8% (2008 год – 20,2%).
В 2009 году по сравнению с 2008 годом в области родилось на 639 человек (на 4,5%) больше, число умерших снизилось на 1890 человек (на 5,9%). Смертность населения в 2009 году превысила рождаемость в 2,0 раза (в 2008 году было в 2,3 раза). В целом по области естественная убыль в расчете на 1000 человек населения составила (-9,9) промилле, в 2008 году - (-11,4). Численность населения в трудоспособном возрасте на 1 января 2010 года составила 914051 человек и уменьшилась на 15274 человека по сравнению с 2008 годом. Удельный вес лиц трудоспособного возраста в общей численности населения Тульской области - 59,3% (снижение по сравнению с предыдущим годом – 0,5%), (по Российской Федерации в целом - 62,3%, по Центральному Федеральному округу - 62,2%). Миграционный прирост компенсировал потери трудоспособного населения лишь на 11,4% (1968 человек).
Снижение численности населения области создает трудности в формировании трудового потенциала. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2009 году составила 763,3 тыс. чел. и будет ежегодно снижаться на 0,2-0,1%.
Областной рынок труда характеризуется спросом как на специалистов и управленцев, так и работников неквалифицированного труда.
Учитывая то, что в стратегической перспективе резкого снижения демографической нагрузки не произойдет, требуется ускоренное развитие инновационной составляющей экономики, а также стимулирование притока в Тульскую область высококвалифицированных трудовых ресурсов.
Возможности привлечения трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин, проблемами на рынке жилья, оттоком трудовых ресурсов в близлежащий экономический мегаполис - Москву.
В связи с этим особую актуальность приобретает привлечение в экономику области иностранной рабочей силы, прежде всего из числа соотечественников, проживающих за рубежом, владеющих русским языком и желающих возобновить связь с Россией.
Программа разработана с целью создания правовых, информационных, научно-методических, организационных и финансовых условий для формирования осознанного и регулируемого процесса добровольного переселения соотечественников в Тульскую область для постоянного проживания и их скорейшего включения в устойчивые позитивные экономические и социальные процессы, способствующие решению стратегических задач социально-экономического развития региона.
Стратегией социально-экономического развития Тульской области до 2028 года определены цели и ориентиры развития области: эффективное развитие экспортоориентированных производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, увеличение числа малых предприятий инновационной направленности, создание условий для стабилизации численности и повышения уровня жизни населения региона, обеспечения кадровой потребности организаций, поощрение иммиграции русскоязычного населения. Выполнение поставленных задач напрямую связано с реализацией в Тульской области инвестиционных проектов, наиболее масштабные из них: открытое акционерное общество "Щекиноазот" - строительство производства метанола мощностью 450 тыс. тонн в год; общество с ограниченной ответственностью "ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша" – строительство фабрики по производству гигиенических товаров и упаковочной бумаги; общество с ограниченной ответственностью "Проктер энд Гэмбл – Новомосковск" – строительство завода по производству детских подгузников; открытое акционерное общество "Тулачермет" – строительство агломерационной фабрики.
Указанные аспекты легли в основу выбора для включения в Программу проектов переселения. Поставленная задача - заселение трудонедостаточных территорий сельских районов с целью повышения их экономического потенциала, стабилизации численности сельского населения.
Задачи Программы сочетаются с реализуемыми в регионе приоритетными национальными проектами, долгосрочными целевыми программами развития отраслей экономики, социальной сферы, среди которых долгосрочные целевые программы: по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2012 годы; "Развитие здравоохранения Тульской области на 2009-2015 годы"; "Содействие занятости населения Тульской области на 2009-2011 годы"; "Социальное развитие села Тульской области до 2012 года"; "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2009-2012 годы"; "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2009-2012 годы".
Экономическое развитие Тульской области внесет вклад в решение приоритетных задач социального развития - достижение высокого уровня и качества жизни населения, что должно стать положительным фактором в выборе соотечественниками Тульской области в качестве места постоянного проживания.