Предпринимательство Волгоградской области является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Целью экономических реформ является создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. Развитое малое предпринимательство - эффективный инструмент для достижения этих целей. В качестве отдельного направления экономики области малое предпринимательство сформировалось в начале 90-х годов. Прошедшие 10 лет можно охарактеризовать как период становления и развития малого бизнеса.
В Волгоградской области действуют 18 тыс. малых предприятий с численностью работающих более 124 тыс. человек. Наибольшее количество малых предприятий находится в сфере торговли и общепита - 50,5 процента, строительстве - 15,9, промышленности - 11,5, в сельском хозяйстве - 3,1 процента всех малых предприятий.
Ежегодно растет объем продукции, произведенной малыми предприятиями.
Развитие малого предпринимательства происходит значительными темпами, малый бизнес является перспективной сферой вложения капитала.
Доля малых предприятий в выпуске всей продукции промышленности по области составляет около 5 процентов, в выпуске сельскохозяйственной продукции - около 10, в объемах розничной торговли - около 40 процентов. Численность занятых на малых предприятиях составляет почти 20 процентов от общей численности занятых в народном хозяйстве области.
Влияние малого предпринимательства на экономику существенно различается в городах и сельских районах области, что связано с наличием или отсутствием крупного промышленного производства, уровнем платежеспособного спроса и другими факторами. Доля малых предприятий в общем количестве предприятий сельских районов составляет свыше 60 процентов, численность занятых - 23 процента от общего числа занятых в экономике области, объем продукции - около 26 процентов от общего объема выпуска промышленной продукции в области, налоги, поступившие от малых предприятий, превышают 16 процентов от всех налогов, поступивших в бюджеты сельских районов. Различны и отраслевые ниши, которые занимают малые предприятия в городах и районах области, а также приоритетные направления их развития. В городах - это оптовая и розничная торговля, составляющая 42 процента от общего количества малых предприятий по городам области, а также научно - техническая сфера. В сельских районах - производство и переработка сельскохозяйственной продукции, составляющие 70 процентов от количества малых предприятий по районам области. Несмотря на отмеченные положительные тенденции в развитии предпринимательства, достигнутый уровень его развития недостаточен, потенциал в значительной мере не использован.
Положительные тенденции деятельности малых производственных предприятий, связанные с сокращением объемов импортной продукции и замещением ее отечественной, требуют закрепления и поддержки.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства в значительной мере зависит от действий власти не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях, от проводимой ими государственной политики и государственной поддержки предпринимательства. Кроме того, необходима координация и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, объектов инфраструктуры, общественных организаций предпринимателей.
Целью подпрограммы является обеспечение устойчивого развития предпринимательства, в первую очередь производственного, как неотъемлемой части экономики области, источника создания новых рабочих мест, привлечения дополнительных инвестиций, увеличения налоговых поступлений в бюджет.
Основные задачи подпрограммы заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства, ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, создании условий для экономического роста, пополнении бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования, методической, информационной, консультационной, учебно - образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства. Эти задачи сформированы в следующие блоки:
совершенствование нормативно - правовой базы;
развитие инфраструктуры;
реализация бизнес - предложений по развитию предпринимательства в районах и городах области.
Целью совершенствования нормативно - правовой базы является создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Это может быть достигнуто путем реализации следующих мероприятий, которые разделены на 4 группы:
1) непосредственное принятие областных законов, в частности, "О защите прав и законных интересов предпринимателей" и иных законов, которые направлены на регулирование отношений предпринимательских и государственных структур;
2) внесение дополнений и изменений в законы Волгоградской области: "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области" в части упрощения процедуры регистрации и ликвидации, уточнения критериев субъектов малого предпринимательства и "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" для уменьшения налоговых ставок и упрощения отчетности для малых предприятий;
3) разработка и принятие областных подзаконных актов, в частности, регламентирующих деятельность обществ взаимного кредитования, вопросы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства и другое;
4) разработка предложений по внесению дополнений и изменений: в налоговое законодательство, позволяющих упростить систему налогообложения малых предприятий, а также введение регионального характера собираемых с них налогов, направление штрафов и сборов, полученных с субъектов малого предпринимательства, на их государственную поддержку; в трудовое законодательство в целях защиты интересов работников малых предприятий; в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Ответственным исполнителем является управление развития предпринимательства администрации Волгоградской области при содействии общественных организаций предпринимателей.
Реализация этих мероприятий позволит обеспечить благоприятную правовую среду, увеличить количество малых предприятий на 10 процентов, расширить налогооблагаемую базу и увеличить налоговые поступления на 8 - 10 процентов.
Инфраструктура поддержки предпринимательства играет чрезвычайно важную роль для развития предпринимательских структур. Объекты инфраструктуры созданы на областном и районном уровнях (20 общественных советов, 14 союзов товаропроизводителей, 7 фондов поддержки предпринимательства, филиалы торгово - промышленной палаты, 55 кредитных потребительских кооперативов). В области имеется успешный опыт работы Старополтавского муниципального фонда поддержки предпринимательства, а также созданного на его базе информационно - консультационного центра.
Для организации и развития специализированных институтов и механизмов деятельности инфраструктуры программой предусмотрено:
укрепление государственных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики поддержки предпринимательства;
развитие объектов инфраструктуры, обеспечивающих информационно - консалтинговое сопровождение малого бизнеса;
совершенствование деятельности фондов поддержки предпринимательства, структур микрокредитования и взаимного кредитования субъектов малого бизнеса.
Предполагается создание фондов, в первую очередь в базовых районах, и разветвленной сети информационно - консультационных центров как представительств вышеуказанных организаций в 27 районах области для обеспечения эффективной работы по оказанию помощи предпринимателям в поисках инвесторов, партнеров по бизнесу, предоставлению юридических, консалтинговых услуг, решению других проблем предпринимателей.
Необходимы затраты в объеме 2,0 млн. рублей на создание представительств и фондов. Сроки реализации данных мероприятий 2001 - 2005 годы, в течение которых планируется выделение денежных средств в указанном объеме из бюджета Волгоградской области, а также может осуществляться на условиях долевого финансирования за счет привлечения средств бюджетов муниципальных образований. Функцию координатора выполняет управление развития предпринимательства, организация фондов и центров проводится совместно с торгово - промышленными палатами, региональным агентством поддержки малого бизнеса, обкомом профсоюзов работников малых предприятий и администрациями муниципальных образований.