Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

2. Внешние условия, влияющие на параметры перспективного развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области


2.1. Развитие экономики Волгоградской области.

Волгоградская область имеет благоприятные перспективы экономического роста, масштабы которого будут определяться реализуемым сценарием развития Российской Федерации в целом.

Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, одобренной Решением коллегии Администрации Волгоградской области от 30 января 2007 г. N 1/1, предполагается развитие ситуации по трем возможным сценариям:

а) сценарий инерционного развития предполагает фактическую консервацию экспортно-сырьевой модели развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств, дальнейшим увеличением импорта.

Для Волгоградской области данный сценарий будет означать закрепление и развитие имеющихся видов экономической деятельности, в первую очередь нефтедобычи, нефтепереработки, металлургического и химического производств. Сохранятся крайне низкие темпы развития машиностроения и сельского хозяйства. Будет снижаться доля перерабатывающих производств в структуре промышленности региона. Имеющийся уровень инвестиций не позволит провести кардинальную модернизацию промышленного производства и уменьшить степень износа основных фондов предприятий и объектов инфраструктуры. Будет снижаться уровень добычи нефти в основных месторождениях области. Технологическая отсталость приведет к снижению выпуска продукции в металлургическом и химическом производствах. Снижение экономического потенциала повлечет за собой снижение основных параметров социальной сферы.

В транспортно-дорожном комплексе Волгоградской области при реализации данного сценария будут нарастать негативные тенденции, в частности увеличение износа основных фондов, сохранение неэффективной системы парков подвижного состава, снижение конкурентоспособности транспортных предприятий региона на российском и международном рынках транспортных услуг, сокращение перевозок общественным пассажирским транспортом.

В целом реализация данного сценария приведет к весьма негативным социально-экономическим последствиям для региона;

б) сценарий энерго-сырьевого развития предполагает частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.

Для Волгоградской области этот сценарий (который можно обозначить как комплексный) предполагает всестороннее развитие экономического потенциала, используя преимущества дифференцированной структуры промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе. Наряду с такими традиционными видами промышленной деятельности, как нефтедобыча, нефтепереработка, металлургическое и химическое производство, большое внимание будет уделено развитию машиностроения и агропромышленного комплекса. В целом основная часть производств будет ориентирована на выпуск конечной продукции, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции других регионов. В этой связи должна быть увеличена доля перерабатывающих производств.

Этот сценарий предполагает развитие транспортной инфраструктуры, основных видов промышленной деятельности, сельского хозяйства. Большое значение приобретет развитие строительного комплекса.

Данный сценарий предполагает в долгосрочной перспективе формирование конкурентоспособных "точек роста" экономики: отраслевой (химия и нефтехимия, металлургия, машиностроение) и межотраслевой (агропромышленный комплекс).

В транспортно-дорожном комплексе Волгоградской области при реализации данного сценария основное внимание будет уделяться развитию магистральных транспортных коммуникаций - железных и автомобильных дорог, внутренних водных путей, обеспечивающих перевозки массовых грузов главным образом на экспорт. Особое внимание на федеральном уровне будет уделяться развитию участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории области. Значительно повысится технический уровень транспорта в регионе. В то же время недостаток финансовых ресурсов не позволит существенно повысить качество и доступность транспортных услуг для населения, среднего и малого бизнеса.

Реализация данного сценария возможна на основе формирования целостной системы стратегического планирования в области, наличия и реализации долгосрочного плана социально-экономического развития, важным инструментом реализации которых являются комплексные целевые программы;

в) сценарий инновационного развития отражает использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных, так и новых наукоемких секторах и экономике знаний.

Для Волгоградской области данный сценарий предполагает формирование принципиально нового портфеля ресурсов, в основном ресурсов постиндустриального развития. В частности, должны быть выделены приоритетные отрасли развития ("локомотивы" экономики), сформированы технопарки. Значительно возрастет доля готовой продукции и снизится доля сырья в товарной структуре регионального производства. Благодаря росту конкурентоспособности предприятий на общероссийских и мировых рынках будут создаваться благоприятные предпосылки значительного увеличения ВВП.

Реализация третьего сценария позволит значительно увеличить экономический потенциал области, качественно изменить его структуру. Будет решена проблема обновления основных производственных фондов предприятий. Все это создаст экономическую основу для решения социальных задач: повышения уровня доходов населения, решения демографической проблемы и других.

Важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры.

В транспортно-дорожном комплексе Волгоградской области при реализации данного сценария может быть достигнут новый качественный уровень развития, обеспечивающий требования инновационной экономики и повышающиеся потребности населения. Наряду с магистральными транспортными коммуникациями будет активно развиваться транспортная инфраструктура регионального и местного значения для достижения передового уровня по качеству, доступности и безопасности транспортных услуг для населения и экономики. Важнейшим направлением при этом будет создание и развитие транспортно-логистической инфраструктуры в области. Приоритетное развитие получит общественный пассажирский транспорт, в том числе его скоростные виды.

Однако реализация сценария инновационного развития региона требует больших инвестиционных затрат, значительно больших, чем предыдущие два сценария. Развитие области по данному сценарию возможно скорее всего за пределами 2015 года.

Для Волгоградской области предпочтительно развитие по инновационному сценарию.

2.2. Развитие международных транспортных коридоров, евроазиатских транспортно-экономических связей и Единого транспортного пространства ЕврАзЭС.

Одним из приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года является активизация участия России в международных проектах и программах, направленных на развитие межрегиональных, в том числе евроазиатских, транспортных связей, развитие МТК и увеличение масштабов транзитных перевозок.

Волгоградская область представляет собой важный грузообразующий и транзитный регион страны, который может получать значительные выгоды от процессов транспортной интеграции и либерализации рынка транспортных услуг. Вместе с тем недостаточная развитость сектора услуг, в том числе транспортных, и невысокий, по сравнению с мировыми стандартами качества, их уровень скрывают за собой также определенные потенциальные "риски" для Волгоградской области, среди которых следует выделить в первую очередь проблему соотношения российских и иностранных поставщиков транспортных и экспедиторских услуг.

По транспортным коммуникациям Волгоградской области осуществляется значительная часть международных транзитных грузопотоков. В связи с этим при модернизации транспортного комплекса необходимо учитывать возможность развития дальнейшего сотрудничества в области транспорта с государствами, транзитный грузопоток которых может проходить по территории области.

Учитывая территориальную близость и наличие общей границы Волгоградской области с Казахстаном, тяготение к региону Каспийского моря и статус транзитного региона, можно выделить следующие направления сотрудничества, имеющие определяющее значение при формировании приоритетов развития транспортно-дорожного комплекса региона:

формирование Единого транспортного пространства государств - членов ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). При этом получат значительное развитие как экспортно-импортные перевозки Волгоградской области в сообщении с этими странами, так и транзитные перевозки грузов этих стран по транспортным коммуникациям региона;

развитие транспортных коммуникаций России и их интеграция в мировую транспортную систему, в том числе формирование транспортного коридора "Север-Юг", развитие перевозок по ответвлению евроазиатского коридора "Транссиб" и открытие внутренних водных путей (в том числе Волго-Донского канала) для плавания судов под иностранными флагами. Реализация инерционного сценария развития не позволит в обозримой перспективе создать эффективно функционирующие транспортные коридоры. При развитии событий по энерго-сырьевому сценарию развитие коридоров будет направлено на освоение внешнеторговых и транзитных потоков массовых грузов, что потребует существенного наращивания мощностей транспортной инфраструктуры. При инновационном сценарии социально-экономического развития транспортно-дорожный комплекс области наряду с перевозками массовых грузов должен будет обеспечить качественно новый уровень обслуживания экономики с предоставлением комплекса транспортно-логистических услуг;

либерализация российского рынка транспортных услуг в связи с вступлением в ВТО, что потребует существенного повышения конкурентоспособности российских транспортных компаний в условиях открытия отечественного рынка транспортных услуг для иностранных поставщиков;