ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2003 года N 57
О республиканской целевой программе "Социальное развитие села на 2003-2010 годы"
Утратил силу:
Постановление Правительства КЧР от 30.08.2006 N309 RU 09000200600266
Утверждено:
постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 21.11.2003 N233
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" и постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.01.2001 N 1 "О предложениях в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" Правительство Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять республиканскую целевую программу "Социальное развитие "села на 2003-2010 годы" (далее - Программа) и направить на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики согласно приложению.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Карачаево-Черкесской Республики согласовать Программу с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и обеспечить ее выполнение.
3. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики при формировании проектов республиканского бюджета на 2003 и последующие годы предусматривать выделение ассигнований на финансирование Программы в пределах возможности доходной части республиканского бюджета на соответствующий год.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Карачаево-Черкесской Республики обеспечивать целевое использование выделенных средств, представлять в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Карачаево-Черкесской Республики информацию о ходе выполнения Программы ежегодно к 1 марта.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Арапова В.И.
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики | А.Х. Карданов |
Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2003 N 57
Дата принятия решения о разра-ботке Программы | Постановление Правительства Российской Феде-рации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целе-вой программе "Социальное развитие села до 2010 года", постановление Президиума Прави-тельства Карачаево-Черкесской Республики от 10.01.2001 N1 "О предложениях в Федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" |
Государственный заказчик -координатор Программы | Правительство Карачаево-Черкесской Республи-ки |
Государственные заказчики Программы | Министерство сельского хозяйства и продо-вольствия Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Кара-чаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Основные разработчики Про-граммы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития и тор-говли Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики Министерство Карачаево-Черкесской Республики по архитектуре и строительству, Открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь", Республиканское Государственное учреждение Карачаево-Черкесское республиканское управле-ние автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесав-тодор" (далее - Управление "Карачаевочеркесавтодор"), открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (по согласованию) |
Цели и задачи Программы | Повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образо-ваний и обеспечение для сельского населения доступности и качества базовых социальных благ. Создание правовых, административных и экономических условий для социально-экономического развития сельских муниципальных образований. Поднятие сельской экономики, расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности. Создание основ для повы-шения престижности проживания в сельской ме-стности. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2003-2010 годы I этап - 2003 - 2006 годы II этап - 2007 - 2010 годы |
Основные программные ме-роприятия | Мероприятия сгруппированы по следующим на-правлениям: жилищное строительство; образование; здравоохранение; культурно- досуговая деятельность; торговое и бытовое обслуживание сельского населения; электрификация; водоснабжение; газификация; телекоммуникационная связь; дорожное строительство. Система программных мероприятий обеспечивает: реализацию конституционного права на благоустроенное жилище с учетом платежеспо-собного спроса и установленных социальных стандартов; улучшение состояния здоровья сельского на-селения за счет повышения доступности и ка-чества первичной медико-социальной помо-щи; повышение образовательного уровня сельских учащихся, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; повышение уровня и качества электро-,водо-, газоснабжения сельских поселений, обеспече-ние телефонной связью; расширение сети сельских автомобильных до-рог с твердым покрытием и ее благоустройст-во; повышение уровня занятости сельского населе-ния на основе сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями |
Основные исполнители про-граммных мероприятий | Министерство сельского хозяйства и продоволь-ствия Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития и тор-говли Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство Карачаево-Черкесской Республики по архитектуре и строительству, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Кара-чаево-Черкесской Республики, Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики, Департамент торговли и услуг Министерства экономики Карачаево-Черкесской Республики, Открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (по согласованию), Федеральное государственное учреждение ме-лиорации земель и сельскохозяйственного водо-снабжения по Карачаево-Черкесской Республике (далее - ФГУ "Управление "Карачаевочеркесск-мелиоводхоз"), Управление "Карачаевочеркесавтодор", Открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (по согласованию) |
Объемыфинансирования Программы | Общая сумма расходов республиканского бюд-жета на реализацию Программы на период 2003 - 2010 годы 1245,3 млн, рублей (44%) |
Ожидаемые конечные ре-зультаты реализации Про-граммы | Реализация Программы к 2010 году позволит: улучшить жилищные условия более 2,5 тыс. сельских семей и довести уровень обеспеченности коммунальными услугами до 41%; повысить уровень газификации домов природным газом до 51 %; обеспечить бесперебойное снабжение элек-трической энергией; повысить долю обучающихся в благоустроен-ных общеобразовательных учреждениях в первую мену до 92%; увеличить обеспеченность медицинских учре-ждений больничными койками - до 86 коек на 10 тыс. населения, амбулаториями - до 1,5 тыс. помещений в смену; обеспечить сельское население водой питьевого качества до 49 %; обеспечить ввод 4,36 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты; сохранить на объектах социальной и инженер-ной инфраструктуры села за период реализации Программы 1,4 тыс. рабочих мест и дополнитель-но создать 924 рабочих места; улучшить демографическую ситуацию на селе и обеспечить агропромышленный комплекс ква-лифицированными кадрами, повысить производи-тельность сельскохозяйственного труда на 15-20 %. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществ-ляет Министерство сельского хозяйства и продо-вольствия Карачаево-Черкесской Республики, ежегодно 1 марта представляет отчет о ходе реа-лизации Программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Карачаево-Черкесской Республики |
Основная часть села в Карачаево-Черкесской Республике находится в кризисном состоянии из-за резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения, что привело к увеличению отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности по причине недостаточного инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий из республиканского бюджета.
В среднем по республике на 100 сельских населенных пунктов приходится 53 детских дошкольных учреждения, 90 школ, 80 клубов, 52 объекта здравоохранения.
К началу 2003 года в сфере социального и инженерного обустройства села в Карачаево-Черкесской Республике сложилась следующая ситуация.
Жилищные условия. Сельский жилищный фонд на территории Карачаево-Черкесской Республики составляет 4389,5 тыс.кв.м. общей площади, из них 96,7 % приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 32 % сельского жилого фонда, центральным отоплением 38,8 %, канализацией 31,6 %, горячим водоснабжением 22,1 %.
Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляет 3,7 кв.м на человека.
Здравоохранение. За последние годы на 10 тыс. человек сельского населения приходится только 84 больничных койки, тогда как в городе 105. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,3 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами в 3 раза ниже по сравнению с городским, а средним медицинским персоналом, соответственно, в 1,3 раза.
Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе не соответствует современным требованиям, есть объекты не имеющие коммунальных удобств. Медицинское оборудование морально и физически устарело, требует замены.
Образование. Сеть дошкольных образовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с 1990 годом сократилась на 46 %. Число мест в детских общеобразовательных учреждениях на 1 тыс. детей дошкольного возраста сократилось с 297 в 1990 году до 147 в 2001 году.
Охват детей в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики дошкольным образованием снизился с 60,4% до 38,8%. Сеть общеобразовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики сократилась за последние 10 лет на 5 % при увеличении численности учащихся на 12 %. Во многих муниципальных образованиях занятия проводятся в неприспособленных помещениях (30 %). Многие из них подлежат сносу или капитальному ремонту, отсутствует материальная база.
Газификация села. В сельской местности республики эксплуатируются 1219,6 км распределительных газовых сетей, газифицировано 50,7 тыс. домов (квартир), из них природным газом - 21,8 тыс. домов. Уровень газификации природным газом составляет 43 процента. Особую трудность испытывают горные аулы из-за отсутствия природного газа.
Водоснабжение. Централизованным водоснабжением охвачено 74 населенных пункта с населением 245 тыс. человек или 54 % сельского населения республики. Большинство водозаборных сооружений не имеют требуемого технологического оборудования для улучшения качества воды или работают неэффективно. 28% существующих локальных водопроводов нуждаются в реконструкции, а 25 % - в полном восстановлении.
В настоящее время 45 % сельского населения пользуются водой, несоответствующей санитарным нормам и стандартам.
Телекоммуникационная связь. Во многих населенных пунктах телефонная связь отсутствует, объекты социальной сферы и бытового обслуживания не телефонизированы. Телефонная сеть, там, где она имеется, физически и морально изношена, на 100 семей приходится 31,7 аппарата, тогда как в городе 63,6 аппарата. Зафиксировано всего 3000 абонентов, имеющих автоматический выход на междугородные телефонные станции.
Система электрификации села. Общая протяженность сельских электрических сетей напряжением 110-0,4 кВ в республике составляет 5,1 тыс.км, трансформаторных подстанций напряжением 35-6/0,4 кВ -1,3/0,3тыс.штук.
Потери в электросетях из-за сверхнормативного износа возросли на 14,1 %, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов составила 2563 часа в 2001 году.
Находящиеся на балансе предприятий и хозяйств воздушные линии и трансформаторные подстанции отслужили свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна.
Дорожное строительство. Существующие дороги в сельской местности не соответствуют растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Многие дороги подлежат полной реконструкции с твердым покрытием.
В результате недостаточного инвестирования села снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов.
Наименование показателей | Единица измерения | Построено в сельской местности | |||||||
1990 год | 2000 год | 2000 год к 1990 году увелич.+ уменьш.- | |||||||
Жилые дома | тыс.кв.м. | 215,5 | 16,9 | -198,6 | |||||
в том числе индивидуальные за-стройщики | тыс.кв.м. | 190,0 | 16,9 | -173,1 | |||||
Общеобразовательные школы | тыс. мест | 1,5 | - | -1,5 | |||||
Детские дошкольные учреждения | тыс. мест | 0,28 | - | -0,28 | |||||
Больницы | тыс. коек | - | 0,050 | +0,050 | |||||
Поликлиники | тыс. посещений в смену | 0,075 | - | -0.075 | |||||
Клубы и дома культуры | тыс. мест | - | - | - | |||||
Дороги с твердым покрытием | тыс. км | 0,065 | -0,065 | ||||||
Водопроводы | тыс. км | 0,008 | - | -0,008 | |||||
Распределительные газовые сети | тыс. км | 0,019 | 0,063 | +0,044 | |||||
Линии электропередачи | тыс. км | - | - | - | |||||
Сельская телефонная связь (авто-матические телефонные сети и внутрипроизводственныетеле-фонные сети) | тыс. номеров | 2,0 | 1,01 | -0,99 |
Вследствие чего увеличился разрыв в уровне и качестве жизни в городе и на селе. Последствия - стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Развитию сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики необходима государственная поддержка.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в сфере миграционной политики;
создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельским жителям реализацию конституционного права на благоустроенное жилище с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
привлечение и закрепление для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирования на селе здорового образа жизни;
повышение образовательного уровня и конкурентоспособности сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведения его качества в соответствие с современными требованиями;
активизацию культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;
развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;