ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2006 года N 309

О проекте республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 N 190 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858" Правительство Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить проект республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" и направить на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.

2. Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики при формировании проекта республиканского бюджета предусматривать выделение средств для финансирования Программы в пределах возможности доходной части бюджета соответствующего года.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2003 N 57 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села на 2003-2010 годы".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы сельского хозяйства.

Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики

А.Х. Карданов



ПРОЕКТ

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА" г.ЧЕРКЕССК 2006 ГОД ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"


Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", постановление Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.01.2001 N 1 "О предложениях в Федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года"

Министерство сельского хозяйства Кара-чаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического раз-вития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Республиканское Государственное учреждение Карачаево-Чер-кесское Республиканское управление автомо-бильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" (далее - Управление "Карачаевочерке-савтодор"), открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (по согласованию)

Повышение уровня социального и инженер-ного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и качества базовых социальных благ. Создание правовых, административных и экономических условий для социально-экономического развития сельских муници-пальных образований.

повышение образовательного уровня сельских учащихся, приведение качества образо-вания в соответствие с современными требованиями;

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики, Департамент торговли и услуг Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (по согласованию), Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике", Управление "Карачаевочеркесавтодор", открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесск-электросвязь" (по согласованию)

Реализация Программы к 2010 году позволит: улучшить жилищные условия более 2,5 тыс. сельских семей и 187 молодых семей и моло-дых специалистов; обеспечить бесперебойное снабжение элек-трической энергией; увеличить обеспеченность медицинских уч-реждений больничными койками - до 86 коек на 10 тыс. населения, амбулаториями до -1,5 тыс. посещений в смену; обеспечить сельское население водой питье-вого качества до 49 %; привести в нормативно-техническое состоя-ние и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты;

Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, ежегодно 1 марта представляет отчет о ходе реализации Программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Прави-тельство Карачаево-Черкесской Республики.



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Основная часть села в Карачаево-Черкесской Республике находится в кризисном состоянии из-за резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения, что привело к увеличению отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности по причине недостаточного инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий из республиканского бюджета.

В среднем по республике на 100 сельских населенных пунктов приходится 53 детских дошкольных учреждения, 90 школ, 80 клубов, 52 объекта здравоохранения.

К началу 2003 года в сфере социального и инженерного обустройства села в Карачаево-Черкесской Республике сложилась следующая ситуация.

Жилищные условия. Сельский жилищный фонд на территории Карачаево-Черкесской Республики составляет 4389,5 тыс.кв.м. общей площади, из них 96,7 % приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.

Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 32% сельского жилого фонда, центральным отоплением 38,8 %, канализацией 31,6%, горячим водоснабжением 22,1%.

Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляет 3,7 кв.м. на человека.

Здравоохранение. За последние годы на 10 тыс. сельского населения приходится только 84 больничных койки, тогда как в городе 105. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. -жителей на селе в 1,3 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами в 3 раза ниже по сравнению с городским, а средним медицинским персоналом, соответственно, в 1,3 раза.

Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе не соответствует современным требованиям, есть объекты, не имеющие коммунальных удобств. Медицинское оборудование морально и физически устарело, требует замены.

Образование. Сеть дошкольных образовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с 1990 годом сократилась на 46 %. Число мест в детских общеобразовательных учреждениях на 1 тыс. детей дошкольного возраста сократилось с 297 в 1990 году до 147 в 2001 году.

Охват детей в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики дошкольным образованием снизился с 60,4 % до 38,8 %. Сеть общеобразовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики сократилась за последние 10 лет на 5 % при увеличении численности учащихся на 12 %. Во многих муниципальных образованиях занятия проводятся в неприспособленных помещениях (30 %). Многие из них подлежат сносу или капитальному ремонту, отсутствует материальная база.

Газификация села. В сельской местности республики эксплуатируются 1219,6 км распределительных газовых сетей, газифицировано

50,7 тыс. домов (квартир), из них природным газом - 21,8 тыс. Уровень газификации природным газом составляет 43 процента. Особую трудность испытывают горные аулы из-за отсутствия природного газа.

Водоснабжение. Централизованным водоснабжением охвачено 74 населенных пункта с населением 245 тыс. человек или 54 % сельского населения республики. Большинство водозаборных сооружений не имеют требуемого технологического оборудования для улучшения качества воды или работают неэффективно, 28% существующих локальных водопроводов нуждаются в реконструкции, а 25% - в полном восстановлении.

В настоящее время 45 % сельского населения пользуется водой не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Телекоммуникационная связь. Во многих населенных пунктах телефонная связь отсутствует, объекты социальной сферы и бытового обслуживания не телефонизированы. Телефонная сеть, там, где она имеется, физически и морально изношена, на 100 семей приходится 31,7 аппарата, тогда как в городе - 63,6 аппарата. Зафиксировано всего 3000 абонентов, имеющих автоматический выход на международные телефонные станции.

Система электрификации села. Общая протяженность сельских электрических сетей напряжением 110-0,4 Кв в республике составляет 5,1 тыс. км, трансформаторных подстанций напряжением 35-6/0,4 Кв 1.3/0,3 тыс.штук.

Потери в электросетях из-за сверхнормативного их износа возросли на 14,1 %, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов составила 2563 часа в 2001 году.

Находящиеся на балансе предприятий и хозяйств воздушные линии и трансформаторные подстанции отслужили свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна.

Дорожное строительство. Существующие дороги в сельской местности не соответствуют растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Многие дороги подлежат полной реконструкции с твердым покрытием.

В результате недостаточного инвестирования села снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов.

Построено в сельской мест-ности



Вследствие чего увеличился разрыв в уровне и качестве жизни в городе и на селе. Последствия - стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Развитию сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики необходима государственная поддержка.

2. Основные цели и задачи Программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в сфере миграционной политики;

создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельским жителям реализацию конституционного права на благоустроенное жилище с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;

привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности;

повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирования на селе здорового образа жизни;

повышение образовательного уровня и конкурентоспособности сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями;

активация культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;

развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;

повышение уровня и качества электро -, водо -, газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог;

повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.

Учитывая крайнюю ограниченность бюджетных средств, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере социального развития сельских муниципальных образований.

Основные пути решения программных задач:

формирование правового и методологического обеспечения социального развития села;

приоритетная государственная поддержка развитию социальной сферы и инженерного обустройства села на республиканском уровне;

обеспечение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфрастуктуры села на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования организаций (предприятий) интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности, организации услуг деятельности на базе жилищного фонда;

разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергосбережению, соблюдению ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышению надежности и безопасности энергоснабжения, развитию экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий;

привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»