В настоящее время законодательная и правовая основа деятельности потребительского рынка в Российской Федерации представлена федеральными законами, федеральными конституционными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами министерств, федеральных служб и федеральных агентств, законами и подзаконными нормативными актами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами муниципальных образований.
Нормативные правовые акты федерального уровня
Нормативные правовые акты федерального уровня регулируют преимущественно отношения в сфере организации и осуществления торговой деятельности.
Перечисленные ниже акты возлагают на хозяйствующих в сфере торговли субъектов обязанности и обременения общие для всех субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации:
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части регистрации в качестве участников гражданского оборота);
Налоговый кодекс Российской Федерации (в части постановки на налоговый учет, а также уплаты хозяйствующими в сфере торговли субъектами отдельных видов налогов);
Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в части регистрации в качестве страхователей);
Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части присвоения кодов статистической отчетности и предоставления статистических отчетов);
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части уведомления государства о начале осуществления отдельных видов торговой деятельности);
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части лицензирования торговли отдельными видами товаров);
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части регистрации создаваемых или реконструируемых торговых объектов капитального характера);
Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в части оснащения торговых объектов контрольно-кассовой техникой и ее регистрации);
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства);
Трудовой кодекс Российской Федерации (в части найма работников, проведения обязательных медицинских осмотров);
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части использования труда иностранных граждан);
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и принятые в их исполнение другие нормативные правовые акты.
Также в законодательстве представлен блок нормативных правовых актов, устанавливающих специальные требования к осуществлению торговой деятельности (требования к торговому процессу и его операциям). Указанные требования преимущественно содержатся в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, принятых в развитие общеотраслевых федеральных законов, в первую очередь - Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", устанавливающего систему технического регулирования в Российской Федерации, основанную на технических регламентах.
В числе технических регламентов, устанавливающих требования к реализации продукции (совершению реализационных торгово-технологических операций):
Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию";
Отдельную группу актов, устанавливающих требования к осуществлению торговли в части ценообразования и заключения договоров купли-продажи, образуют Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и принятые в их развитие:
В числе законодательных актов, предусматривающих особенности ценообразования, следует назвать Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 187.1.) и принятый Министерством финансов Российской Федерации Приказ от 25 августа 2006 года N 108н "Об утверждении форм уведомлений о максимальных розничных ценах на табачные изделия".
Также важным блоком нормативных правовых актов являются акты, направленные на обеспечение защиты прав потребителей и установление требований к товарам. Основу составляют Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 65 "О свободе торговли", Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", устанавливающие требования к организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности и осуществлению торговой деятельности.