Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Государственная под-держка и развитие малого предпринимательства в Кара-чаево-Черкесской Республике" на 2006-2008 годы (далее -Программа) |
Основание для разра-ботки Программы | Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Закон Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.96 N 83-XXII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике" |
Государственный заказчик Программы, координатор | Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Основные разработ-чики Программы | Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики Фонд поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики |
Цели и задачи Программы | Создание благоприятных условий для устойчивой деятельно-сти малых предприятий; преодоление административных барьеров на пути раз-вития малого предпринимательства; разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; консолидация средств для финансирования приоритет-ных направлений малого предпринимательства; создание новых рабочих мест; создание условий для производства импортозамещаю-щей продукции; привлечение малых предприятий для выполнения госу-дарственного заказа; предоставление методической, информационной, кон-сультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям в рамках инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение инвестиций в сектор малого предпринимательства. |
Сроки реализации Программы | 2006-2008 годы |
Перечень основных мероприятий Про-граммы | Создание условий для развития малого предприниматель-ства; развитие кредитно-финансовых механизмов и имуществен-ная поддержка субъектов малого предпринимательства; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; статистическое, информационно-аналитическое и методиче-ское обеспечение малого предпринимательства и его госу-дарственной поддержки; международное, межрегиональное, межрайонное сотрудни-чество в области малого предпринимательства. |
Основные исполните-ли Программы | Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минэкономразвития КЧР); Министерство финансов Карачаево-Черкесской Рес-публики (далее - Минфин КЧР); Фонд поддержки малого предпринимательства Кара-чаево-Черкесской Республики (далее - ФПМП КЧР) (по со-гласованию); Министерство имущественных, земельных отношений и недропользования Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минимущества КЧР); Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Карачаево-Черкесской Республике (далее- Департамент занятости по КЧР) (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "Информа-ционно - аналитический ресурсный центр Карачаево-Черкесской Республики" (далее- ИАРЦ) (по согласованию); закрытое акционерное общество "Карачаево-Черкесское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" (далее- К-Ч РАПМ и СБ) (по согласованию); закрытое акционерное общество "Межрегиональный Маркетинговый Центр "Карачаево-Черкесия-Москва" (далее - ММЦ) (по согласованию); районные Фонды поддержки предпринимательства (по согласованию). |
Объемы и источники финансирования | Общие объемы средств финансирования в 2006-2008 годы - 486,75 млн. рублей, в том числе по годам: в 2006 году всего - 131,25 млн. рублей из них: республиканский бюджет - 40,95 млн. рублей федеральный бюджет (по согласованию)______ - 86,5 млн. рублей Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР - 3,8 млн. рублей в 2007 году всего-161,55 млн. рублей из них: республиканский бюджет- 45,4 млн. рублей федеральный бюджет(по согласованию) - 111,5 млн. рублей Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР - 4,65 млн. рублей в 2008 году всего-193,95 млн. рублей из них: республиканский бюджет -61,9 млн. рублей федеральный бюджет (по согласованию) -126,5 млн. рублей Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР - 5,55 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализа-ции Программы | Увеличение количества малых предприятий, создание новых рабочих мест, увеличение производства товаров и услуг, расширение налогооблагаемой базы, увеличение объемов продукции, работ, услуг |
Контроль за реализа-цией Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляют Мини-стерство экономического развития КЧР, Экспертный совет по инвестиционной деятельности при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие малого предпринимательства - одно из важнейших направлений развития и преобразований, происходящих в российской экономике. Малый бизнес является важным фактором, позволяющим, с одной стороны, снизить социальную напряженность и дать возможность определенным слоям населения, попавшим в сложную социально - экономическую ситуацию, найти применение своему физическому и интеллектуальному потенциалу, а с другой стороны, реализовать социально значимые идеи и проекты. Темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в республике за последние три года и количество созданных в малом предпринимательстве рабочих мест говорят о том, что этот сектор экономики развивается динамично. Экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства и увеличивающиеся поступления налогов в федеральный и местные бюджеты свидетельствуют о стабилизирующем воздействии этого явления на экономику республики.
Сегодня в республике сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения - это те, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики.
Согласно статистическим данным, в республике действует порядка 1700 малых предприятий и в них занято около 10 000 человек, что составляет только 6% от экономически занятого населения. Кроме того, работает около 20 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Вместе с тем, и процент занятости составляет всего лишь 20%.
В то же время, в республике имеется огромный резерв для развития малого и среднего бизнеса.
Распределение числа малых предприятий по отраслевой принадлежности мало отличается от среднероссийского. Наибольший удельный вес субъектов малого предпринимательства, задействованных в торговле и общественном питании - (37%), и за последние годы этот показатель имел относительно стабильный рост.
К промышленному сектору можно отнести 18% малых предприятий, к строительному-15%, к материально-техническому снабжению и сбыту-9%, но, в основном, малые предприятия республики многопрофильные и занимаются несколькими видами деятельности. Большая часть субъектов малого бизнеса является частными предприятиями.
Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых малыми предприятиями. В 2005 году, по предварительным оценкам, ими произведено и оказано услуг на сумму 1750,7 млн.рублей, из них промышленного характера -на 508,7 млн.рублей.
Следует отметить, что на протяжении последних лет структура малых предприятий по среднесписочной численности практически не менялась.
Так, в машиностроительной промышленности вырабатывается около 70% всего объема продукции, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - 44%, в легкой -более 35%, в пищевой-40%.
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, .работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.
Вместе с тем, практически не наблюдается роста крестьянско-фермерских хозяйств. Сегодня их насчитывается более 3000. В создавшейся ситуации личные подсобные хозяйства заслуживают особого внимания в преобразованиях, проводимых в аграрной сфере.
Исходя из особенностей Карачаево-Черкесской Республики и на основе анализа имеющегося опыта, приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются: производственная и перерабатывающая промышленность, а также сфера услуг.
В настоящее время развитие малого бизнеса отмечается в таких сферах, как информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, рекламная деятельность. Региональную специфику экономической политики в сфере малого бизнеса определяет экономический потенциал республики и одна из его составляющих - природно-ресурсный потенциал, уникальный по своему содержанию.
Особое внимание уделяется развитию туристско-экскурсионного, санаторно-оздоровительного вида деятельности, гостиничного бизнеса, которые создают благоприятную почву для развития малого и среднего предпринимательства, так как рынок этого вида услуг сегодня остается самым приоритетным.
При этом, малые предприятия в негосударственном секторе экономики по сравнению с крупными госпредприятиями оперативнее реагируют на изменения конъюнктуры рынка, предлагая те товары и услуги, которые пользуются спросом населения и доступны по ценам.
Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства республики, положение предпринимателя, занимающегося производством, ухудшилось. Чрезмерно усложненная система налогообложения делает невыгодным любой вид производственной деятельности, выталкивает предпринимателя в "теневую" сферу, что приводит к криминализации предпринимательства. Эффективность малого предпринимательства сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных денежных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограниченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкой залогоспособности малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений.
Все эти факторы отрицательно влияют на динамику роста числа малых предприятий. Сложившаяся ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.
Для успешного развития малого предпринимательства требуется переход от стихийной к организованной деятельности на основе программного метода для налаживания обмена информацией, практического взаимодействия как предпринимателей между собой, так и с органами государственной власти и местного самоуправления. Программа позволит объединить и оптимизировать усилия всех существующих и создаваемых государственных республиканских органов, а также негосударственных организаций для достижения главной цели, увязать по срокам, ресурсам и исполнителям намечаемые мероприятия.
Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность осуществления нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы районных фондов поддержки малого предпринимательства и создание республиканской сети бизнес-инкубаторов повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства республики, обеспечит выработку и проведение последовательной политики по финансированию развития малого предпринимательства.
Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики включает в себя систему районных фондов, ЗАО "Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса", ЗАО "Межрегиональный Маркетинговый Центр "Карачаево-Черкесия-Москва", ООО "Информационно-аналитический ресурсный центр", НО "Северо-Кавказский объединенный гарантийный фонд". С 2004 года в республике создан и функционирует Центр развития предпринимательства - один из ведущих в России комплексов по поддержке малого предпринимательства, основной целью создания которого является обеспечение на льготных условиях потребностей субъектов малого предпринимательства, структур поддержки малого бизнеса в проведении отраслевых выставок, ярмарок, конкурсов, межрайонных, межрегиональных конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия предпринимательской общественности со структурами поддержки предпринимательства и оказание комплексных, сервисных услуг предпринимателям.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в республике является республиканская целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике" на 2006-2008 годы. Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Закона Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.96 N 83-ХХ11 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.