ЗАКОН
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 08 января 1997 года N 225-XXII
Об административно-территориальном устройстве Карачаево-Черкесской Республики
Принят Народным Собранием | 20 декабря 1996 года |
Утратил силу:
Закон КЧР от 24.02.2004 N 84-РЗ RU 09000200400044
Настоящий Закон устанавливает административно-территориальное устройство Карачаево-Черкесской Республики и регулирует порядок его изменения.
Правовую основу административно-территориального устройства Карачаево-Черкесской Республики составляют:
Конституция Карачаево-Черкесской Республики;
настоящий Закон.
1. В состав Карачаево-Черкесской Республики входят административно-территориальные и муниципальные образования, в которых осуществляются соответственно государственное управление и местное самоуправление.
2. Административно-территориальными образованиями являются территории, в границах которых исполняют свои полномочия территориальные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
3. Муниципальными образованиями являются территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление.
4. Границы территорий административно-территориальных и муниципальных образований могут совпадать.
5. Полномочия органов государственной власти на местах исполняют специально созданные для этого территориальные органы государственной власти. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании закона Карачаево-Черкесской Республики с одновременной передачей необходимых для этого материальных и финансовых ресурсов.
1. Территория Карачаево-Черкесской Республики едина и является составной частью территории Российской Федерации. В границы Карачаево-Черкесской Республики включаются территории, административно входящие в Карачаево-Черкесскую Республику на момент вступления в силу Конституции Карачаево-Черкесской Республики.
2. Официальным документом, закрепляющим границы Карачаево-Черкесской Республики, является описание границ Карачаево-Черкесской Республики, содержащее картографические материалы, заверяемое подписью Главы Карачаево-Черкесской Республики.
3. Административно-территориальное устройство Карачаево-Черкесской Республики фиксируется в схеме территории Карачаево-Черкесской Республики.
4. Изменения в административно-территориальном делении Карачаево-Черкесской Республики производятся в соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом и отражаются в описании границ и схеме территории Карачаево-Черкесской Республики.
1. Изменение границ Карачаево-Черкесской Республики не может быть произведено без согласия населения Карачаево-Черкесской Республики, выраженного посредством референдума.
2. Изменение границ Карачаево-Черкесской Республики с другими субъектами Российской Федерации возможно только по взаимному соглашению заинтересованных субъектов Российской Федерации при наличии соответствующих решений, принятых на референдумах населения этих субъектов, с последующим утверждением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
1. Категория административно-территориальных и муниципальных образований устанавливается с целью упорядочения взаимодействия органов, исполняющих отдельные государственные полномочия в соответствующих территориальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики.
2. В состав Карачаево-Черкесской Республики входят следующие территориальные единицы:
районы - Адыге-Хабльский, Зеленчукский, Карачаевский, Малокарачаевский, Прикубанский, Усть-Джегутинский, Урупский, Хабезский;
города республиканского значения - Черкесск, Карачаевск;
города районного значения - Усть-Джегута, Теберда;
поселки городского типа - Домбай, Медногорский, Новый Карачай, Орджоникидзевский, Правокубанский, Ударный, Уруп, Эльбрусский;
села, аулы, станицы и иные поселения, расположенные на территории республики.
3. Район - основная административно-территориальная единица Карачаево-Черкесской Республики.
В границах районов государственное управление осуществляется территориальными органами государственной власти (администрациями районов).
В случае объединения всех поселений района, за исключением городов республиканского значения, в единое муниципальное образование в границах района исполнение отдельных государственных полномочий может быть возложено законом на органы местного самоуправления.
Территориальные органы государственной власти района либо органы местного самоуправления, на которые возложено исполнение отдельных полномочий, по вопросам исполнения этих полномочий административно подчинены соответствующим органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
4. Города республиканского значения являются муниципальными образованиями. К категории городов республиканского значения могут быть отнесены города, являющиеся крупными экономическими, культурными и административными центрами, с численностью населения свыше 30 тысяч человек.
Исполнение отдельных государственных полномочий в городах республиканского значения может возлагаться законом на органы местного самоуправления городов. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в городах республиканского значения, по вопросам исполнения этих полномочий административно подчинены соответствующим органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
5. Города районного значения являются муниципальными образованиями.
К категории городов районного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами с численностью населения не менее 10 тысяч человек.
Исполнение отдельных государственных полномочий в городах районного значения может возлагаться законом на органы местного самоуправления, либо осуществляться в их отношении территориальными органами государственной власти районов.
Органы местного самоуправления городов районного значения по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий административно подчинены соответствующим территориальным органам государственной власти районов Карачаево-Черкесской Республики. Поселки, села, аулы, станицы, хутора, деревни являются муниципальными образованиями.
При осуществлении местного самоуправления в поселках, селах и иных населенных пунктах исполнение отдельных государственных полномочий в этих муниципальных образованиях может возлагаться законом на органы местного самоуправления муниципального образования, в состав которого они входят в качестве муниципальных единиц, либо осуществляться в их отношении территориальными органами государственной власти районов.
Органы местного самоуправления этих муниципальных образований по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий административно подчинены соответствующим территориальным органам государственной власти районов.
Местонахождением органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики является ее исторически сложившийся центр - город Черкесск.
Статус города Черкесска - столицы республики - устанавливается законом Карачаево-Черкесской Республики.
1. Образование и упразднение районов, установление и перенесение их административных центров производятся Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики по представлению субъектов права законодательной инициативы в порядке, установленном законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
Район должен иметь целостную территорию с замкнутой границей и, как административно-территориальная единица, может быть образован в сельской местности площадью не менее 0,5 тысяч квадратных километров, населением не менее 20 тысяч человек, с учетом исторических, национальных и иных традиций, природных, хозяйственных и других ресурсов, перспектив развития.
В состав района включаются территории муниципальных образований.
При образовании района учитывается мнение населения муниципальных образований, на территории которых образовывается новый район, выраженное на референдумах.
2. Образование и упразднение поселений производится Народным Собранием республики по представлению субъектов права законодательной инициативы.
При образовании поселений учитывается мнение населения административно-территориального, муниципального образования, на территории которого образуется поселение, выявленное в результате местного референдума. Местный референдум проводится в порядке, предусмотренном законодательством о местном референдуме.
Упразднение поселений производится в случаях отсутствия проживающего в них населения.
3. Образование и упразднение муниципальных образований, являющихся объединением поселений, установление и перенесение их центров, производится Народным Собранием республики по представлению субъектов права законодательной инициативы.
При образовании и упразднении муниципальных образований, являющихся объединением поселений, установлении и перенесении их центров, учитывается мнение населения района, на территории которого образовываются и упраздняются муниципальные образования, являющиеся объединением поселений, устанавливаются и переносятся их центры, выраженное посредством местного референдума.
Отнесение территориальных образований к категориям административно-территориальных образований производится Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики по представлению субъектов права законодательной инициативы.
Слияние нескольких административно-территориальных образований в единое и присоединение одного административно-территориального образования к другому производится Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики по представлению субъектов права законодательной инициативы с учетом мнения населения всех тех административно-территориальных образований, территории которых при этом будут изменены.
1. Установление и изменение границ административно-территориальных образований производится Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики по представлению субъектов права законодательной инициативы.
2. Установление границ административно-территориальных образований производится с учетом мнения населения этих образований, выраженного на референдуме.
3. Изменение границ административно-территориальных образований производится с учетом мнения населения административно-территориальных образований, границы которых при этом будут изменены. Мнение населения выявляется в результате проведения местных референдумов соответствующих административно-территориальных образований.
1. Наименование и переименование административно-территориальных образований и поселений производится Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики по представлению субъектов права законодательной инициативы.
2. Наименование и переименование административно-территориальных образований и поселений производится с учетом государственных интересов, а также географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий, мнения местного населения, выраженного на референдуме.
3. При наименовании и переименовании не допускается присвоение уже имеющихся наименований.
4. При предоставлении ходатайств о переименовании поселений, в которых находятся почтово-телеграфные учреждения или железнодорожные станции, органы, вносящие ходатайство, предварительно согласовывают переименование этих поселений с соответствующими органами связи и управлениями железных дорог.
5. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей поселений производится их органами местного самоуправления.
6. Присвоение имен государственных и общественных деятелей административно-территориальным образованиям и поселениям, не являющимся административно-территориальными образованиями, может производиться только посмертно и лишь в исключительных случаях в целях увековечения памяти особо выдающихся государственных, общественных деятелей, защитников Родины, деятелей науки и культуры. Присвоение осуществляется Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики по представлению субъекта права законодательной инициативы.
1. Учет и регистрация административно-территориальных, муниципальных образований и поселений, не являющихся административно-территориальными и муниципальными образованиями, а также регистрация вновь возникших административно-территориальных и муниципальных образований, поселений, не являющихся административно-территориальными и муниципальными образованиями, исключение их из учета данных, производятся Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики.
2. Учету и регистрации подлежат все административно-территориальные образования, а также поселения, имеющие закрепленную за ними территорию и проживающее в них население.
3. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного значения, а также одиночные дома, не составляют самостоятельные поселения и числятся за теми административно-территориальными или муниципальными образованиями, в границах которых они находятся.