ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 июня 2011 года N 158
Об утверждении республиканской целевой программы "Содействие занятости молодежи и молодежному предпринимательству в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы"
Утратил силу:
Постановление Правительства КЧР от 25.04.2014 N 106 RU09000201400112
Изменения:
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.05.2012 N 202 RU 09000201200305
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.05.2013 N 161 RU09000201300174
В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2004 N 17-РЗ "О молодежной политике в Карачаево-Черкесской Республике" Правительство Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Содействие занятости молодежи и молодежному предпринимательству в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы" согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего социальные вопросы.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики И.И. Кябишев
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Содействие занятости молодежи и молодежному предпринимательству в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы"
2011 год
Наименование | Республиканская целевая программа "Содействие занятости молодежи и молодежному предпринимательству в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи |
Разработчик Программы | Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи |
Целевые индикаторы | Реализация Программы обеспечит существенный вклад в социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики, в том числе позволит: |
Цели Программы | Стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации на территории Карачаево-Черкесской Республики действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность (предполагаемая эффективность проекта - каждый десятый участник, прошедший модульное обучение, создает новое предприятие); |
Задачи Программы | Формирование оптимальной системы создания и сохранения рабочих мест на основе приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы; |
Исполнители Программы | Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи, республиканское государственное учреждение "Молодежная биржа труда", органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию), Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики, региональное отделение Молодежного общероссийского общественного движения "Российские Студенческие отряды" (по согласованию) |
Сроки реализации | 2011-2013 годы |
Перечень основных | Профессиональное обучение молодежи обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: |
в том числе с вновь создаваемыми, и организациями малого и среднего бизнеса для пополнения банка вакансий; | |
Сопровождение начинающих молодых предпринимателей - участников Программы обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: | |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы на 2011-2013 годы из республиканского бюджета составляет 12,965 млн. рублей (двенадцать миллионов девятьсот шестьдесят пять тысяч рублей), из федерального бюджета - 49,54 млн. рублей (сорок девять миллионов пятьсот сорок тысяч рублей), из внебюджетных источников 1,17 млн. рублей (один миллион сто семьдесят тысяч рублей), в том числе: |
Источники | Объем финансирования, млн.рублей | ||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | Итого | ||
Средства федерального бюджета (по согласованию) | 13,54 | 16 | 20,0 | 49,54 | |
Средства республиканского бюджета | 3,965 | 4,0 | 5,0 | 12,965 | |
Средства из внебюджетных источников | 0 | 0,65 | 0,5 2 | 1,17 | |
Итого | 17,505 | 20,65 | 25,52 | 63,675" |
Ожидаемые результаты | Расширение осведомленности молодежи о программах поддержки и развития малого бизнеса посредством распространения информации с использованием печатных СМИ, Интернета, телевидения и наружной рекламы - общий охват не менее 30% молодых людей Карачаево-Черкесской Республики; |
Организация управления Программой и контроль за ее реализацией | Контроль за исполнением Программы осуществляет Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Молодежь на рынке труда представляет собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны и является достаточно ярко выраженной "группой риска" из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения.
Молодежь - это социально-демографическая группа населения в возрасте от 14 до 30 лет включительно, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения, которое обусловлено уровнем образования, полом, местом жительства, занятостью и т.д. По состоянию на 01.01.2010 численность данной категории в республике составила 123087 человек.
По отношению к рынку труда среди молодежи можно выделить следующие категории: подростки 14-17 лет, средняя молодежная группа 18-24 года, старшая молодежная группа 25-30 лет и категории молодежи, особо нуждающиеся в социальной защите (молодежь с ограниченными возможностями в труде, воспитанники детских домов и домов-интернатов, военнослужащие, принимавшие участие в вооруженных конфликтах, молодежь, подлежащая освобождению из учреждений уголовно-исполнитель-ной системы).
Особое внимание в плане профессиональной ориентации и подготовки к трудовой деятельности требуют подростки 14-17 лет, являющиеся в основном учащимися общеобразовательных школ. Существующая система профориентации в школах не соответствует современным требованиям республиканского рынка труда. Многие школьники плохо информированы о мире профессий, не имеют реального профессионального плана и навыков профессионального самоопределения. Анализ профессиональных намерений учащихся ряда школ г.Черкесска и республики в целом за 2009-2010 годы показывает, что одними из выбираемых сфер являются экономика и право, вычислительная техника и автоматизированные системы управления, наука и образование. Выпускники практически не выбирают профессии, связанные с работой в промышленности, сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, несмотря на острую нехватку высококвалифицированных специалистов в этих отраслях.
Молодежь 18-24 лет, получившая профессиональное образование, нуждается в создании определенных условий для успешной адаптации к трудовой деятельности. Несоответствие предлагаемых образовательных услуг рыночному спросу, уровня квалификации требованиям работодателей, отсутствие трудовых навыков и низкая самостоятельная активность молодежи на рынке труда ведут к безработице среди молодежи. Низкий уровень заработной платы, отсутствие необходимых условий труда и возможностей профессионального роста препятствуют закреплению молодых специалистов на производстве. Вместе с тем, у молодых специалистов существует ряд психологических проблем, связанных с трудоустройством:
отсутствие навыков и способов поведения на рынке труда, направленных на самостоятельный поиск работы;
завышенные ожидания о будущей работе;
неадекватная самооценка;
стремление к получению материальных благ без желания накопления любого трудового опыта;
отсутствие навыков планирования профессиональной карьеры.
Молодежь старшей возрастной группы 25-30 лет является более благополучной категорией. Молодые люди в основном сделали свой профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт и могут получить необходимые услуги в установленном порядке.
В дополнительной адресной профориентации, психологической поддержке и профессиональной реабилитации нуждается молодежь с ограниченными возможностями в труде, воспитанники детских домов и домов-интернатов, дети-сироты, военнослужащие, принимавшие участие в вооруженных конфликтах, молодежь, подлежащая освобождению из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Для экономики республики с каждым годом становится все более актуальной проблема мобильного резерва рабочей силы производства. Основу этого резерва составляет молодежь. Число выпускников всех типов учебных заведений республики растет.
Однако ситуация на молодежном рынке труда не отражается в полной мере статистикой. Молодежь реже, чем люди других возрастов регистрируется на бирже труда, поэтому служба занятости регистрирует лишь часть спроса и предложения рабочей силы. При высоком общеобразовательном цензе молодых людей возможность реализации полученных знаний на практике не велика.
Несоответствие предлагаемых образовательных услуг рыночному спросу и низкая самостоятельная активность на рынке труда молодежи, не имеющей специального образования, ведут к увеличению доли молодых людей среди граждан, не имеющих работы.
Анализ современного рынка труда показывает, что низкая конкурентоспособность молодежи обусловлена недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков практики, а в отдельных случаях низким уровнем активности и предприимчивости при решении вопросов трудоустройства.
Плохая информированность о состоянии рынка труда, ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, неумение проанализировать и спланировать свою жизнь приводят молодого человека или в центр занятости, или к смене профессии. Одна из причин этого - отрыв традиционной ориентации на подготовку к профессии от постоянно меняющегося спроса на квалифицированную силу на рынке труда.
Важным моментом в отношении молодежи является необходимость организации добровольческой (волонтерской) деятельности юношей и девушек. В противном случае повышается вероятность социальной дезадаптации молодежи. Учебные заведения должны глубоко изучить конъюнктуру рынка при формировании своего контингента, исходить не из престижа той или иной профессии, а спроса на нее со стороны экономики. Необходимо повышать конкурентоспособность молодежи. Это, в первую очередь, зависит от правильной и эффективной системы профессиональной ориентации молодежи, выбора профессии и учебного заведения, качества подготовки рабочего и специалиста.
Таким образом, четко обозначилась необходимость принятия мер по оказанию помощи выпускникам учебных заведений в подготовке их к самостоятельной жизни, к осознанному выбору профессии, планированию своего жизненного пути. Эта работа предполагает ряд направлений, прежде всего, информирование о рынке труда, о перспективной потребности организаций республики в специалистах определенных профессий.
2. Цели и задачи Программы
Содействие занятости молодежи есть целенаправленная деятельность всех структур государственной власти, работодателей, общественных объединений, системы образования и средств массовой информации.
Целью содействия занятости молодежи является создание условий для осуществления конституционных прав на труд, развитие трудовых ресурсов, способных обеспечить социально-экономическое развитие республики, непрерывный рост благосостояния людей, формирование действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность с показателем эффективности не ниже 10% (каждый десятый участник, прошедший очное модульное обучение, создает новое предприятие).
Задачи Программы:
1) формирование оптимальной системы создания и сохранения рабочих мест на основе приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы;
2) совершенствование нормативной правовой базы содействия занятости молодежи с учетом происходящих перемен в сфере трудовых отношений и задач социально-экономического развития республики;
3) достижение и поддержка продуктивной занятости молодежи, повышение эффективности и доходности труда в интересах работников, работодателей и республики в целом;
4) всемерное развитие системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и смежных профессий и на этой основе обеспечение мобильности кадров и гибкой занятости молодежи;
5) организация общественных работ;
6) популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, создание предпринимательской среды;
7) массовое вовлечение молодых людей в мероприятия Программы;
8) отбор молодых людей, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью;
9) качественное обучение участников Программы;
10) сопровождение начинающих молодых предпринимателей - участников Программы;
11) обеспечение участия начинающих молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы 2011-2013 годы.
4. Основные мероприятия реализации Программы
Профессиональное обучение молодежи
Профессиональное обучение безработной молодежи является одним из важнейших направлений активной политики содействия занятости молодежи. Главной задачей этого направления является повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда через приобретение новых или углубление имеющихся профессиональных знаний и навыков в целях последующего трудоустройства.
Действия Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи будут направлены на:
обеспечение дальнейшего развития и совершенствования системы профессионального обучения молодежи, отвечающей потребностям рыночной экономики;
координацию объемов и профилей подготовки в учреждениях профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;
информирование молодежи о возможностях профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации;
организация "ярмарок учебных мест", выпуск буклетов, рекламных материалов.