Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2011 года N 14

Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы"

Наименование в ред. постановления Правительства КЧР 21.12.2012 N 549 RU 09000201200663

Утратил силу с 01.01.2013 Постановлением Правительства КЧР от 13.08.2012 N 333 RU 09000201200383

Изменения:

Постановление Правительства КЧР от 19.04.2011 N 99 RU 09000201100121

Постановление Правительства КЧР от 12.07.2011 N 221 RU 09000201100281

Постановление Правительства КЧР от 01.11.2011 N 380 RU 09000201100424

Постановление Правительства КЧР от 22.12.2011 N 509 RU 09000201100597

Постановление Правительства КЧР от 11.07.2012 N 283 RU 09000201200329

Постановление Правительства КЧР 21.12.2012 N 549 RU 09000201200663

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2008 N 495 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных республиканских целевых программ" и определении государственного заказчика Правительство Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2012 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

в ред. постановления Правительства КЧР 21.12.2012 N 549 RU 09000201200663

2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики ежегодно предусматривать в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики средства на реализацию Программы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы в области водных отношений.

Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики

М.Р. Кемов

Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2011 N 14

Республиканская целевая программа "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы"

г.Черкесск 2011 год

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2008 N 495 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных республиканских целевых программ"

Государственный заказчик Программы

Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики

Разработчик Программы

Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики

Цели и задачи Программы

Цели Программы: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; стабилизация, сохранение и улучшение состояния берегов рек, повышение уровня экологической безопасности населения. Задачи Программы: совершенствование системы безопасности гидротехнических сооружений, включая обеспечение их безопасного содержания; содействие устойчивому развитию Карачаево-Черкесской Республики путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения

Перечень основных мероприятий Программы в ред. постановления Правительства КЧР 21.12.2012 N 549 RU 09000201200663

Устройство защитной дамбы на реке Аксаут в районе станицы Кардоникская Зеленчукского района, КЧР; капитальный ремонт берегоукрепительных сооружений на реке Теберда в районе а. Новая Теберда, а. Нижняя Теберда и а. Верхняя Теберда Карачаевского района, КЧР; капитальный ремонт берегоукрепительных сооружений на реке Большая Лаба в районе с. Курджиново и с. Псемен Урупского района, КЧР; капитальный ремонт защитной дамбы левого берега реки Теберда в районе ул. Пушкина г. Карачаевск, КЧР; капитальный ремонт защитной дамбы правого берега реки Теберда в районе ул. Пушкина г. Карачаевск, КЧР; разработка проектной документации "Капи-тальный ремонт берегоукрепительных сооружений на реке Кяфарь в районе станицы Сторожевая Зеленчукского района, КЧР"; разработка проектной документации "Капи-тальный ремонт берегоукрепительных со-оружений на реке Подкумок в районе с. Терезе, с. Первомайское, с. Учкекен и с. Рим-горское Малокарачаевского района, КЧР"

Исполнители Программы

Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства", организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Основные целевые индикаторы Программы

Предотвращение возможного затопления жилых домов на 75%; снижение загрязнения водоохранных зон на 55%; снижение береговой эрозии на 80%; уменьшение площадей деградированных земель на 40%; увеличение пропускной способности рек на 85%

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Финансовое обеспечение Программы в ред. постановления Правительства КЧР 21.12.2012 N 549 RU 09000201200663

Всего - 460410,40 тыс. рублей, в том числе: республиканский бюджет - 66066,20 тыс. рублей; федеральный бюджет (по согласованию) - 394344,20 тыс. рублей. Из них по годам: 2011 год - 204928,83 тыс. рублей, в том числе: республиканский бюджет - 15668,53 тыс. рублей; федеральный бюджет (по согласованию) - 189260,30 тыс. рублей. 2012 год - 255481,57 тыс. рублей, в том числе: республиканский бюджет - 50397,67 тыс. рублей; федеральный бюджет (по согласованию) - 205083,90 тыс. рублей. 2013 год - 0,0 рублей"

Основные ожидаемые конечные результаты Программы

Предотвращение возможного затопления жилых домов, снижение загрязнения водоохранных зон, снижение береговой эрозии, увеличение пропускной способности рек

1. Характеристика проблемы


На территории Карачаево-Черкесской Республики расположено 419 рек. Площадь данной территории относится к верховьям бассейна р. Кубань. По характеру рельефа это горная и возвышенная часть Кубанского бассейна. Основными крупными притоками в верховьях р. Кубань являются р. Теберда, р. Большой Зеленчук, р. Малый Зеленчук, р. Уруп и р. Большая Лаба. Практически все населенные пункты республики расположены на данных водных объектах и их притоках. Водный режим характеризуется высоким продолжительным летним половодьем, обусловленным таянием ледников и снежников в высокогорной зоне, и низким стоком за счет грунтового питания в холодную часть года.

Основными источниками питания рек в бассейне являются снеговые и дождевые. Доля дождевого питания с понижением абсолютных высот увеличивается, а снегового уменьшается. Доля ледникового питания также сокращается к предгорьям. Годовой ход уровня характеризуется высоким летним половодьем (май-июль) и сравнительно устойчивой зимней меженью, длящейся с конца ноября до конца марта. Подъем уровня воды от таяния снега в пониженной части водосбора начинается в середине апреля и переходит в летнее половодье. Высокие уровни удерживаются в течение июня-июля после чего начинается медленный спад, заканчивающийся в ноябре. Низкие меженные уровни сохраняются до начала апреля. Ход уровня воды нарушается резкими подъемами при дождевых паводках. В результате их наложения на высокий фон летнего половодья формируется наивысший годовой уровень, наблюдающийся в конце июня и реже в июле.

На реках бассейна р. Кубань, где в непосредственной близости от уреза воды расположены почти все населенные пункты республики, ежегодно с периодичностью не менее двух-трех раз проходят бурные и разрушительные паводки. Уровень воды поднимается практически мгновенно при наложении на волну половодья от интенсивного таяния снежников, обильных атмосферных осадков. Из-за больших уклонов каждый паводок носит бурный характер, неся с собой большое количество влекомых наносов, карчей, топляка и обломочного материала горных пород. Реки меняют русло, и происходит подтопление и разрушение берегов. Непринятие своевременных опережающих мер, направленных на предотвращение негативного воздействия паводковых вод, может привести к катастрофически неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям с возможными жертвами.

Разрушительные паводки наблюдались в июне 2002 года, когда в результате длительных дождей и значительной площади их выпадения в горах, на реках Карачаево-Черкесской Республики сформировался катастрофический паводковый расход, тогда как вероятность прохождения подобных паводков составляла 0,5% обеспеченности. Произошел разлив рек. Были полностью уничтожены и затоплены жилые дома. В домах вымыт грунт из-под фундаментов. Разрушены хозяйственные постройки. Смыт плодородный пахотный слой почвы на всем протяжении берегозащитных мероприятий. Был нанесен огромный экономический и экологический ущерб.

В связи с этим, вопрос обеспечения безопасности гидротехнических сооружений остро стоит на всей территории Карачаево-Черкесской Республики и носит общереспубликанский характер. Ветхость, изношенность и аварийность гидротехнических сооружений, а в некоторых случаях их полное отсутствие, несет постоянную и повсеместную угрозу затопления ежегодными паводками жилых домов, которые находятся в непосредственной близости от водных объектов. Для предупреждения аварийных ситуаций на реках, требуется постоянно проводить мероприятия по капитальному ремонту существующих и строительству новых берегоукрепительных сооружений. Мероприятия должны проводиться планово и последовательно с привлечением всех возможных средств. Именно поэтому, обозначенные проблемы необходимо решать программно-целевым методом.

Настоящая Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия паводковых вод посредством капитального ремонта, а также строительства берегоукрепительных сооружений. При этом, в Программу включены в первоочередном порядке те участки рек в населенных пунктах, которые наиболее подвержены затоплению.

Принятые Программой решения обеспечивают пропуск расчетных расходов паводковых вод при 3% обеспеченности и поверочной 0,5% обеспеченности. Для ликвидации эрозионных процессов предусматриваются инженерные мероприятия, направленные на предотвращение разрушения берегов в границах населенного пункта.

Таким образом, есть основания для вывода о том, что использование программно-целевого подхода при реализации государственной политики по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений окажет существенное влияние на сохранение качества окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике, что с учетом необходимости устранения отмеченных негативных явлений обуславливает целесообразность принятия Программы.

2. Основные цели и задачи Программы


Цели Программы:

соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

стабилизация, сохранение и улучшение состояния берегов рек, повышение уровня экологической безопасности населения.

Основными задачами Программы являются:

совершенствование системы безопасности гидротехнических сооружений, включая обеспечение их безопасного содержания;

содействие устойчивому развитию Карачаево-Черкесской Республики путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения.

Целевые индикаторы Программы:

предотвращение возможного затопления жилых домов на 75%;

снижение загрязнения водоохранных зон на 55%;

снижение береговой эрозии на 80%;

увеличение пропускной способности рек на 85%.

3. Перечень программных мероприятий Перечень программных мероприятий представлен в приложении к настоящей Программе.


4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Программу планируется реализовать за счет средств республиканского бюджета и федерального бюджета. Объем и источники финансирования Программы приведены в приложении к Программе.

В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут корректироваться.

Раздел 4 в ред. постановления Правительства КЧР от 19.04.2011 N 99 RU 09000201100121

5. Механизм реализации Программы


Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) ежегодно направляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных для последующего учета при формировании республиканского бюджета на предстоящий год.

С учетом финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета на соответствующий год на реализацию Программы, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы, Управление уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.

Финансирование работ по Программе производится целевым назначением через государственного заказчика Программы.

Выполнение мероприятий Программы осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и исполнителями мероприятий Программы.

Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственным заказчиком Программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Текущее управление выполнения мероприятий осуществляется государственным заказчиком Программы.

Государственный заказчик Программы обеспечивает предоставление в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики необходимой информации о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2008 N 495 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных республиканских целевых программ".

6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы


Финансово-экономическая и социально-экономическая оценка эффективности реализации Программы производится на основании определения экономической эффективности выполняемых мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого подтоплением жилых домов и объектов инфраструктуры при прохождении паводков.

Расчёт предполагаемого ущерба от затопления рекой одного населенного пункта выполнен по Методике оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий, разработанной ФГУП "ВИЭМС", Москва, 2006 год.

Нормативные укрупнённые удельные показатели стоимости ущерба, наносимого наводнениями, приняты по таблице 2 (стр. 36 Методики) по строке Южного федерального округа. Удельный показатель стоимости прямого ущерба жилым домам и объектам инфраструктуры при паводках повторяемостью один раз в 20-25 лет составляет 30,7 млн. рублей на 1 га в ценах 2006 года. Предполагаемый предотвращенный ущерб при реализации мероприятий одного проекта составляет:

Уп = У х N х S, млн.рублей, где

У = 30,7 млн.руб./га;

N = 130 шт., количество домов в предполагаемой зоне затопляемости;

S = 0,15 га, усреднённая площадь одного домовладения;

Таким образом,

Уп = 30,7 х 130 х 0,15 = 598,65 млн. рублей (в ценах 2006 года).

Общая возможная сумма потерь в случае затопления территории, рассчитанная по Методике оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий в текущих ценах 2010 года составит:

Уп х К2007 х К2008 х К2009 = 598,65 х 1,07 х 1,08 х 1,125=778,275 млн.рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»