Республика Ингушетия расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта и на параллельных ему малых: Терском, Сунженском и Скалистом хребтах. Протяженность территории с севера на юг 120 км, с запада на восток - 50 км. Граничит с Республикой Северная Осетия – Алания, Чеченской Республикой и со Ставропольским краем, а также с Грузией.
Республика Ингушетия — аграрно-индустриальная республика. Она располагает запасами нефти и газа, а также стройматериалами (строительным камнем и известняком), гидроресурсами. Территорию республики пересекают железнодорожная магистраль Ростов-на-Дону - Беслан – Назрань – Грозный – Махачкала – Баку и автомобильная трасса Ростов-на-Дону – Нальчик – Владикавказ - Назрань – Грозный – Баку. Через территорию республики проходят магистральные газо- и нефтепроводы из Чеченской Республики. В республике нет аэропорта, способного принимать самолеты дальней авиации. Тем не менее, местные авиалинии соединяют Ингушетию с отдаленными районами республики и с соседними субъектами Российской Федерации. Ближайшие аэропорты находятся в городах Владикавказе и Грозном.
Социально-экономическое положение Республики Ингушетия характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, низкой обеспеченностью объектами социальной сферы.
Промышленность в Республике Ингушетия развита слабо. В основном это пищевая индустрия, базирующаяся на местных сельскохозяйственных ресурсах, а также добывающая промышленность - на базе месторождений нефти и газа на севере республики в районе Малгобека. Имеются предприятия электротехнической и легкой промышленности, которые сосредоточены главным образом в г. Назрани (завод "Электроинструмент", трикотажная фабрика).
В республике наблюдается высокая степень износа производственных фондов (средний уровень износа составляет 45,7 процента) и низкий технический и технологический уровень оснащения промышленных производств (37 процентов).
По состоянию на 2008 год республика обладает низкой инвестиционной привлекательностью и недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктур.
Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередач (60 процентов), значительными техническими потерями в сетях (45 процентов). Подстанция "Плиево", являющаяся узловой, осуществляет подачу электроэнергии для 70 процентов населения республики. Потребители получают электроэнергию по единственной высоковольтной линии, что приводит к значительным перегрузкам при поставке электроэнергии.
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, связанных с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов).
Жилищный фонд обеспечен канализацией на 64,8 процентов, центральным отоплением - на 4,1 процента, горячим водоснабжением – на 4,1 процент.
Пропускная способность существующих коллекторов не удовлетворяет сегодняшним потребностям и нуждам населения. Ввиду физического износа существующих коллекторов и их полного отсутствия в новых микрорайонах ухудшается эпидемиологическая обстановка в республике.
В Республике Ингушетия в настоящее время функционирует 118 школ на 35,3 тысяч ученических мест. Численность учащихся в школах республики составляет 75,2 тысяч человек. Таким образом, дефицит составляет 39,9 тысяч ученических мест (или 54,1 процента). Обучение в 70 процентах школ проводится в 2 смены, в 30 процентах - в 3.
Существующая сеть общеобразовательных учреждений в регионе не позволяет обеспечить качественного образования на современном уровне. Кроме того, существует серьезная проблема обеспечения безопасности учебного процесса в таких учреждениях. Более 70 процентов школ Республики Ингушетия расположены в приспособленных зданиях, построенных в 1920 - 1930 годы, с деревянными междуэтажными перекрытиями, коридорами и дверными проемами, не соответствующими нормам пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в 13 школах в аварийном состоянии находятся отдельные блоки и помещения.
Уровень инфраструктуры здравоохранения по количественным показателям ниже среднего уровня по Российской Федерации, в частности обеспеченность койками на 10 тыс. населения составляет 40,4. Республиканская стоматологическая поликлиника, республиканская детская поликлиника, эндокринологический, кардиологический, онкологический, центр медицинской профилактики, медицинский информационно-аналитический центр размещены в арендуемых помещениях, которые не отвечают санитарным требованиям.
Аграрно-промышленный комплекс Республики Ингушетия характеризуется слабой материально-технической базой, низким уровнем урожайности, неразвитостью и низкой производительностью в животноводстве. Доминирующая отрасль сельского хозяйства - животноводство овцеводческого направления, а также разведение крупного рогатого скота. Значительное развитие получили также виноградарство, табаководство и зерновое растениеводство. Сельскохозяйственные угодья Ингушетии составляют 270 тыс. га. Вследствие низкой обеспеченности минеральными удобрениями (16 процентов), средствами защиты растений, урожайность культур ниже нормативной.
В целом уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющемуся потенциалу.
Население в Республике Ингушетия на 1 января 2008 составляет 499,5 тыс. чел. с преобладанием сельского населения. Демографические процессы характерны для переходного типа воспроизводства населения: высокая рождаемость сопровождается низкой смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни. Уровень зарегистрированной безработицы с 2003 года по 2007 год увеличился с 19,9 процента до 28,3 процента. При этом уровень реальной безработицы составляет 47,3 процента.
Низкий уровень доходов трудоспособного населения республики обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики, наблюдается низкая платежеспособность населения.
Несбалансированность рынка труда является следствием утраты инженерно-технического кадрового потенциала, а также наличием свободной рабочей силы и отсутствием мест приложения труда.
В Республике Ингушетия имеется большое количество граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (далее - вынужденные переселенцы).
Наличие большого количества вынужденных переселенцев, не имеющих жилищных условий, соответствующих санитарным нормам, создает социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, препятствует созданию условий для ускорения экономического развития республики.
Указанные причины сохраняют негативные тенденции в экономике и социальную напряженность в Республике Ингушетия. В этой связи актуальным является решение проблемы социально-экономического развития Республики Ингушетия при наличии целого комплекса благоприятных факторов, способствующих развитию экономического потенциала самой республики, главные из которых следующие: удобное расположение Республики Ингушетия для организации приграничного товарообмена с другими регионами, а также для обеспечения транзитных перевозок из Азербайджана, Армении, Грузии и Ирана, транзита грузов между портами Черного и Каспийского морей; наличие биоклиматического и минерально-сырьевого потенциала; благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста.
В 2002-2007 годах государственная поддержка социально-экономического развития Республики Ингушетия осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Юг России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 581, а также отраслевых федеральных целевых программ.
Несмотря на положительную тенденцию, наметившуюся за последние годы в социально-экономическом развитии Республики Ингушетия, и имеющиеся возможности для дальнейшего ее развития, текущее состояние экономики характеризуется низким уровнем валового регионального продукта на душу населения, который ниже аналогичного среднего показателя по Южному федеральному округу более чем в 4 раза. Значительное отставание сохраняется по основным показателям социального развития.
Сложный характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием Республики Ингушетия, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является программно-целевой метод.
Решение проблемы социально-экономической стабилизации (далее - Проблема) предполагается осуществить с помощью республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" (далее – Программа) с учетом особенностей развития социальной и экономической сферы.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию существующих предприятий и объектов инфраструктуры с обновлением основных фондов, так и новое строительство с созданием рабочих мест.
Предлагается два варианта решения Проблемы программно-целевым методом.