УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ПРИКАЗ
от 25 мая 2009 года N 86-к
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ" НА 2010 - 2012 ГОДЫ
(Изменения и дополнения:
Приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 27.06.2011, г. N 16-пр, НГР:RU01000201100354
Приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 02.08.2012, г. N 186, НГР:RU01000201200562
Приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 21.12.2012, г. N 52-пр, НГР:RU01000201200967)
В соответствии с пунктом 5 раздела I Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 августа 2008 года N 145 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ",
приказываю:
1. Утвердить Ведомственную целевую программу "Сохранение биологического разнообразия, обеспечение охраны и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения" на 2010 - 2012 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Заместитель
начальника Управления
А.Н. Ешев
(В ред. - Приказа Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 02.08.2012, г. N 186, НГР:RU01000201200562)
Наименование субъекта бюджетного планирования | Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея |
Наименование ведомственной целевой программы | "Сохранение биологического разнообразия, обеспечение охраны и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения" на 2010 - 2012 годы |
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта | Приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от _____________ N __________ |
Цели и задачи ведомственной целевой программы | Цель программы - сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: - развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения; - обеспечение охраны и устойчивого функционирования ООПТ регионального значения; - выявление наиболее нуждающихся в охране видов животных, растений и грибов обитающих (произрастающих) на территории Республики Адыгея. |
Сроки реализации ведомственной целевой программы | 2010 - 2012 годы |
Целевые индикаторы | сохранение биологического и ландшафтного разнообразия на территории общей площадью 26 тыс. га; уточнение границ 6 ООПТ регионального значения; разработка межевых дел для 7 ООПТ регионального значения изучение реального состояния биологического разнообразия на территории общей площадью 779 тыс. га |
Объемы финансирования, всего: | 5523,5 тыс. рублей |
в том числе по годам: 2010 2011 2012 | 1357,8 тыс. рублей 1743,7 тыс. рублей 2422,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности | Утверждение границ ООПТ регионального значения, инициирование процедуры по переводу земель лесного и водного фондов в земли особо охраняемых природных территорий и объектов, а также процедуры по передаче прав из федеральной в республиканскую собственность. Привлечение дополнительных инвестиций в туристско-рекреационный комплекс Республики Адыгея. Выявление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов обитающих (произрастающих) на территории Республики Адыгея и нуждающихся в специальных административно-правовых действиях, направленных на установление режима особой охраны и разработку мер по их восстановлению. |
к приказу Управления природных
ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Адыгея
от __________ N _______
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Сохранение биологического разнообразия, обеспечение охраны и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения" на 2010 - 2012 годы г. Майкоп 2009
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) регионального значения предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.
ООПТ регионального значения Республики Адыгеи были созданы следующими нормативными правовыми актами:
6. Решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Адыгейской автономной области от 26 апреля 1991 года N 112 "О создании ботанических заказников на территории Краснодарской государственной экофирмы "Элота".
Перечень ООПТ регионального значения:
N п/п | Название и категория ООПТ | Площадь и район Республики Адыгея |
1 | 2 | 3 |
1 | Природный парк "Большой Тхач" | Майкопский 3703 га |
2 | Памятник природы республиканского значения "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" | Майкопский 5776 га |
3 | Памятник природы республиканского подчинения "Верховья реки Цица" | Майкопский 1913 га |
4 | Памятник природы, республиканского значения "Хребет Буйный" | Майкопский 1470 га |
5 | Памятник природы республиканского значения "Долина реки Руфабго" | Майкопский 322,4 га |
1 | 2 | 3 |
6 | Памятник природы республиканского значения "Гранитное ущелье" | Майкопский 556,3 га |
7 | Памятник природы республиканского значения "Хаджохская теснина" | Майкопский 5,426 га |
8 | Памятник природы республиканского значения "Казачий камень" | Майкопский 0,25 га |
9 | Памятник природы республиканского значения "Массив самшита колхидского" | Майкопский 1824,6 га |
10 | Памятник природы республиканского значения "Каньон реки Аминовка" | Майкопский 1539,8 га |
11 | Памятник природы республиканского значения "Естественное насаждение каштана посевного" | Майкопский 1332,1га |
12 | Памятник природы республиканского значения "Каньон ручья Мешоко" | Майкопский 67,5 га |
13 | Памятник природы республиканского значения "Каньон реки Сахрай" | Майкопский 71,7 га |
14 | Памятник природы республиканского значения "Долина реки Сюк" | Майкопский 624,1 га |
15 | Памятник природы республиканского значения "Долина аммонитов" | Майкопский 25,407 га |
16 | Памятник природы республиканского значения "Гора Монах - водопады реки Кутанка" | Майкопский 266,0 га |
17 | Майкопский ботанический заказник | Майкопский 5400 га |
18 | Кужорский ботанический заказник | Майкопский 1117 га |
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" по памятникам природы регионального значения органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении, а также осуществляют передачу памятников природы регионального значения и их территорий под охрану, оформляют охранные обязательства, паспорта и другие документы.
Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея (далее - Управление) в 2008 году утверждены паспорта по всем памятникам природы регионального значения, в которых определен режим их охраны. Вместе с тем, вышеуказанными нормативными правовыми актами Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея о создании особо охраняемых природных территорий их границы описаны, но не утверждены в установленном законом порядке, а именно не проведены работы по межеванию границ 9 из 18 ООПТ регионального значения. На границах всех ООПТ регионального значения не установлены маркировочные знаки и информационно-предупредительные аншлаги.
В настоящее время не проведены работы по межеванию границ следующих ООПТ регионального значения:
- Верховье реки Цица;
- Верховья рек Пшеха и Пшехашха;
- Хребет Буйный;
- Массив самшита колхидского;
- Естественные насаждения каштана посевного;
- Долина реки Сюк;
- Долина аммонитов;
- Майкопский ботанический заказник;
- Кужорский ботанический заказник.
Как следствие территории ООПТ регионального значения не поставлены на государственный кадастр в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея и не включены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея.
В дополнение к вышеизложенному необходимо отметить, что нерешенность указанной проблемы не позволяет реализовать полномочия по передаче под охрану памятников природы регионального значения, так как одновременно с выдачей охранного обязательства по памятнику природы должен заключаться договор аренды на земельный участок, в котором оговариваются финансовые и земельные вопросы.
Необходимо отметить, что земли, занятые памятниками природы и объявленные органами государственной власти Республики Адыгея в качестве особо охраняемых природных территорий, входят в состав земель лесного и водного фондов, которые в соответствии с Лесным и Водным кодексами Российской Федерации находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ регионального значения находятся в собственности субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, осуществить указанные процедуры можно только после перевода земель лесного и водного фондов в категорию земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также после передачи земельных участков, на которых расположены ООПТ регионального значения, из федеральной в республиканскую собственность.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" в состав документации для перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий и объектов входят:
- схема (проект) размещаемого на участке земель лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительства;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на участок земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.
Что касается первого вопроса то необходимо отметить, что в настоящее время он решен. Все ООПТ регионального значения включены в схему территориального планирования Республики Адыгея, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 10 ноября 2008 года N 183 "О схеме территориального планирования Республики Адыгея".
Вместе с тем, как уже отмечалось без проведения работ по межеванию границ невозможно получить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определение допустимых рекреационных нагрузок для ООПТ регионального значения, в том числе и наиболее перспективных с точки зрения развития туризма (природный парк "Большой Тхач" и памятники природы: "Каньон реки Аминовка", "Гранитное ущелье", "Водопады ручья Руфабго", "Каньон ручья Мешоко", "Каньон реки Сахрай", "Хаджохская теснина", "Казачий камень").
Важное значение для рекреационного использования и освоения природных комплексов и объектов имеет оценка их ландшафта с точки зрения его устойчивости к рекреационным нагрузкам, которая зависит от многих природных факторов: крутизны склонов, почвенного покрова, степени его эрозии, состава и возраста насаждений, влажности, местонахождения.
Ведение туризма без учета рекреационной емкости ООПТ может привести к утрате этими территориями своей ценности в экологическом, научном и эстетическом отношениях, как следствие, это приведет к потере республикой наиболее значимых рекреационных ресурсов, что поставит под сомнение дальнейшее развитие туристско-рекреационного комплекса.
Красная книга. Одной из наиболее общепризнанных форм охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений являются Красные книги, имеющие статус справочного и юридического документа. В 1991 году Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" впервые было декларировано создание региональных Красных книг как обязанности субъектов, входящих в состав Российской Федерации.