Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2010 года N 546

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2011-2013 ГОДЫ)"

(с изменениями от 28.06.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 388, НГР RU19000201100326)

(с изменениями от 01.11.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 726, НГР RU19000201100602)

(с изменениями от 05.03.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 125, НГР RU19000201200151)

(с изменениями от 11.10.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 679. НГР RU19000201200931)

(утратило силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.11.2012 N 779, НГР RU19000201201076)

В целях обеспечения потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах, в соответствии с постановлениями Правительства Республики Хакасия от 21.09.2010 N 484 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" и от 24.08.2010 N 423 "О составлении прогноза социально экономического развития Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, проектов республиканского бюджета Республики Хакасия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на очередной финансовый год" Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011-2013 годы)" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу с 01 января 2011 года постановления Правительства Республики Хакасия:

от 14.10.2009 N 457 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на 2010-2012 годы";

от 09.03.2010 N 100 "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.10.2009 N 457".

Председатель Правительства Республики Хакасия В. Зимин

Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 26.10.2010 N 546

ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011-2013 годы)"

ПАСПОРТ долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011-2013 годы)"


Наименование

- долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

- постановление Правительства Республики Хакасия
 от 21.09.2010 N 484 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов"

Государственный заказчик

- Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия

Цель

- формирование кадрового потенциала Республики Хакасия, обеспечивающего устойчивое развитие экономики

Задачи

- повышение уровня занятого экономически активного населения;

 создание системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений;

 формирование единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услуг;

 повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Хакасия

Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам

- увеличение доли занятого экономич ески активного населения: 2011 год - до 60,0%, 2012 год – до 60,5%, 2013 год – до 61,0%;

 снижение уровня общей безработицы: 2011 год - до 9,0%, 2012 год – до 8,7%, 2013 год – до 8,3%;

 численность граждан, получивших услуги по
 профессиональной ориентации в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда: 2011 год - 12,0 тыс. человек, 2012 год – 12,1 тыс. человек, 2013 год – 12,2 тыс. человек;

 численность граждан и работодателей, получивших услуги по информированию о ситуации на рынке труда: 2011 год - 25,0 тыс. человек, 2012 год – 26,0 тыс. человек, 2013 год – 26,0 тыс. человек;

 доля выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы: 2011 год - 35,0%, 2012 год – 37,0%, 2013 год – 38,0%;

 доля выпускников учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных при
 содействии органов службы занятости, от числа
 обратившихся за содействием в поиске подходящей
 работы: 2011 год - 30,0%, 2012 год – 32,0%, 2013 год – 35,0%;

 доля выпускников учреждений высшего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы: 2011 год - 45,0%, 2012 год – 46,0%, 2013 год – 47,0%

Сроки реализации

- 2011 - 2013 годы

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 5865,0 тыс. рублей, в том числе 4865,0 тыс. рублей в форме субсидий:
 2011 год - 1680,0 тыс. рублей в форме субсидий,
 2012 год - 1955,0 тыс. рублей, в том числе 955 тыс. рублей в форме субсидий,
 2013 год - 2230,0 тыс. рублей в форме субсидий

Ожидаемые конечные результаты реализации

- реализация Программы позволит:
 увеличить долю занятого экономически активного населения до 61,0 %;
снизить уровень общей безработицы до 8,3 %;
достигнуть своевременного удовлетворения потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах соответствующего профиля и уровня подготовки;

 сформировать систему профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений в целях обеспечения обоснованного выбора профессии (специальности) и сферы деятельности;

 увеличить долю выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 38,0 %;

 увеличить долю выпускников учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 35,0 %;

 увеличить долю выпускников учреждений высшего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 47,0 %;

 обеспечить доступность информации о рынке труда и образовательных услугах

I. Характеристика проблемы


Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости относятся к числу важнейших социально-экономических параметров, и от эффективности функционирования рынка труда зависит развитие экономики.

Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание на нем сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. Профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу на современном рынке труда, не в полной мере удовлетворяет его требованиям, в связи с чем отмечается дефицит квалифицированной рабочей силы.

Причиной этого является ряд демографических и социально-экономических факторов, к которым относятся:

1) демографические факторы. В связи с ежегодной сокращаемостью численности трудоспособного населения Республики Хакасия (за период 2006-2010 годов - на 9,3 тыс. человек) проблема кадрового обеспечения экономики Республики Хакасия будет все более обостряться. Кадровые проблемы возникают, прежде всего, по рабочим местам, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.

Возрастной аспект дефицита рабочей силы выражается в старении населения трудоспособного возраста, что приводит к снижению кадрового потенциала экономики. В 2006-2009 годах произошло незначительное увеличение числа занятых в возрастной группе 20-29 лет с 24 % до 25 % при существенном увеличении доли занятых в возрастной группе 50-59 лет с 21 % до 25 %.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного Федеральной службой государственной статистики России в 2009 году, средний возраст занятых в экономике Республики Хакасия приблизился к 40 годам.

При сохранении сложившихся тенденций в перспективе прогнозируется снижение численности занятого населения наиболее активных возрастных групп;

2) структурные (качественные) факторы. Отраслевая специфика проявления дефицита рабочей силы выражена в том, что ситуация существенно различается при рассмотрении отдельных видов экономической деятельности. Наиболее заметно сократилась среднесписочная численность работников с 2006 по 2009 годы в сельском хозяйстве - на 45,2 %, обрабатывающих производствах – на 36,7 %, торговле – на 10,4 %. В то же время значительно увеличилась численность работающих по следующим видам деятельности: финансовая деятельность - в 4,1 раза, транспорт и связь - на 62 %, добыча полезных ископаемых - на 39 %, операции с недвижимым имуществом - на 25 %, строительство - на 7 %;

3) профессионально-квалификационные факторы. В экономике сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в органы службы занятости Республики Хакасия, ежегодно составляет 23-25 тысяч единиц.

В структуре сведений о потребности в работниках преобладает спрос на рабочие профессии, который составляет 80 % от общей потребности в работниках.

Для вакансий характерна дифференциация по городской и сельской местностям. Наиболее емкими по количеству вакансий являются рынки труда городов - 70 % от общего числа вакансий, заявленных в центры занятости.

В 2009 году в общей потребности в квалифицированных работниках спрос распределялся следующим образом:

квалифицированные рабочие в различных отраслях экономики составляли 68 % от общей потребности;

специалисты высшего уровня квалификации - 14 %;

специалисты среднего уровня квалификации - 13 %;

руководители органов власти и управления всех уровней - 5 %.

В численности квалифицированной рабочей силы высоким остается спрос на работников следующих категорий:

квалифицированные рабочие промышленных организаций, строительства, транспорта, связи - 44 % от общей потребности в работниках данной квалификации;

квалифицированные работники сельского, лесного хозяйства - 23 %;

работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли - 23 %;

аппаратчики, машинисты установок и машин, операторы, слесари-сборщики - 20 %.

Организации Республики Хакасия постоянно испытывают потребность в квалифицированных работниках строительных профессий (каменщики, бетонщики, штукатуры, плотники, монтажники, кровельщики), электрогазосварщиках, горнорабочих, слесарях, станочниках, рабочих по производству продовольственных товаров (мясная и хлебопекарная отрасли).

Также востребованы операторы и машинисты горного оборудования, машинисты землеройных машин, кранов, подъемников, водители большегрузных автомобилей.

Увеличивается спрос на квалифицированных работников сельхозпроизводства: овощеводов, работников по производству молочной и животноводческой продукции, а также производителей продуктов животноводства.

Среди специалистов среднего уровня квалификации востребованы: электрики, механики, фельдшеры, фармацевты, медицинские сестры, персонал дошкольного воспитания и обучения.

В последние годы экономика Республики Хакасия испытывает растущую потребность в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации в строительстве, энергетике, электротехнике, горной инженерии.

Длительное время учреждения здравоохранения не имеют возможности восполнить потребность во врачах различной специализации.

В 2009 году 38 учреждений профессионального образования Республики Хакасия выпустили на рынок труда более 7 тысяч специалистов всех уровней образования очной формы обучения, из них выпускники учреждений начального профессионального образования составили 34 %, среднего - 36 % и высшего - 30 %.

Общая численность выпускников образовательных учреждений за период с 2006 по 2008 годы выросла на 25 %. Численность выпускников учреждений высшего профессионального образования увеличилась на 42 %, среднего - на 36 %, начального - на 8 %.

Доли выпуска студентов высшего и среднего профессионального образования от общей численности выпуска учащихся всех уровней профессионального образования за период с 2006 по 2009 годы возросли на 3 %, в то время как доля выпуска учащихся начального профессионального образования снизилась на 6 %.

Между тем, структура выпускников по направлениям профессиональной подготовки за период с 2006 по 2009 годы практически не изменилась. По-прежнему преобладает доля выпускников по специальностям "Экономика" и "Юриспруденция". Выпускники с профессиональным образованием для реального сектора экономики составляют порядка 25 % от их общей численности.

Учреждения начального профессионального образования Республики Хакасия обучают рабочих по 11 из 28 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.

В 2009 году 15 % выпускников учреждений начального профессионального образования получили профессии продавца и делопроизводителя по направлению "Экономика и управление". Профессии тракториста-машиниста, садовника и хозяйки усадьбы по направлению "Сельское и рыбное хозяйство" получили 14 % учащихся, повара и парикмахера по направлению "Сфера обслуживания" - 18 % выпускников. Начальное профессиональное образование по направлениям отраслей промышленности "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Металлургия, машиностроение и металлообработка", "Транспортные средства", "Строительство и архитектура", "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов", "Геология, разведка и разработка полезных ископаемых" получили в 2008 году 43 % выпускников.

Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов в целом не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников учреждений начального профессионального образования происходит на фоне возрастающей потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных рабочих.

Несмотря на востребованность рабочих профессий на рынке труда, проблемой трудоустройства выпускников рабочих специальностей учреждений начального профессионального образования является несоответствие профиля подготовки и уровня квалификации потребностям работодателей, которым требуются квалифицированные рабочие определенной специальности (профессии), имеющие высокие разряды, смежные профессии и опыт работы. Однако низкий уровень заработной платы и тяжелые условия труда не привлекают выпускников учреждений начального профессионального образования;

4) дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг. Динамика образовательной структуры занятых в экономике свидетельствует о повышении общего уровня образования. За последние три года заметно увеличилась доля работников с высшим профессиональным образованием - с 20 до 26 %. В то же время часть занятых в экономике с формально более высоким уровнем образования фактически выполняет работу, требующую меньшей квалификации и сложности труда, а это означает недоиспользование трудового потенциала работников и в известной мере их деквалификацию.

Многие выпускники не готовы применять полученные ими знания на практике, в результате более 40 % выпускников вынуждены работать не по специальности, что свидетельствует о несоответствии отраслевого профиля образования квалификационным требованиям конкретных должностей и профессий. В данной ситуации возрастает роль и значение профессиональной ориентации, психологической поддержки, формирования трудовой мотивации у молодежи и проведения мероприятий по информированию населения. Однако возможности внутрифирменной подготовки и переподготовки персонала ограничены, а на предприятиях, созданных в пореформенный период, она вообще отсутствует. В настоящее время только 13 организаций осуществляют обучение персонала на своей учебной базе.

В целом изменения в структуре занятого населения свидетельствуют о дисбалансе спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, снижении качественных характеристик рабочих мест. В структуре спроса на регистрируемом рынке труда преобладают рабочие профессии (80 %), а в структуре подготовки выпускники учреждений начального профессионального образования составляют лишь 34 %. При этом на одного студента вуза приходится по одному учащемуся в системе среднего и начального профессионального образования. Пропорция является оптимальной, когда на одного студента вуза приходится трое учащихся в системе среднего и пять - начального профессионального образования.

Наблюдается сокращение общего количества молодежи, поступающей в учреждения начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных учреждений. Высшее образование остается престижным вопреки потребностям рынка труда, и эта тенденция сохранится на среднесрочную перспективу.

Таким образом, безработица в Республике Хакасия носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер. В 2009 году на 14,2 тыс. безработных приходилось 23,5 тыс. вакансий, 70 % вакансий - в городской местности.

Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, неблагоприятные условия труда на рабочих местах, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.

Современный рынок труда характеризуется значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики. В него включаются граждане, которые числятся безработными, оформленные по совместительству, на неполный рабочий день и т. п. Эти трудовые ресурсы размещаются в сфере разнообразной предпринимательской деятельности - в торговле, бытовых услугах, транспорте, строительстве. Официальная статистика по количественному и качественному наполнению "скрытого" рынка труда отсутствует. Основная причина - сокрытие доходов от налоговых служб. По оценкам специалистов, в неформальном секторе экономики занято до 25–30 % трудоспособного населения, среди них значительная часть молодежи.

Сферы деятельности "скрытого" рынка труда характеризуются зачастую невысокой культурой труда, отсутствием правовой защищенности и социальных гарантий для участников трудового процесса сегодня и отсутствием полноценного пенсионного обеспечения в будущем.

Сосуществование "открытого" и "скрытого" рынков труда ставит в неравные условия работающих, хотя "скрытый" рынок поставляет все большее число вакансий. Решение проблемы видится в усилении административного воздействия по отношению к работодателям, нарушающим трудовое законодательство, с одной стороны, и в развитии социального партнерства, с другой.

Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в целях максимального удовлетворения потребностей экономики, более эффективного использования трудовых ресурсов Республики Хакасия необходимо разработать меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования развития трудового потенциала, совершенствование структуры и качества подготовки кадров.

II. Цель и задачи


Целью является формирование кадрового потенциала Республики Хакасия, обеспечивающего устойчивое развитие экономики в рыночных условиях. Субъектами управления кадровым потенциалом являются исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия, работодатели, учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и квалифицированных рабочих кадров, и граждане, занимающиеся профессионально-трудовой деятельностью или готовящиеся к ней.

Поставленные цели будут достигнуты путем решения следующих задач:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»