ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2010 года N 546
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2011-2013 ГОДЫ)"
(с изменениями от 28.06.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 388, НГР RU19000201100326)
(с изменениями от 01.11.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 726, НГР RU19000201100602)
(с изменениями от 05.03.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 125, НГР RU19000201200151)
(с изменениями от 11.10.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 679. НГР RU19000201200931)
(утратило силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.11.2012 N 779, НГР RU19000201201076)
В целях обеспечения потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах, в соответствии с постановлениями Правительства Республики Хакасия от 21.09.2010 N 484 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" и от 24.08.2010 N 423 "О составлении прогноза социально экономического развития Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, проектов республиканского бюджета Республики Хакасия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на очередной финансовый год" Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011-2013 годы)" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу с 01 января 2011 года постановления Правительства Республики Хакасия:
от 14.10.2009 N 457 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на 2010-2012 годы";
от 09.03.2010 N 100 "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.10.2009 N 457".
Председатель Правительства Республики Хакасия В. Зимин
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011-2013 годы)"
Наименование | - долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - постановление Правительства Республики Хакасия |
Государственный заказчик | - Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия |
Цель | - формирование кадрового потенциала Республики Хакасия, обеспечивающего устойчивое развитие экономики |
Задачи | - повышение уровня занятого экономически активного населения; |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам | - увеличение доли занятого экономич ески активного населения: 2011 год - до 60,0%, 2012 год – до 60,5%, 2013 год – до 61,0%; |
Сроки реализации | - 2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования | - общий объем финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 5865,0 тыс. рублей, в том числе 4865,0 тыс. рублей в форме субсидий: |
Ожидаемые конечные результаты реализации | - реализация Программы позволит: |
Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости относятся к числу важнейших социально-экономических параметров, и от эффективности функционирования рынка труда зависит развитие экономики.
Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание на нем сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. Профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу на современном рынке труда, не в полной мере удовлетворяет его требованиям, в связи с чем отмечается дефицит квалифицированной рабочей силы.
Причиной этого является ряд демографических и социально-экономических факторов, к которым относятся:
1) демографические факторы. В связи с ежегодной сокращаемостью численности трудоспособного населения Республики Хакасия (за период 2006-2010 годов - на 9,3 тыс. человек) проблема кадрового обеспечения экономики Республики Хакасия будет все более обостряться. Кадровые проблемы возникают, прежде всего, по рабочим местам, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.
Возрастной аспект дефицита рабочей силы выражается в старении населения трудоспособного возраста, что приводит к снижению кадрового потенциала экономики. В 2006-2009 годах произошло незначительное увеличение числа занятых в возрастной группе 20-29 лет с 24 % до 25 % при существенном увеличении доли занятых в возрастной группе 50-59 лет с 21 % до 25 %.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного Федеральной службой государственной статистики России в 2009 году, средний возраст занятых в экономике Республики Хакасия приблизился к 40 годам.
При сохранении сложившихся тенденций в перспективе прогнозируется снижение численности занятого населения наиболее активных возрастных групп;
2) структурные (качественные) факторы. Отраслевая специфика проявления дефицита рабочей силы выражена в том, что ситуация существенно различается при рассмотрении отдельных видов экономической деятельности. Наиболее заметно сократилась среднесписочная численность работников с 2006 по 2009 годы в сельском хозяйстве - на 45,2 %, обрабатывающих производствах – на 36,7 %, торговле – на 10,4 %. В то же время значительно увеличилась численность работающих по следующим видам деятельности: финансовая деятельность - в 4,1 раза, транспорт и связь - на 62 %, добыча полезных ископаемых - на 39 %, операции с недвижимым имуществом - на 25 %, строительство - на 7 %;
3) профессионально-квалификационные факторы. В экономике сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.
Потребность работодателей в работниках, заявленная в органы службы занятости Республики Хакасия, ежегодно составляет 23-25 тысяч единиц.
В структуре сведений о потребности в работниках преобладает спрос на рабочие профессии, который составляет 80 % от общей потребности в работниках.
Для вакансий характерна дифференциация по городской и сельской местностям. Наиболее емкими по количеству вакансий являются рынки труда городов - 70 % от общего числа вакансий, заявленных в центры занятости.
В 2009 году в общей потребности в квалифицированных работниках спрос распределялся следующим образом:
квалифицированные рабочие в различных отраслях экономики составляли 68 % от общей потребности;
специалисты высшего уровня квалификации - 14 %;
специалисты среднего уровня квалификации - 13 %;
руководители органов власти и управления всех уровней - 5 %.
В численности квалифицированной рабочей силы высоким остается спрос на работников следующих категорий:
квалифицированные рабочие промышленных организаций, строительства, транспорта, связи - 44 % от общей потребности в работниках данной квалификации;
квалифицированные работники сельского, лесного хозяйства - 23 %;
работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли - 23 %;
аппаратчики, машинисты установок и машин, операторы, слесари-сборщики - 20 %.
Организации Республики Хакасия постоянно испытывают потребность в квалифицированных работниках строительных профессий (каменщики, бетонщики, штукатуры, плотники, монтажники, кровельщики), электрогазосварщиках, горнорабочих, слесарях, станочниках, рабочих по производству продовольственных товаров (мясная и хлебопекарная отрасли).
Также востребованы операторы и машинисты горного оборудования, машинисты землеройных машин, кранов, подъемников, водители большегрузных автомобилей.
Увеличивается спрос на квалифицированных работников сельхозпроизводства: овощеводов, работников по производству молочной и животноводческой продукции, а также производителей продуктов животноводства.
Среди специалистов среднего уровня квалификации востребованы: электрики, механики, фельдшеры, фармацевты, медицинские сестры, персонал дошкольного воспитания и обучения.
В последние годы экономика Республики Хакасия испытывает растущую потребность в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации в строительстве, энергетике, электротехнике, горной инженерии.
Длительное время учреждения здравоохранения не имеют возможности восполнить потребность во врачах различной специализации.
В 2009 году 38 учреждений профессионального образования Республики Хакасия выпустили на рынок труда более 7 тысяч специалистов всех уровней образования очной формы обучения, из них выпускники учреждений начального профессионального образования составили 34 %, среднего - 36 % и высшего - 30 %.
Общая численность выпускников образовательных учреждений за период с 2006 по 2008 годы выросла на 25 %. Численность выпускников учреждений высшего профессионального образования увеличилась на 42 %, среднего - на 36 %, начального - на 8 %.
Доли выпуска студентов высшего и среднего профессионального образования от общей численности выпуска учащихся всех уровней профессионального образования за период с 2006 по 2009 годы возросли на 3 %, в то время как доля выпуска учащихся начального профессионального образования снизилась на 6 %.
Между тем, структура выпускников по направлениям профессиональной подготовки за период с 2006 по 2009 годы практически не изменилась. По-прежнему преобладает доля выпускников по специальностям "Экономика" и "Юриспруденция". Выпускники с профессиональным образованием для реального сектора экономики составляют порядка 25 % от их общей численности.
Учреждения начального профессионального образования Республики Хакасия обучают рабочих по 11 из 28 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.
В 2009 году 15 % выпускников учреждений начального профессионального образования получили профессии продавца и делопроизводителя по направлению "Экономика и управление". Профессии тракториста-машиниста, садовника и хозяйки усадьбы по направлению "Сельское и рыбное хозяйство" получили 14 % учащихся, повара и парикмахера по направлению "Сфера обслуживания" - 18 % выпускников. Начальное профессиональное образование по направлениям отраслей промышленности "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Металлургия, машиностроение и металлообработка", "Транспортные средства", "Строительство и архитектура", "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов", "Геология, разведка и разработка полезных ископаемых" получили в 2008 году 43 % выпускников.
Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов в целом не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников учреждений начального профессионального образования происходит на фоне возрастающей потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных рабочих.
Несмотря на востребованность рабочих профессий на рынке труда, проблемой трудоустройства выпускников рабочих специальностей учреждений начального профессионального образования является несоответствие профиля подготовки и уровня квалификации потребностям работодателей, которым требуются квалифицированные рабочие определенной специальности (профессии), имеющие высокие разряды, смежные профессии и опыт работы. Однако низкий уровень заработной платы и тяжелые условия труда не привлекают выпускников учреждений начального профессионального образования;
4) дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг. Динамика образовательной структуры занятых в экономике свидетельствует о повышении общего уровня образования. За последние три года заметно увеличилась доля работников с высшим профессиональным образованием - с 20 до 26 %. В то же время часть занятых в экономике с формально более высоким уровнем образования фактически выполняет работу, требующую меньшей квалификации и сложности труда, а это означает недоиспользование трудового потенциала работников и в известной мере их деквалификацию.
Многие выпускники не готовы применять полученные ими знания на практике, в результате более 40 % выпускников вынуждены работать не по специальности, что свидетельствует о несоответствии отраслевого профиля образования квалификационным требованиям конкретных должностей и профессий. В данной ситуации возрастает роль и значение профессиональной ориентации, психологической поддержки, формирования трудовой мотивации у молодежи и проведения мероприятий по информированию населения. Однако возможности внутрифирменной подготовки и переподготовки персонала ограничены, а на предприятиях, созданных в пореформенный период, она вообще отсутствует. В настоящее время только 13 организаций осуществляют обучение персонала на своей учебной базе.
В целом изменения в структуре занятого населения свидетельствуют о дисбалансе спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, снижении качественных характеристик рабочих мест. В структуре спроса на регистрируемом рынке труда преобладают рабочие профессии (80 %), а в структуре подготовки выпускники учреждений начального профессионального образования составляют лишь 34 %. При этом на одного студента вуза приходится по одному учащемуся в системе среднего и начального профессионального образования. Пропорция является оптимальной, когда на одного студента вуза приходится трое учащихся в системе среднего и пять - начального профессионального образования.
Наблюдается сокращение общего количества молодежи, поступающей в учреждения начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных учреждений. Высшее образование остается престижным вопреки потребностям рынка труда, и эта тенденция сохранится на среднесрочную перспективу.
Таким образом, безработица в Республике Хакасия носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер. В 2009 году на 14,2 тыс. безработных приходилось 23,5 тыс. вакансий, 70 % вакансий - в городской местности.
Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, неблагоприятные условия труда на рабочих местах, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.
Современный рынок труда характеризуется значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики. В него включаются граждане, которые числятся безработными, оформленные по совместительству, на неполный рабочий день и т. п. Эти трудовые ресурсы размещаются в сфере разнообразной предпринимательской деятельности - в торговле, бытовых услугах, транспорте, строительстве. Официальная статистика по количественному и качественному наполнению "скрытого" рынка труда отсутствует. Основная причина - сокрытие доходов от налоговых служб. По оценкам специалистов, в неформальном секторе экономики занято до 25–30 % трудоспособного населения, среди них значительная часть молодежи.
Сферы деятельности "скрытого" рынка труда характеризуются зачастую невысокой культурой труда, отсутствием правовой защищенности и социальных гарантий для участников трудового процесса сегодня и отсутствием полноценного пенсионного обеспечения в будущем.
Сосуществование "открытого" и "скрытого" рынков труда ставит в неравные условия работающих, хотя "скрытый" рынок поставляет все большее число вакансий. Решение проблемы видится в усилении административного воздействия по отношению к работодателям, нарушающим трудовое законодательство, с одной стороны, и в развитии социального партнерства, с другой.
Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в целях максимального удовлетворения потребностей экономики, более эффективного использования трудовых ресурсов Республики Хакасия необходимо разработать меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования развития трудового потенциала, совершенствование структуры и качества подготовки кадров.
Целью является формирование кадрового потенциала Республики Хакасия, обеспечивающего устойчивое развитие экономики в рыночных условиях. Субъектами управления кадровым потенциалом являются исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия, работодатели, учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и квалифицированных рабочих кадров, и граждане, занимающиеся профессионально-трудовой деятельностью или готовящиеся к ней.
Поставленные цели будут достигнуты путем решения следующих задач: