Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2009 года N 457

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2010- 2012 ГОДЫ"

(с изменениями от 09.03.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 100, НГР RU19000201000072)

(утратил силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.10.2010 N 546, НГР RU19000201000498)

В целях обеспечения потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах, реализации мероприятий комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований Республики Хакасия, в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.12.2007 N 411 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ Республики Хакасия", Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа).

Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия А. Голышев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Хакасия

от 14.10.2009 г. N 457

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА ПЕРИОД 2010 - 2012 ГОДЫ" ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на период 2010 - 2012 годы"


Наименование

- республиканская целевая программа "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на период 2010 - 2012 годы"

Дата принятия решения о разработке

- постановление Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 377 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов"

Государственные заказчики

Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство труда и социального развития Республики Хакасия; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия

Государственный заказчик- координатор

Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия

Цель

- создание эффективных механизмов управления, формирования, сохранения, воспроизводства, развития кадрового потенциала Республики Хакасия и системы профессионального образования, обеспечивающих переход экономики на инновационный путь развития

Задачи

- интеграция субъектов управления, создание целостного комплексного механизма и институтов управления кадровым потенциалом для достижения динамического баланса между рынком труда и рынком образовательных услуг; совершенствование содержания, создание и реализация эффективных механизмов управления качеством профессионального образования; формирование системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений; обеспечение устойчивого развития системы профессионального образования и равного доступа граждан к его получению

Показатели результативности (целевые индикаторы)

- процент введения новых профессий и специализаций; доля выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в первый год по профессии; количество учреждений профессионального образования, реализующих программы профессионального образования в рамках системы непрерывной профессиональной подготовки и на базе которых созданы ресурсные центры; доля учреждений профессионального образования, реализующих в учебно - воспитальном процессе инновационные технологии

Сроки реализации

- 2010 - 2012 годы

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия 5880 тыс.рублей, в том числе по годам: 2010 год - 1300 тыс. рублей, 2011 год - 2280 тыс. рублей, 2012 год – 2300 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации

- создание комплексного механизма управления кадровым потенциалом Республики Хакасия; достижение динамического равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, своевременное удовлетворение потребностей экономики республики в квалифицированных кадрах соответствующего профиля и уровня подготовки; снижение риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования, обеспечение до 80% их трудоустройства; создание механизмов систематического обновления содержания профессионального образования; приведение номенклатуры профессий и специальностей профессионального образования в соответствие со структурой спроса на рынке труда; укрепление материально-технической базы учреждений профессионального образования; создание системы непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивающей повышение квалификации педагогических работников в учреждениях профессионального образования; повышение профессиональной, социальной и личностной готовности выпускников к профессиональной трудовой деятельности в соответствии с требованиями рынка труда

I. Характеристика проблемы


Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости относятся к числу важнейших социально-экономических параметров, и от эффективности его функционирования зависит развитие экономики.

Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание на нем сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. Профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу на современном рынке труда, не в полной мере удовлетворяет его требованиям, в связи с чем отмечается дефицит квалифицированной рабочей силы.

Причиной этого является ряд демографических и социально-экономических факторов, к которым относятся следующие факторы дефицита рабочей силы:

1) демографические факторы.

В связи ежегодной сокращаемостью численности трудоспособного населения Республики Хакасия (за период 2006 - 2010 годов на 9,3 тыс. человек) проблема кадрового обеспечения экономики Республики Хакасия будет все более обостряться. Кадровые проблемы возникают прежде всего по рабочим местам, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.

Возрастной аспект дефицита рабочей силы выражается в старении населения трудоспособного возраста, что приводит к снижению кадрового потенциала экономики. В 2006-2008 годах произошло увеличение числа занятых в возрастной группе 20-29 лет с 23% до 24%, при существенном увеличении доли занятых в возрастной группе 50-59 лет с 17% до 21%.

По данным обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики России в 2008 году средний возраст занятых в экономике Республики Хакасия приблизился к 40 годам.

При сохранении сложившихся тенденций в перспективе прогнозируется снижение численности занятого населения наиболее активных возрастных групп.

2) структурные (качественные) факторы.

Отраслевая специфика проявления дефицита рабочей силы выражена в том, что ситуация существенно различается при рассмотрении отдельных видов экономической деятельности. Наиболее заметно сократилась среднесписочная численность работников с 2006 по 2008 годы в сельском хозяйстве - в 1,8 раза, обрабатывающих производствах – на 17,5%, торговле – на 7,8%. В то же время значительно увеличилась численность работающих по следующим видам деятельности: финансовая деятельность - в 2,5 раза, добыча полезных ископаемых - на 39%, операции с недвижимым имуществом – на 28%, строительстве- на 29%, транспорте и связь- на 27%.

Кризисные проявления в экономике вносят коррективы в структуру занятости. По данным мониторинга ситуации на рынке труда республики, проводимого с октября 2008 года органами службы занятости, из 4,3 тысячи работников, предполагаемых к увольнению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, доля работников организаций по видам экономической деятельности: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг составляет 23,0%, транспорт и связь – 12,4%, добыча полезных ископаемых – 10,0%, строительство – 9,2%.

3) профессионально-квалификационные факторы.

В экономике сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.

По данным выборочного обследования организаций дефицит квалифицированных рабочих кадров испытывают более 65% организаций, инженерно-технических работников и менеджеров - 41%.

В структуре сведений о потребности в работниках по заявкам работодателей, поступающих в органы службы занятости, преобладает спрос на рабочие профессии, который составляет 82,2% от общей потребности в работниках. По-прежнему высоким остается спрос на квалифицированных рабочих промышленных организаций, строительства, транспорта, связи – 25,2%; аппаратчиков, машинистов установок и машин, операторов, слесарей-сборщиков – 9,7%; работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли – 9,8%.

В 2009 году 38 учреждений профессионального образования Республики Хакасия выпустили на рынок труда более 7 тысяч специалистов всех уровней образования очной формы обучения, из них выпускники учреждений начального профессионального образования составили 34%, среднего- 36% и высшего- 30%.

Общая численность выпускников из образовательных учреждений республики за период с 2006 по 2008 годы выросла на 25%. Численность выпускников высшего профессионального образования увеличилась на 42%, среднего - на 36%, начального – лишь на 8%.

Доли выпуска студентов высшего и среднего профессионального образования от общей численности выпуска учащихся всех уровней профессионального образования за период с 2006 по 2008 годы возросли соответственно на 3%, в то время как доля выпуска учащихся начального профессионального образования снизилась на 6% .

Между тем, структура выпускников по направлениям профессиональной подготовки за период с 2006 по 2008 годы практически не изменилась. По-прежнему преобладает доля выпускников по специальностям "Экономика" и "Юриспруденция". Выпускники с профессиональным образованием для реального сектора экономики составляют порядка 25% от их общей численности.

Учреждения начального профессионального образования республики обучают рабочих по 11 из 28 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.

В 2009 году 15% выпускников учреждений начального профессионального образования получили профессии продавца и делопроизводителя по направлению "Экономика и управление". Профессии тракториста- машиниста, садовника и хозяйки усадьбы по направлению "Сельское и рыбное хозяйство" получили 14% учащихся, повара и парикмахера по направлению "Сфера обслуживания " -18% выпускников. Начальное профессиональное образование по направлениям отраслей промышленности – "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Металлургия, машиностроение и металлообработка", "Транспортные средства", "Строительство и архитектура", "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов", "Геология, разведка и разработка полезных ископаемых" получили в 2008 году 43% выпускников.

Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов в целом не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников учреждений начального профессионального образования происходит на фоне возрастающей потребности экономики республики в квалифицированных рабочих.

В связи с низкой востребованностью на рынке труда выпускники гуманитарного и экономического профилей учреждений высшего и среднего профессионального образования могут столкнуться с проблемой трудоустройства по полученной специальности после завершения обучения в 2009 году. Несмотря на востребованность рабочих профессий на рынке труда, проблемой трудоустройства выпускников рабочих специальностей учреждений начального профессионального образования является несоответствие профиля подготовки и уровня квалификации потребностям работодателей, которым требуются квалифицированные рабочие определенной специальности (профессии), имеющие высокие разряды, смежные профессии и опыт работы. Между тем, низкий уровень заработной платы и тяжелые условия труда не привлекают выпускников учреждений начального профессионального образования работать по полученной профессии;

4) дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг.

Динамика образовательной структуры занятых в экономике свидетельствует о повышении общего уровня образования. За последние три года заметно увеличилась доля работников с высшим профессиональным образованием – с 20 до 26%.

В то же время, часть занятых в экономике с формально более высоким уровнем образования фактически выполняет работу, требующую меньшей квалификации и сложности труда, а это означает недоиспользование трудового потенциала работников и, в известной мере, их деквалификацию.

Кроме того, многие выпускники не готовы применять полученные ими знания на практике, в результате более 40% выпускников вынуждены работать не по специальности, что свидетельствует о несоответствии отраслевого профиля образования квалификационным требованиям конкретных должностей и профессий.

В то же время и возможности внутрифирменной подготовки и переподготовки персонала ограничены, а на предприятиях, созданных в пореформенный период, она вообще отсутствует. В настоящее время только 13 организаций осуществляют обучение персонала на своей учебной базе;

Конкурентоспособность рабочей силы напрямую зависит от качества образования. Качество образования выпускников учебных заведений по большинству специальностей и профессий не соответствует требованиям конъюнктуры рынка. Основная проблема заключена в слабой практической составляющей процесса обучения.

5) ухудшение качественных характеристик рабочих мест.

Доля лиц, работавших в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, от общей численности работников с 1999 по 2007 год значительно увеличилась по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - с 23,7 до 35,3%; строительство - с 10,5 до 21,4%, транспорт - с 8,6 до 35,7%.

За этот же период доля занятых тяжелым физическим трудом возросла в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых и обрабатывающим производством, с 3,1 до 9,5%, на транспорте - с 0,2 до 15,7%, а в строительстве уменьшилась с 10,5 до 6,1%.

В целом изменения в структуре занятого населения свидетельствуют о дисбалансе спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, снижении качественных характеристик рабочих мест.

В структуре спроса на регистрируемом рынке труда преобладают рабочие профессии (82,2%), а в структуре подготовки выпускники учреждений начального профессионального образования составляют лишь 34%. При этом на одного студента вуза приходятся по одному учащемуся в системе среднего и начального профессионального образования. Пропорция является оптимальной, когда на одного студента вуза приходится три учащихся в системе среднего и пять – в системе начального профессионального образования.

Наблюдается сокращение общего количества молодежи, поступающей в учреждения начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных учреждений. Высшее образование остается престижным вопреки потребностям рынка труда, и эта тенденция сохранится на среднесрочную перспективу.

Таким образом, безработица в Республике Хакасия носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер. В 2008 году на 14,2 тыс. безработных приходилось 23,5 тыс. вакансий, 70% вакансий - в городской местности.

Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, неблагоприятные условия труда на рабочих местах, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.

Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в целях максимального удовлетворения потребностей экономики, более эффективного использования трудовых ресурсов республики необходимо разработать меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования развития трудового потенциала, совершенствование структуры и качества подготовки кадров.

Исследование характеристик кадрового потенциала и рынка труда Республики Хакасия и выделение на их основе приоритетных областей использования кадров на краткосрочную и среднесрочную перспективу, а также отсутствие в инвестиционных проектах и Программе "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 годы" разделов по обеспечению их трудовыми ресурсами обосновывают необходимость разработки данной программы.

II. Цель и задачи программы


Целью программы является создание эффективных механизмов управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала Республики Хакасия и системы профессионального образования, обеспечивающих переход экономики республики на инновационный путь развития.

Задачи программы:

интеграция субъектов управления, создание целостного комплексного механизма и институтов управления кадровым потенциалом для достижения динамического баланса между рынком труда и рынком образовательных услуг;

совершенствование содержания, создание и реализация эффективных механизмов управления качеством профессионального образования;

обеспечение устойчивого развития системы профессионального образования и равного доступа граждан к получению качественного профессионального образования.

III. Перечень программных мероприятий


1. Совершенствование инфраструктуры и механизмов регулирования рынка труда

Основные мероприятия указанного раздела направлены на создание целенаправленного информационного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления, государственной службы занятости населения, образовательных учреждений всех уровней профессионального образования и работодателей.

Проведение мониторингов (приложение 1 к программе) будет способствовать определению потребности экономики Республики Хакасия в специалистах с различным уровнем образования, необходимого объема приема молодежи и лиц из числа взрослого населения в учреждения профессионального образования на места, финансируемые из бюджетов разных уровней, составлению рейтинга наиболее востребованных профессий.

Для реализации программных мероприятий предполагается привлечение средств массовой информации, организация встреч, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест с целью повышения имиджа учреждений профессионального образования.

Решение проблемы своевременного получения достоверной информации о потребности в рабочих кадрах является важной составляющей стратегии развития системы профессионального образования.

2. Повышение эффективности использования в Республике Хакасия имеющихся трудовых ресурсов

Мероприятия данного раздела предусматривают организацию обучающих мероприятий для руководителей в сфере современных технологий управления персоналом, выборочной независимой квалификационной аттестации (сертификации) кадров квалифицированных рабочих и аттестации рабочих мест в организациях республики на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»