ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 года N 324
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ПРОГРАММУ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2010–2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 27.07.2010 N 375
(утратил силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.12.2012 N 858, НГР RU19000201201168)
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 419 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Законом Республики Хакасия от 20.12.2011 N 126-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года" Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в республиканскую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.07.2010 N 375 "О республиканской программе "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года" (с последующими изменениями), следующие изменения:
1) паспорт изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ республиканской программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года"
Ответственный исполнитель | - Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
Соисполнители | - Аппарат Правительства Республики Хакасия; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия; Министерство регионального развития Республики Хакасия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия; Министерство культуры Республики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Министерство труда и социального развития Республики Хакасия; Министерство спорта, туризма и молодежной политики Республики Хакасия; Государственная ветеринарная инспекция Республики Хакасия; Государственный комитет по лесу Республики Хакасия; Управление по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия |
Цель | - обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Республики Хакасия и снижения энергоемкости валового регионального продукта (по сравнению с 2007 годом) |
Задачи | - обеспечение эффективного взаимодействия энергетического сектора с другими секторами экономики Республики Хакасия в интересах регионального социума, включая поддержку экономически обоснованного увеличения издержек на удовлетворение энергетических потребностей на производство и потребление валового регионального продукта с целью ускорения социально-экономического развития республики; обеспечение энергетической безопасности Республики Хакасия путем добровольного согласования интересов производителей и потребителей энергоресурсов и создания корпоративной системы коллективной энергобезопасности на основе взаимовыгодного сотрудничества при реализации потенциала энергосбережения, накопленного в предшествующие периоды; повышение эффективности использования энергоресурсов как наиболее действенного способа увеличения производительных сил и производительности труда в республике, ограничения экологической нагрузки на окружающую среду, реализации концепции устойчивого и чистого развития, а также энерготехнологического совершенствования производительных сил республики путем повышения экономической эффективности и конкурентоспособности на внешних рынках; определение направлений, масштаба и структуры развития топливно-энергетического комплекса Республики Хакасия с целью реализации концепции планомерного и пропорционального развития хозяйственного комплекса республики как средства для обеспечения государственных гарантий достойного уровня жизни ее населения в планируемом периоде; повышение экономической эффективности инновационных преобразований в сфере энергопроизводства, энергопотребления и энергоиспользования в интересах социально-экономического развития республики; расширение производственной базы республиканской электроэнергетики главным образом за счет комплексной реконструкции и модернизации объектов малой энергетики, расположенных на территории республики (муниципальных и ведомственных котельных), с переходом на режим совместной выработки электрической и тепловой энергии; расширение ресурсно-сырьевой базы республиканской энергетики, главным образом за счет вовлечения в хозяйственный оборот местных и альтернативных источников топливно-энергетических ресурсов |
Долгосрочные республиканские целевые программы | - долгосрочная республиканская целевая программа "Культура Республики Хакасия (2011-2012 годы)"; мероприятия подпрограммы "Социальное развитие села" долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса в Республике Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы": субсидии муниципальным районам на строительство (реконструкцию) водопроводов; субсидии муниципальным районам на строительство (реконструкцию) сетей электроснабжения; субсидии муниципальным районам на модернизацию системы электроснабжения; долгосрочная республиканская целевая программа "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011–2015 годы)": подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия", в том числе мероприятие – субсидии бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета на мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; подпрограмма "Чистая вода", в том числе мероприятия: разработка рекомендаций по мероприятиям водосбережения в жилищном и коммунальном комплексах по территориям муниципальных образований; подготовка и издание информационно-аналитического материала по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов и водохозяйственному строительству; подпрограмма "Оснащение многоквартирного жилищного фонда коллективными приборами учета потребления коммунальных ресурсов на территории Республики Хакасия", в том числе мероприятие – субсидии бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Хакасия на установку приборов учета потребления ресурсов и узлов управления тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии |
Ведомственные целевые программы | - "Энергосбережение и повышение энергоэффективности Аппарата Правительства Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в подведомственных учреждениях Министерства образования и науки Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в государственных учреждениях Министерства культуры Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в государственных учреждениях Министерства здравоохранения Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия на период 2011–2013 годов"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия на 2011– 2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности государственных учреждений и управлений социальной поддержки населения, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Государственном комитете по лесу Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе Государственной ветеринарной инспекции Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе Управления по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия на 2011–2013 годы"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности по Министерству регионального развития Республики Хакасия на 2011–2013 годы" |
Мероприятия, не вошедшие в долгосрочные республиканские целевые и (или) ведомственные целевые программы | - ремонт и замена электропроводки и электрооборудования |
Показатели (целевые индикаторы) (по годам) | - целевыми индикаторами являются целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Значения, которые характеризуют целевые показатели, представлены в приложении 3 |
Сроки и этапы реализации | - 2010–2020 годы. 1 этап – 2010–2015 годы; 2 этап – 2016–2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований (в разрезе источников) | - общий объем финансирования региональной программы составляет 4 096 892,2 тыс. рублей, в том числе: 2010 год – 271 169,6 тыс. рублей, 2011 год – 755 573,8 тыс. рублей, 2012 год – 832 932,4 тыс. рублей, 2013 год –744 805,8 тыс. рублей, 2014 год – 575 547,9 тыс. рублей, 2015 год – 916 862,7 тыс. рублей. Из них: за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных государственным заказчикам в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, – 1 838 738,5 тыс. рублей, в том числе: 2010 год – 6 800,0 тыс. рублей, 2011 год – 337 435,0 тыс. рублей, 2012 год – 338 315,4 тыс. рублей, 2013 год – 251 476,8 тыс. рублей, 2014 год – 246 061,3 тыс. рублей, 2015 год – 658 650,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников – 2 179 670,2 тыс. рублей, в том числе: 2010 год – 262 872,0 тыс. рублей, 2011 год – 400 458,1 тыс. рублей, 2012 год – 483 407,5 тыс. рублей, 2013 год – 478 199,3 тыс. рублей, 2014 год – 313 003,6 тыс. рублей, 2015 год – 241 729,7 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов – 78 483,5 тыс. рублей, в том числе: 2010 год – 1 497,6 тыс. рублей, 2011 год – 17 680,7 тыс. рублей, 2012 год – 11 209,5 тыс. рублей, 2013 год – 15 129,7 тыс. рублей, 2014 год – 16 483,0 тыс. рублей, 2015 год – 16 483,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации | - динамика энергоемкости валового регионального продукта для региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности – 32,16 кг у.т./тыс. рублей в ценах 2007 года; доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов – с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации, – 100,00%; доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов – с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации, – 100,00%; доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов – с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации – 100,00%; изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов – 0,01 тыс. т у. т.; доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации, – 0,002%; объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования региональной программы – 2 179 670,2 тыс. рублей; экономический эффект от реализации региональной программы, в ценах 2007 года, – 5 047,0 млн рублей, в том числе по этапам: 1 этап – 2 275,4 млн рублей; 2 этап – 2 771,6 млн рублей; ежегодный экономический эффект от реализации региональной программы после 2020 года – 575,9 млн рублей"; |
2) раздел 5 изложить в следующей редакции:
"5. Обоснование ресурсного обеспечения
В общем перечне программных мероприятий (организационно-правовые, организационно-финансовые, информационные, технические) проблема финансового обеспечения имеет особое значение применительно к мероприятиям техническим, требующим наибольших финансовых ресурсов на начальной стадии реализации. С другой стороны, региональная программа высвобождает финансовые ресурсы, ранее связанные оплатой непроизводительно и расточительно расходуемых энергетических ресурсов. Баланс вложенных финансовых средств и полученных экономических эффектов от реализации программных мероприятий определяет срок действия региональной программы.
5.1. Способы финансового обеспечения
Общий объем финансирования региональной программы в период 2010–2015 годов составляет 4 096 892,2 тыс. рублей, в том числе 2010 год – 271 169,6 тыс. рублей, 2011 год – 755 573,8 тыс. рублей, 2012 год – 832 932,4 тыс. рублей, 2013 год – 744 805,8 тыс. рублей, 2014 год – 575 547,9 тыс. рублей, 2015 год – 916 862,7 тыс. рублей.
В том числе:
за счет внебюджетных источников – 2 179 670,2 тыс. рублей, из них 2010 год – 262 872,0 тыс. рублей, 2011 год – 400 458,1 тыс. рублей, 2012 год – 483 407,5 тыс. рублей, 2013 год – 478 199,3 тыс. рублей, 2014 год – 313 003,6 тыс. рублей, 2015 год – 241 729,7 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов – 78 484 тыс. рублей, из них 2010 год – 1 498 тыс. рублей, 2011 год – 17 680 тыс. рублей, 2012 год – 11 210 тыс. рублей, 2013 год – 15 130 тыс. рублей, 2014 год – 16 483 тыс. рублей, 2015 год – 16 483 тыс. рублей;
за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных государственным заказчикам в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, – 1 838 738,5 тыс. рублей, из них 2010 год – 6 800,0 тыс. рублей, 2011 год – 337 435,0 тыс. рублей, 2012 год – 338 315,4 тыс. рублей, 2013 год – 251 476,8 рублей, 2014 год – 246 061,3 тыс. рублей, 2015 год – 658 650,0 тыс. рублей
Для Республики Хакасия рассчитанный экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения на период до 2020 года составляет 5 047,0 млн рублей. Возможны различные способы ресурсного обеспечения – собственные средства хозяйствующих субъектов или привлекаемые краткосрочные, в пределах одного года, заёмные ресурсы. К собственным средствам всех хозяйствующих субъектов относятся, во-первых, средства от реализации потенциала энергосбережения в предыдущем отчётном периоде, а во-вторых:
для бюджетной сферы – средства республиканского бюджета в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным заказчикам региональной программы как главным распорядителям бюджетных средств в составе ведомственной структуры расходов республиканского бюджета в соответствующем финансовом году;
для производственных предприятий и организаций – доля амортизационных отчислений, доля прибыли, доля отвлечённых оборотных средств;
для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, – кроме амортизационных отчислений, доли прибыли, доли отвлечённых оборотных средств, средства, включенные в состав тарифа по решению уполномоченного органа тарифного регулирования.
Особое значение принимает период учёта обособленных целевых средств от мероприятий по энергосбережению в выручке предприятий, в тарифах ЭСО, в составе бюджетных средств. Их преждевременное исключение лишает хозяйствующие субъекты основного источника собственных средств, нарастающего по мере реализации программных мероприятий и потенциала энергосбережения.
В случае исполнения мероприятий со сроком окупаемости свыше одного года или отсутствия целевого использования собственных средств в рамках годового финансирования необходима комбинация собственных и заёмных ресурсов.
По способу финансового обеспечения региональная программа относится к разряду инновационно-инвестиционных программ с использованием срочных беспроцентных займов, возвращаемых владельцу по окончании ограниченного в пределах периода окупаемости проекта срока действия, фиксируемого в договоре с владельцем финансовых ресурсов.
Особенностью предоставления займов является их форма – товарный кредит в виде поставленного энергосберегающего оборудования, работ и услуг по выполнению энергосберегающих мероприятий на объектах заказчика. Заказчик-заемщик принимает на себя обязательства предоставления своих объектов для выполнения работ по перечню программных мероприятий и последующего возмещения стоимости полученного товарного кредита займодателю в оговоренные сроки.
Займодатель – энергосервисная компания (далее – ЭСКО) принимает на себя обязательства предоставления товарного кредита – поставку оборудования, монтажные и пуско-наладочные работы, гарантию заемщику в получении им выгоды от использования товарного кредита в объёме, превышающем стоимость этого кредита. Принципиальным отличием такого способа финансового обеспечения региональной программы является то, что необходимый для реализации программных мероприятий объём финансовых ресурсов все действующие на рынке энергосервисных услуг ЭСКО изыскивают самостоятельно.
Такой организационно-финансовый механизм содержит основной привлекательный момент – отсроченный платёж за проведённые мероприятия по повышению собственной энергоэффективности и, кроме того, проведение расчётов с исполнителем финансовыми ресурсами, гарантированно сэкономленными на текущей оплате энергопотребления. Однако экономия финансовых оборотных средств заказчиков на оплату энергосберегающих средств сегодня приводит к существенному удорожанию стоимости этих мероприятий при окончательном расчёте.
ЭСКО – коммерческие структуры, работающие на свою прибыль, и отложенная оплата приводит к увеличению плановой рентабельности ЭСКО. Помимо этого на удорожание работ влияет отсутствие собственного капитала ЭСКО на старте работ. Следовательно, источником финансирования энергосервисных контрактов будут заёмные ресурсы – средства банков или иных финансовых институтов. При сроках окупаемости энергосберегающих проектов от двух лет и более удорожание выполненных мероприятий ожидается не менее чем на 40% от их первоначальной стоимости.
Одним из возможных вариантов энергосервисного контракта является трехсторонний договор между создаваемыми расчетно-кассовыми центрами в муниципальных образованиях Республики Хакасия (созданными для распределения средств коммунальных платежей по энергоснабжающим организациям), собственниками жилья (ЖЭУ, ТСЖ, и т.д.), энергосервисными компаниями и энергоснабжающими организациями.
Сокращение расходов заказчиков на выполнение энергосберегающих мероприятий возможно при использовании традиционной схемы оплаты. При этом бюджетные организации всех видов должны обосновать в смете расходов строку на мероприятия по энергосбережению и добиться её финансовой обеспеченности в составе, либо прямого финансирования мероприятий, либо государственного контракта. Остальные заказчики должны самостоятельно решать вопрос финансирования работ. Но общей проблемой всех заказчиков, принявших вариант финансирования энергосберегающих мероприятий собственными средствами, является отсутствие экономического эффекта от реализованных программных мероприятий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 746 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" возможно получение субсидии из федерального бюджета на реализацию республиканской программы в области энергосбережения.
5.2. Тарифное обеспечение мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности
Тарифное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в условиях действующего нормативного правового обеспечения может быть применено к определению ресурсного обеспечения программ исключительно энергоснабжающих организаций (далее – ЭСО). Использование средств ЭСО, заложенных в их тарифы, для обеспечения программных мероприятий потребителей, например, бюджетной сферы, возможно только при появлении разрешающих норм федерального уровня – постановлений Правительства Российской Федерации.
По энергоснабжающим организациям общий объём типовых мероприятий для включения в состав программы энергосбережения и повышения энергоэффективности ЭСО ограничивается на первый год реализации программных мероприятий по стоимости мероприятий в размере до 5% от стоимости товарной продукции в годовом исчислении с целью исключения негативного влияния на рост тарифов организаций регулируемых видов деятельности.
Однако данное увеличение тарифа для потребителей не предполагает, что вся сумма финансовых средств в составе выручки ЭСО будет направлена на мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности непосредственно на объектах ЭСО. Указанный процент финансирования используется сетевой компанией для финансирования мероприятий на своих объектах. Остальная часть, пропорциональная стоимости закупленной энергии для передачи потребителям, предназначается для финансирования мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере и системе ЖКХ. Поскольку финансирование мероприятий в бюджетной и жилищно-коммунальной сферах обеспечивается исключительно через энергосервисные контракты, то есть при завершении работ средства возвращаются в ЭСО, не происходит перекрёстного субсидирования потребителей и не нарушаются их права. Средства, обращаемые в рамках энергосервисных контрактов, подлежат обособленному учёту (по принципу договоров на выполнение инвестиционных программ согласно Федеральному закону N 210-ФЗ) и находятся под контролем ответственного исполнителя региональной программы.
В последующие годы стоимость мероприятий определяется величиной фактического экономического эффекта, полученного за предыдущий отчётный период. Для обеспечения устойчивого финансирования программных мероприятий экономия финансовых средств от реализации программ предыдущих периодов не подлежит исключению из состава затрат при обосновании тарифов предстоящего периода.
Таблица 5.1
Средневзвешенный тариф энергетических ресурсов
Тариф | Единица измерения | Годы | ||||||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||||||
Средневзвешенный тариф на электрическую энергию | рублей/ кВтч | 1,4 | 1,2 | 1,8 | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,5 | ||||||
Средневзвешенный тариф на тепловую энергию | рублей/Гкал | 683,41 | 804,76 | 917,79 | 967,84 | 1076,33 | 1199,03 | 1318,93 | ||||||
Средневзвешенный тариф на воду | рублей/ куб. м | 5,7 | 6,3 | 7,8 | 8,7 | 9,6 | 10,6 | 11,7 |
Объем необходимых собственных и заемных финансовых средств определяется инвестиционными программами и программами энергосбережения и повышения эффективности ЭСО и корректируется при ежегодной корректировке программ с последующим внесением изменений в региональную программу. Требования к содержанию программ энергосбережения и повышения эффективности ЭСО определяет уполномоченный орган исполнительной власти по установлению требований к программам в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
5.3. Собственные средства предприятия (организации) на обеспечение мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности
Объем необходимых собственных финансовых средств предприятий и организаций определяется годовой стоимостью реализации потенциала энергосбережения (стоимостью сэкономленных энергетических ресурсов), поскольку такая оценка не приводит к необходимости дополнительного привлечения средств сверх выручки от реализации товарной продукции предприятий или увеличению бюджетного финансирования организаций бюджетной сферы.
Необходимость финансирования мероприятий в соответствии с инвестиционными программами и программами энергосбережения и повышения эффективности предприятий в большем объёме по сравнению с располагаемыми собственными средствами обуславливает объёмы заемных привлекаемых ресурсов.
Таблица 5.2
Оценка ресурсного обеспечения программных мероприятий предприятий и организаций
(млн рублей)
Наименование | Годы | Всего | ||||||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||||||
Промышленность | 180,53 | 181,29 | 182,06 | 182,83 | 183,60 | 184,38 | 1094,68 | |||||||
Сельское и лесное хозяйство | 0,00 | 19,83 | 7,29 | 6,59 | 8,20 | 6,87 | 48,78 | |||||||
Системы коммунальной инфраструктуры | 35,62 | 87,52 | 94,00 | 53,32 | 17,36 | 17,71 | 305,52 | |||||||
Электроэнергетика | 46,67 | 107,43 | 181,84 | 234,82 | 103,29 | 32,25 | 705,65 | |||||||
Добыча полезных ископаемых | 0,06 | 4,09 | 18,35 | 0,12 | 0,13 | 0,0 | 22,74 | |||||||
Структура образования | 0,00 | 0,30 | 0,53 | 0,53 | 0,43 | 0,53 | 2,30 |
5.4. Заемные средства предприятия, организации на обеспечение реализации мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности
Объем необходимых заемных финансовых средств определяется инвестиционными программами и программами энергосбережения и повышения эффективности предприятий и корректируется по итогам энергетических обследований предприятий при ежегодной корректировке программ с последующим внесением изменений в региональную программу.
Объём обязательных мероприятий в системах коммунальной инфраструктуры указан в таблице 5.2. Одним из способов финансового обеспечения этой группы потребителей энергетических ресурсов является вложение сэкономленных средств от реализации программных мероприятий энергосбережения.