Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2012-2014 ГОДЫ" И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИЛОЖЕНИЕ 4 К ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2011 ГОДУ ГРАНТОВ (СУБСИДИЙ) НА СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА НАЧИНАЮЩИМ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, УТВЕРЖДЕННОМУ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 26.07.2011 N 471

1. Характеристика проблемы


Программа соответствует основным направлениям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ), приоритетам развития Республики Хакасия согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605 "Об утверждении стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года". В соответствии со Стратегическими приоритетами социально-экономического развития республики малый и средний бизнес является частью ее производственного потенциала. Развитие данного потенциала будет способствовать достижению экономического роста и конкурентоспособности в реальном секторе экономики за счет повышения производительности труда, развитию ресурсных источников и государственно-частного партнерства с целью увеличения производства продукции, работ и услуг с высокой долей добавленной стоимости.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия (далее - Хакасстат) в республике на 1 января 2011 года действует 516 малых предприятий, 2518 микропредприятий, 70 средних предприятий, а также 20629 индивидуальных предпринимателей (в том числе 1275 крестьянских (фермерских) хозяйств).

Значительную часть в структуре малого и среднего предпринимательства составляют индивидуальные предприниматели (по количественному показателю) - 79,8% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Их деятельность, как правило, сосредоточена в сфере торговли и бытовых услуг.

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого бизнеса. По данным 2010 года, ее удельный вес составил 34,3% в общем количестве малых предприятий (включая микропредприятия) республики. На предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, приходится 17% удельного веса малых предприятий, 16,3% - на промышленность, 11,6% – на строительство и на прочее – 20,8%.

Средняя численность работников, занятых на малых (включая микропредприятия) и средних предприятиях республики, в 2010 году составила 27412 человек. В сравнении с 2006 годом наблюдается снижение занятых на малых и средних предприятиях республики на 32,6%.

В структуре численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в 2010 году наибольший удельный вес (28,3%) приходился на промышленное производство, 21,1% - на предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, 17,9% – на оптовую и розничную торговлю, 11,9% – на строительство. Прочие виды экономической деятельности в структуре численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий (без микропредприятий) занимают 20,7%.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2010 году составила 18,7%, в 2006 году - 15 %.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в 2010 году на 16218,5 млн рублей (13,8% от объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг всего круга предприятий), аналогичный показатель 2006 года - 7910,5 млн рублей (13,2% от объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг всего круга предприятий).

Оборот организаций малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в 2010 году составил 30966,7 млн рублей (рост на 22,4% к 2009 году). Доля оборота малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в 2010 году от оборота организаций по полному кругу составила 17%.

Доля продукции, произведенная малыми предприятиями, в общем объёме валового регионального продукта в 2010 году составила 4% (рост на 0,1% к 2009 году), в 2006 году - 4,2%.

По данным Хакасстата объем инвестиций в основной капитал малых предприятий возрос с 45,1 млн рублей в 2006 году до 476,3 млн рублей в 2009 году (0,8% от объема инвестиций в основной капитал в Сибирском федеральном округе (далее - СФО). В 2010 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий был равен 264,4 млн рублей, по сравнению с 2009 годом спад составил 44,5%.

Большая часть инвестиций в основной капитал приходится на строительство - 70,4% и обрабатывающие производства – 25,1%. Доля сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в объеме инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2010 году составила 2,8%, на прочие виды экономической деятельности пришлось 1,7%.

Достигнутый к настоящему времени уровень развития субъектов малого и среднего предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения.

Отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства остается в течение нескольких лет практически неизменной. Непроизводственная сфера деятельности (торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Складывается ситуация, при которой развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, возможно лишь при активной целенаправленной поддержке.

В 2010 году по трем из четырех основных показателей оценки деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Республика Хакасия заняла 10 место среди 12 субъектов СФО (2% от всей численности малых предприятий в СФО; 2,1% от численности работников; 1,4% от оборота). По объему инвестиций в основной капитал Республика Хакасия заняла последнее место среди субъектов СФО (0,6% от данных по СФО). По количеству малых предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Республика Хакасия занимает 10 место среди 12 субъектов СФО (69 место среди всех субъектов Российской Федерации): в Республике Хакасия это значение составило 0,94 единицы на 1 тыс. человек населения (в среднем по РФ - 1,54 единицы; в среднем по СФО – 1,3 единицы; Красноярский край – 1,34 единицы).

Программа отражает те проблемы, на которые в первую очередь нужно обратить внимание Правительства Республики Хакасия, чтобы завершить создание инфраструктуры малого предпринимательства в Хакасии и превратить сферу малого и среднего предпринимательства в республике в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:

неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;

недостаточный объем инвестиций в основной капитал, ограниченность возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия осуществлять обновление основных средств;

в районах Республики Хакасия количество субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения в среднем на 40% меньше, чем в городах;

недостаточный уровень информационной и методической поддержки предпринимательства в целом;

нехватка квалифицированных знаний у предпринимателей.

Учитывая высокий промышленный потенциал республики, Программа, в первую очередь, направлена на поддержку производственной деятельности, что должно обеспечить рост экономики на основе современных технологий и с учетом потребностей рынка. Повышение деловой активности малых предприятий республики может позволить существенно увеличить поступления финансовых средств от взимания налогов в консолидированный бюджет Республики Хакасия и создать дополнительные рабочие места.