Формирование экономики нового типа невозможно без модернизации системы образования. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочную перспективу направлена на инновационный вектор развития, который может быть оправдан при условии роста эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала, основу которой составляет сфера образования. В этой связи образование рассматривается не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций.
Между тем реальный объем ассигнований на нужды образования не позволяет в одночасье решить накопившиеся проблемы, возникшие в связи с недофинансированием отрасли в предыдущие годы. Для обеспечения дальнейшего развития отрасли, предоставления качественных образовательных услуг населению Хакасии в предстоящий период до 2015 года необходимо осуществить ряд мер по преодолению насущных проблем. К наиболее существенным проблемам, тормозящим развитие системы образования Республики Хакасия, следует отнести:
наличие большой очередности в дошкольные образовательные организации, необеспеченность местами в дошкольных организациях всех желающих жителей Хакасии;
несоответствие части зданий государственных и муниципальных образовательных организаций строительным и санитарным нормам, требованиям пожарной и антитеррористической безопасности;
несоответствие требованиям государственных образовательных стандартов учебно-лабораторной базы образовательных организаций (учебное и лабораторное оборудование);
скудность фондов школьных библиотек, отсутствие учебников, обеспечивающих внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения;
отсутствие в республике специализированных школ, учебных центров при вузах Хакасии для одаренных школьников;
слабая материально-техническая база организаций дополнительного образования и летнего отдыха детей;
старение педагогических кадров, отсутствие реальных механизмов поддержки и закрепления молодых специалистов в сельских школах;
большой процент износа учебно-лабораторной базы профессиональных образовательных организаций, низкое оснащение студенческих общежитий;
износ оборудования, недостаточное соответствие материально-технической базы школьных столовых требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, несоответствие медицинских кабинетов требованиям санитарных правил и норм.
В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. Слабая учебно-материальная оснащенность малокомплектных школ, разновозрастной состав обучающихся в классе, отсутствие у педагогов профессиональных и социально-экономических перспектив, низкий приток (отсутствие) кадров педагогической молодежи обуславливают проблему получения сельскими школьниками доступного качественного образования. Необходимо комплексное решение проблем сельской, в том числе малокомплектной, школы. Приоритетными направлениями развития сельской школы являются строительство начальных школ - учительских домов, благоустройство и ремонт зданий сельских школ, их оснащение современным учебным оборудованием, привлечение высококвалифицированных педагогических кадров в сельскую школу.
Демографические изменения в Республике Хакасия ставят серьезные задачи перед системой образования по обеспечению государственных гарантий дошкольного образования, по оптимизации сети школ, модернизации содержания и структуры общего образования. С 2007 года численность детей дошкольного возраста увеличилась почти на 10%, а численность учащихся общеобразовательных организаций сократилась на 9,5%.
В соответствии с программой "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утвержденной Законом Республики Хакасия от 29.12.2011 N 143-ЗРХ, сохранение и укрепление здоровья детей, обучающихся в школе, в том числе развитие физической культуры и спорта, организация здорового питания является одной из приоритетных задач, направленных на усиление роли образования в инновационном, социально ориентированном развитии.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 14.04.2014 N 171)
Организация здорового питания в общеобразовательных организациях Республики Хакасия содействует приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в том числе по организации здорового питания школьников.
Программа предусматривает дополнительные меры по решению обозначенных проблем в организации здорового питания школьников.
Программные мероприятия по реализации государственной молодежной политики представляют собой целостную систему мер нормативно-правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научно-методического, информационного, кадрового характера, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и Республики Хакасия.
В Республике Хакасия постоянно совершенствуется работа в области поддержки творчески устремленной молодежи. К 2013 году более 1000 человек из представителей молодежи и студентов приняли участие в международных, межрегиональных и всероссийских слетах, конференциях, фестивалях, сборах за особую творческую устремленность, 17 человек стали лауреатами премий Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи.
Условием гражданского становления личности, развития социальной активности молодежи в различных сферах общественной жизни является ее участие в молодежных общественных объединениях и волонтерской деятельности. Всего в республике (по данным органов местного самоуправления муниципальных образований) действует более 150 добровольческих команд (более 2,5 тыс. волонтеров - 9% от количества молодых людей, проживающих в Республике Хакасия), занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями, пожилых, ветеранов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пропагандой здорового образа жизни и др.