ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 марта 2011 года N 104
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НА 2011-2013 ГОДЫ"
((с изменениями от 23.05.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 283, НГР RU19000201100242)
(с изменениями от 25.05.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 298, НГР RU19000201100547)
(с изменениями от 08.09.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 586, НГР RU19000201100773)
(с изменениями от 05.10.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 640, НГР RU19000201100548)
(с изменениями от 25.11.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 814, НГР RU19000201100689)
(с изменениями от 31.05.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 351, НГР RU19000201200435)
(с изменениями от 09.11.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 750, НГР RU19000201201039)
(с изменениями от 26.12.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 909, НГР RU19000201201250)
(с изменениями от 22.04.2013 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 217, НГР RU19000201300228)
(с изменениями от 27.06.2013 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 356, НГР RU19000201300423)
(с изменениями от 30.07.2013 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 428, НГР RU19000201300523)
(с изменениями от 26.12.2013, постановление Правительства Республики Хакасия N 723, НГР RU19000201301005)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечнем поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 3664ГС и в целях осуществления мер по улучшению качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную республиканскую целевую программу "Старшее поколение на 2011-2013 годы" (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу после внесения соответствующих изменений в Закон Республики Хакасия от 23 декабря 2010 года N 132-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год".
Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия В. Зимин
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Старшее поколение на 2011-2013 годы"
Наименование | - долгосрочная республиканская целевая программа "Старшее поколение на 2011–2013 годы" (далее – Программа) |
Дата принятия | - Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 3664ГС, Перечень поручений Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307, Перечень поручений Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2010 года ПР-15П |
Государственный | - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Государственные | - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия; |
Цель | - формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества |
Задачи | - совершенствование нормативной правовой базы в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста; |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам | - доля граждан, получивших содействие в проведении ремонта квартир и домов за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, от общего количества граждан, имеющих на это право, – не менее 16%, в том числе: |
Сроки и этапы | - 2011–2013 годы |
Объемы и источники | - общий объем финансирования Программы из средств республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 139867,0 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные | - 16% граждан (1700 человек) получат содействие в проведении ремонта жилых помещений; |
Республиканская целевая программа "Старшее поколение на 2011- 2013 годы" разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307, Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2010 года ПР -15П.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Хакасии является высокая численность лиц пожилого возраста. На 1 января 2011 года в Хакасии проживало 112,0 тыс. граждан пожилого возраста, что составляет 20,7% от общего числа населения Республики Хакасия. Более 36,0 тыс. пенсионеров не относятся ни к федеральным, ни к региональным льготникам. Получают социальную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума, установленной в Республике Хакасия, за счет средств федерального бюджета более 10% граждан старшего поколения.
Уровень и качество жизни граждан пожилого возраста ниже, чем у трудоспособной части населения, так как главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастом и нарушениями здоровья.
Процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой близких родственников, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком. Экономические проблемы страны снижают надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Отсутствие необходимой помощи снижает уровень жизни пенсионеров, способствует более раннему уходу из жизни.
Качество жизни пенсионеров зависит также от сложившейся системы социальной поддержки льготных категорий граждан и лиц пожилого возраста. В современных экономических условиях социальная поддержка пожилых людей и решение ряда их проблем является неотъемлемой частью государственной политики, направленной на адресное оказание помощи социально незащищенным категориям граждан.
В Республике Хакасия значительное число граждан пожилого возраста, ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны нуждаются в различных видах помощи, в том числе в оказании содействия в ремонте жилого помещения (по итогам обследования нуждаются в ремонте жилья 2,5 тыс. вдов инвалидов и участников войны), приобретении индивидуальных приборов учета энергоресурсов, проведении льготного зубопротезирования в соответствии с действующим законодательством (в очереди на льготное зубопротезирование состоит свыше 11,0 тыс. человек), оздоровлении и реабилитации (очередность в Черногорский центр составляет 800,0 человек).
Дальнейшего развития требует социальное обслуживание граждан старшего поколения. В Республике Хакасия в настоящее время очередность в психоневрологические интернаты составляет 40 человек, норматив обеспеченности койко-местами в действующих психоневрологических учреждениях не соответствует установленным требованиям: 5-6 кв. метров при норме 6-8 кв. метров. Назрела острая необходимость в строительстве дополнительного корпуса на 200 мест в ГУ РХ "Туимский психоневрологический интернат", что позволит ликвидировать очередность и создать комфортные условия для граждан, проживающих в п. Верхний Туим в зданиях постройки 30-40-х годов XX века. Для полноценной реабилитации старшего поколения и инвалидов необходимо строительство следующих вспомогательных помещений: центра реабилитации и досуга - в Абазинском психоневрологическом интернате, спортивно-оздоровительного центра (актовый зал, бассейн) - в ГУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми им.А.И. Лебедя".
Недостаточно средств выделяется из республиканского бюджета на капитальный ремонт стационарных учреждений, развитие их материальной базы.
(абзац утратил силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.10.2011 N 640, НГР RU19000201100548)
Сельские населенные пункты (особенно малочисленные) в силу сложившихся объективных причин не имеют развитой социальной инфраструктуры, во многих из них отсутствуют лечебно-профилактические учреждения, магазины, предприятия службы быта, имеют место проблемы транспортного обслуживания. В связи с этим необходимо организовать работу по предоставлению сельским жителям услуг через организацию работы мобильных бригад, "передвижных поликлиник", обеспечение стабильного транспортного и торгового обслуживания.
Граждане пожилого возраста после завершения активной трудовой деятельности особо остро ощущают оторванность от общества. Поэтому необходимо вовлекать граждан пожилого возраста в посильную трудовую занятость, активную общественно-полезную деятельность, занятия художественной самодеятельностью, спортом, туризмом, обучать компьютерной грамотности. Важную роль в этом играют общественные организации ветеранов. Необходимо также к этой работе привлекать молодежь, развивать волонтерское движение.
В целях дальнейшего развития системы социальной защиты граждан старшего поколения, повышения качества предоставляемых услуг, а также повышения престижа социальной работы необходимо продолжить работу по повышению профессионального мастерства социальных работников, усилению мер материального и морального стимулирования, методическому и информационному обеспечению.
Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста;
- улучшение качества жизни пожилого населения республики;
- развитие ветеранского движения в республике;
- повышение профессионального уровня работников социальных служб.
Срок реализации Программы - 2011–2013 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий.
Реализация мероприятий Программы планируется по девяти направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей;
- основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей;
- меры по укреплению здоровья пожилых людей;
- меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей;
- совершенствование мер социальной поддержки и социального обслуживания пожилых людей в сельской местности;
- меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей;
- организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;
- кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами;
- научно-методическое и информационное сопровождение Программы.
Перечень программных мероприятий указан в приложении к настоящей Программе.
Общие затраты на реализацию Программы на 2011-2013 годы из республиканского бюджета Республики Хакасия составляют 139867,0 тыс. рублей. Из них:
2011 год - 36547,0 тыс. рублей;
2012 год - 46800,0 тыс. рублей;
2013 год - 56520,0 тыс. рублей.
Объем средств республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию Программы складывается из расходов, связанных с оказанием материальной помощи пожилым людям на ремонт жилых помещений и установку индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг (60121,0 тыс. рублей), предоставлением отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Республики Хакасия от 30.09.2011 N 72-ЗРХ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования" мер социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования (26026,0 тыс. рублей), возмещением затрат республиканским официальным печатным изданиям по бесплатной подписке ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников войны, труженикам тыла (2500,0 тыс. рублей), предоставлением субсидии некоммерческим организациям (5102,0 тыс. рублей), приобретением передвижного специального комплекса "Мобильная социальная помощь" и специализированного автотранспорта для мобильных бригад (2500,0 тыс. рублей), организацией работы мобильных бригад по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах (1767,0 тыс. рублей), приобретением медицинских комплексов "Поликлиника на колесах" (9966,0 тыс. рублей), информационным обеспечением и актуализацией системы "Социальный паспорт жителей Республики Хакасия, состоящих на учете в органах социальной защиты" (4000,0 тыс. рублей), изготовлением проектно-сметной документации на строительство объектов учреждений социального обслуживания населения (4500,0 тыс. рублей), проведением капитального ремонта и укреплением материальной базы учреждений социального обслуживания населения (4000,0 тыс. рублей), открытием на базе ГАУ РХ "Объединение "Абаканский пансионат ветеранов" геронтопсихиатрического отделения (3000,0 тыс. рублей), проведением конкурса на звание "Лучший социальный работник Республики Хакасия" (1750,0 тыс. рублей), завершением строительства объекта "Дом-интернат для пенсионеров и инвалидов в г. Саяногорске, в том числе корректировка проектно-сметной документации" (13000,0 тыс. рублей).
В связи с тем, что Программа носит межведомственный характер, финансовые затраты на реализацию программных мероприятий в разрезе государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия представлены в следующей таблице:
(тыс. рублей)
Исполнитель | Всего | В том числе по годам | |||
2011 | 2012 | 2013 | |||
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия | 116101,0 | 26581,0 | 46300,0 | 43220,0 | |
Министерство здравоохранения Республики Хакасия | 9966,0 | 9966,0 | 0,0 | 0,0 | |
Министерство спорта и туризма Республики Хакасия | 400,0 | 200,0 | 200,0 | ||
Министерство культуры Республики Хакасия | 400,0 | 300,0 | 100,0 | ||
Министерство регионального развития Республики Хакасия | 13000,0 | 13000,0 | |||
ВСЕГО | 139867,0 | 36547,0 | 46800,0 | 56520,0 | "; |
К участию в реализации Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия, государственные автономные и бюджетные учреждения Республики Хакасия, администрации муниципальных образований Республики Хакасия (по согласованию). Распределение бюджетных ассигнований в разрезе получателей по субсидиям, выделенным на выполнение государственного задания, а также субсидиям бюджетным и автономным учреждениям на иные цели утверждается приказами главных распорядителей бюджетных средств. Исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия обеспечивают исполнение мероприятий, ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, направляют в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия доклады о реализации мероприятий Программы.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия как государственный заказчик-координатор обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков Программы, проводит анализ по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, совместно с государственными заказчиками Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке ежеквартальных отчетов о ходе выполнения Программы и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы.