КОНВЕНЦИЯ
между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам

Ратифицирована
Федеральным законом
от 02.10.2018 N 343-ФЗ



Российская Федерация и Алжирская Народная Демократическая Республика, далее именуемые Сторонами,

стремясь развивать существующие между Сторонами дружеские связи и сотрудничество,

желая укреплять юридические основы сотрудничества в уголовно-правовой сфере и развивать такое сотрудничество, в частности, в оказании взаимной правовой помощи,

действуя в соответствии со своим законодательством, а также уважая общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности, принципы равноправия, суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела,

имея целью борьбу с преступностью во всех ее проявлениях,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Предмет Конвенции

1. Стороны в соответствии с настоящей Конвенцией оказывают друг другу максимально широкую правовую помощь по уголовным делам в отношении деяний, являющихся уголовно наказуемыми согласно законодательству обеих Сторон.

2. Запрашиваемая Сторона может оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением по ее законодательству.

3. Положения настоящей Конвенции применяются mutatis mutandis к оказанию правовой помощи по делам, связанным с привлечением юридических лиц к ответственности.

Статья 2

Объем правовой помощи


Правовая помощь включает в себя:

a) вручение документов;

b) получение доказательств;

c) установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов;

d) вызов свидетелей, потерпевших и экспертов для их добровольной явки в компетентный орган запрашивающей Стороны;

e) передачу на время содержащихся под стражей лиц для их допроса или производства иных процессуальных действий, указанных в запросе;

f) обыск и выемку;

g) передачу документов, предметов и иных доказательств;

h) осуществление мер по розыску, изъятию, аресту, конфискации и возврату доходов, полученных в результате преступной деятельности, и средств совершения преступления;

i) осуществление уголовного преследования в соответствии с положениями настоящей Конвенции;

j) любые другие виды правовой помощи в соответствии с целями настоящей Конвенции, не противоречащие законодательству запрашиваемой Стороны.

Статья 3

Центральные органы

1. Для целей реализации настоящей Конвенции Стороны назначают центральные органы.

С Российской Стороны центральными органами являются:

Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам оказания правовой помощи, возникающим в ходе судебного разбирательства, а также для целей статьи 21 настоящей Конвенции;

Генеральная прокуратура Российской Федерации - по всем иным вопросам оказания правовой помощи.

С Алжирской Стороны центральным органом является Министерство юстиции Алжирской Народной Демократической Республики.

Стороны уведомляют друг друга по дипломатическим каналам об изменении своих центральных органов и сферы их компетенции.

2. Центральные органы Сторон непосредственно направляют и получают запросы об оказании правовой помощи и ответы на них.

3. Центральный орган запрашиваемой Стороны исполняет запрос об оказании правовой помощи непосредственно или направляет его для выполнения компетентному органу своей Стороны.

Статья 4

Способ ведения переписки

1. Запрос об оказании правовой помощи (далее - запрос) составляется в письменной форме.

2. В случаях, не терпящих отлагательства, копия запроса может быть направлена любым способом связи, позволяющим обеспечить письменную передачу информации в целях его исполнения, с последующей досылкой оригинала в возможно короткие сроки.

3. Запрашиваемая Сторона информирует запрашивающую Сторону о результатах исполнения запроса только при условии получения его оригинала.

Статья 5

Содержание запроса об оказании правовой помощи

1. Запрос содержит следующую информацию:

a) наименование запрашивающего компетентного органа;

b) цель запроса и описание запрашиваемой правовой помощи;

c) описание деяния, его правовую квалификацию и выписку из текста применимого закона, в соответствии с которым это деяние является уголовно наказуемым;

d) о полных именах, фамилиях, дате и месте рождения, адресах лиц, которые должны быть уведомлены, и их отношении к ведущемуся расследованию или судебному разбирательству, а для юридических лиц - наименовании, юридическом и фактическом адресах.

2. Если исполнение запроса того требует, он также может содержать:

a) вопросы, которые необходимо задать для получения показаний в запрашиваемой Стороне;

b) указание на расположение и описание места, где необходимо произвести осмотр и обыск, а также предметов и документов, подлежащих изъятию;

c) в случае просьбы о присутствии при исполнении запроса лиц, определенных компетентными органами запрашивающей Стороны, - их фамилии, имена (отчества), должности и обоснование необходимости их присутствия;

d) желаемый для запрашивающей Стороны срок исполнения запроса;

e) в случае необходимости просьбу о соблюдении конфиденциальности факта поступления запроса, его содержания и/или любого действия, предпринятого в связи с запросом;

f) обоснование применения и описание конкретных процедур, которые запрашивающая Сторона просит применить при исполнении запроса;

g) указание на размер ущерба, причиненного в результате совершения преступления, если это применимо;

h) любую другую информацию, которая может помочь запрашиваемой Стороне исполнить запрос.

3. Если запрашиваемая Сторона считает, что сведения, указанные в запросе, недостаточны для его исполнения, эта Сторона может запросить дополнительную информацию.

Статья 6

Вручение документов

1. Запрашиваемая Сторона в соответствии со своим законодательством осуществляет вручение документов, которые передаются с этой целью запрашивающей Стороной.

2. Запрос о вручении уведомления о вызове направляется запрашивающей Стороной не менее чем за 60 дней до даты, в которую требуется явка. В случаях, не терпящих отлагательства, запрашиваемая Сторона может согласиться сократить этот срок.

3. Если запрашивающая Сторона просит об этом, вручение осуществляется запрашиваемой Стороной в той мере, насколько это позволяет ее законодательство, способом, указанным запрашивающей Стороной.

4. Запрашиваемая Сторона направляет запрашивающей Стороне подтверждение вручения документов, с указанием факта, способа и даты вручения, если это применимо, такое подтверждение может быть в форме расписки, датированной и подписанной лицом, которому вручен документ. Если вручение осуществить невозможно, запрашиваемая Сторона без промедления информирует об этом с указанием причин.

5. В любом случае при вручении документов не могут применяться меры принудительного характера.

6. Вручение документа в соответствии с настоящей статьей на территории запрашиваемой Стороны рассматривается как акт, имевший место на территории запрашивающей Стороны.

Статья 7

Отказ или отсрочка в оказании правовой помощи

1. В удовлетворении запроса об оказании правовой помощи может быть отказано:

a) если, по мнению запрашиваемой Стороны, это может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности или публичному порядку или иным существенным интересам запрашиваемой Стороны;

b) если исполнение запроса противоречит законодательству запрашиваемой Стороны или не соответствует положениям настоящей Конвенции;

c) если запрос касается преступления против военной службы, которое не является преступлением по общему уголовному праву;

d) если запрос касается преступления, за которое привлекаемое лицо было осуждено или оправдано в запрашиваемой Стороне в связи с тем же деянием;

e) если запрос касается преступления, по которому истек срок давности согласно законодательству запрашиваемой Стороны;

f) если запрашиваемая Сторона имеет веские основания полагать, что запрос представлен с целью преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или по политическим убеждениям либо положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

2. Ссылка на банковскую или налоговую тайну не может служить основанием для отказа в оказании правовой помощи.

3. Запрашиваемая Сторона может отсрочить или отказать в исполнении запроса, если считает, что его исполнение может нанести ущерб или затруднить осуществление расследования или судебного разбирательства, проводимых на ее территории.

4. Перед принятием решения об отсрочке или отказе в исполнении запроса запрашиваемая Сторона рассматривает вопрос о том, может ли правовая помощь быть оказана на условиях, которые она считает необходимыми. Если запрашивающая Сторона соглашается на оказание правовой помощи на таких условиях, она обязуется соблюдать их.

5. Если запрашиваемая Сторона принимает решение об отказе в оказании правовой помощи или ее отсрочке, она уведомляет об этом запрашивающую Сторону через ее центральный орган с указанием причины такого решения.

Статья 8

Исполнение запросов

1. Запрашиваемая Сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством и положениями настоящей Конвенции, запросы, направленные ей центральными органами запрашивающей Стороны.

2. Если запрашивающая Сторона просит исполнить запрос в соответствии со специальной процедурой, запрашиваемая Сторона удовлетворяет эту просьбу в случае, если это не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны.

3. Если запрашивающая Сторона обращается с просьбой о присутствии при исполнении запроса лиц, определенных компетентными органами запрашивающей Стороны, запрашиваемая Сторона уведомляет ее о своем решении. В случае положительного решения запрашивающая Сторона заблаговременно уведомляется о времени и месте исполнения запроса.

4. Лица, определенные компетентными органами запрашивающей Стороны, присутствующие при исполнении запроса, вправе формулировать вопросы, которые могут быть заданы соответствующему лицу через уполномоченных лиц запрашиваемой Стороны.

5. Центральный орган запрашиваемой Стороны своевременно направляет полученные в результате исполнения запроса о правовой помощи информацию и доказательства центральному органу запрашивающей Стороны.

6. Если невозможно исполнить запрос полностью либо частично, центральный орган запрашиваемой Стороны незамедлительно информирует об этом центральный орган запрашивающей Стороны, а также о причинах, препятствующих исполнению запроса.

Статья 9

Вызов лиц на территорию запрашивающей Стороны

1. Если запрашивающая Сторона представляет запрос о вызове лица для дачи показаний, проведения экспертизы или иных процессуальных действий на своей территории, запрашиваемая Сторона информирует такое лицо о приглашении запрашивающей Стороны явиться в ее компетентные органы.

2. Запрос о вызове лица должен содержать сведения об условиях и порядке оплаты расходов, связанных с явкой вызываемого лица, а также перечень гарантий, которые предоставляются ему в соответствии со статьей 11 настоящей Конвенции.

3. Приглашение лицу не должно содержать угрозы применения мер принуждения или наказания в случае отказа явиться или неявки этого лица на территорию запрашивающей Стороны.

4. Вызываемое лицо самостоятельно принимает решение о явке. Центральный орган запрашиваемой Стороны незамедлительно информирует центральный орган запрашивающей Стороны о решении этого лица.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»