МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 сентября 2017 года N 1202/пр

Об утверждении методических рекомендаций по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия

(с изменениями на 20 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2022 года N 1089/пр (Вестник ценообразования в Санкт-Петербурге, N 1, январь 2023 год) (вступил в силу c 1 марта 2023 года).

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 7 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации

приказываю:

Утвердить методические рекомендации по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия, согласно приложению к настоящему приказу.

И.о. Министра
Е.О.Сиэрра

     

     

     

     

          Приложение
к приказу
Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 7 сентября 2017 года N 1202/пр

     

Методические рекомендации по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия

(с изменениями на 20 декабря 2022 года)


1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - Методические рекомендации), определяют рекомендуемый общий порядок определения размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

1.2. Методические рекомендации разработаны в целях унификации и оптимизации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по планированию реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе являющихся объектами культурного наследия, на установленные периоды, а также при подготовке нормативных правовых актов в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.

1.3. Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - Размер предельной стоимости), установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на конкретный календарный год, может учитываться:

- при определении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на соответствующий год;

- при составлении проекта краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на соответствующий год.

1.4. При определении Размера предельной стоимости рекомендуется учитывать сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, в том числе методик, необходимых для определения сметной стоимости, методик применения сметных норм, государственных элементных сметных норм, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

1.5. Размеры предельных стоимостей по видам работ рекомендуется разрабатывать на основе принципов унификации принятой номенклатуры объектов капитального строительства, конструктивных элементов зданий и сооружений и комплексов выполняемых работ, принятых единиц измерения, с учетом трех основных факторов:

- неизменный, нормативный перечень и нормы и нормативы расхода ресурсов в строительстве, установленные СНиП 82-01-95 "Разработка и применение норм и нормативов расходов материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" в натуральных единицах измерения на выполнение каждого компонента из состава работ, суммирование которых дает расход ресурсов на выполнение одного вида работ;

- относительный, изменяемый во времени стоимостной показатель в текущем и прогнозном уровне цен (с учетом прогнозного индекса-дефлятора) по каждому из видов ресурсов, который определяется по исходным данным, указанным в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций;

- практический, основанный на практике выполнения аналогичных видов услуг и работ на аналогичных (по типам) МКД за предшествующие один - три года с учетом индексов изменения стоимости услуг и работ в строительстве, а при их отсутствии - индексов потребительских цен.

Состав работ по каждому виду и требования к расходу ресурсов рекомендуется использовать для определения технологии производства работ, обеспечивающей надлежащий уровень качества работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.

Применяемый в настоящих Методических рекомендациях подход рекомендуется использовать в качестве элемента управления стоимости и качества капитального ремонта в целом.

1.6. Размеры предельных стоимостей по видам работ рекомендуется разрабатывать с использованием методических рекомендаций по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2022 года N 1089/пр. - См. предыдущую редакцию)

2. Термины и определения


При использовании настоящих Методических рекомендаций рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

объект-представитель - объект капитального строительства, максимально точно отражающий технологическую специфику капитального ремонта, характерную для данного типа объектов, и выбранный из числа аналогичных объектов по принципу наиболее полного соответствия техническим характеристикам и условиям его территориального размещения;


техническое состояние - совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект;


капитальный ремонт - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, в том числе несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;


энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу;


состав затрат на капитальный ремонт - затраты на капитальный ремонт общего имущества МКД, сгруппированные по элементам и статьям. Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями - затраты, включающие один или несколько элементов затрат;


виды работ - виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, предусмотренные частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также виды услуг и (или) работ, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации дополнительно (далее - Виды работ);


состав работ - перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, составляющих Вид работ;


компонент - элемент, входящий в состав работ, принятый в соответствии с действующими нормами и нормативами по капитальному ремонту и государственными элементными сметными нормами (далее - ГЭСН);


ресурсный метод определения стоимости капитального ремонта - расчет в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации капитального ремонта, на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях и конструкциях, времени эксплуатации машин и их состава, затрат труда рабочих;


ресурсно-технологическая модель (РТМ) - унифицированный и агрегированный набор трудовых, технических и материальных ресурсов, сформированный на основе данных сметной документации по объектам представителям. Указанный набор ресурсов подлежит корректировке в случае изменения сметно-нормативной базы, санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных норм, норм проектирования и иных обязательных требований, предъявляемых к данному типу зданий и сооружений.

Иные термины и определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях, рекомендуется применять в значении, определенном законодательством Российской Федерации.

3. Определение размера предельной стоимости

3.1. Исходные данные, используемые при определении Размера предельной стоимости работ

3.1.1. В качестве исходных данных при определении предельной стоимости работ могут использоваться:

- типология МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

- перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, определенному статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - виды работ);

- техническая политика в отношении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, принятая субъектом Российской Федерации;

- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, составляющих виды работ, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Источниками информации по объекту-представителю могут быть технический паспорт МКД, результаты мониторинга технического состояния МКЖ, порядок проведения которого утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, проектная документация на МКД и другие.

За основу типологии может быть принят период постройки, конструктивная схема, материал стен, конструкция и покрытие крыши, тип фундамента, отделка фасада, степень оснащенности инженерным оборудованием, этажность зданий либо иные критерии или их сочетания, характерные для объектов жилищного фонда конкретного субъекта Российской Федерации.

В описание каждого из объектов-представителей рекомендуется включать визуальную информацию, которую можно легко получить и проанализировать при проведении натурных обследований объекта.

3.1.2 Для МКД, являющихся объектами культурного наследия, рекомендуется использовать отдельную типологию МКД, которую рекомендуется согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В качестве основы рекомендуется использовать условную классификацию МКД, исходя из следующих категорий сложности:

1) МКД, используемые как жилые многоквартирные, построенные до середины XIX века. Каждый объект, соответствующий данной категории, рекомендуется рассматривать в индивидуальном порядке;

2) МКД, построенные по индивидуальному проекту с середины XIX века, характеризующиеся наличием сложного декора, выполненного с применением большого перечня материалов и технологий, наличием капитальных конструкций из дерева, возведенные без применения индустриальных методов строительства;

3) МКД, построенные по индивидуальному проекту с конца XIX века, характеризующиеся наличием сложного декора, выполненного с применением большого перечня материалов и технологий, возведенные без применения индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле "неорусский стиль", "модерн", "эклектика";

4) МКД, построенные по индивидуальному или типовому проекту со второй трети XX века, характеризующиеся наличием сложного декора, возведенные с применением индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле "сталинский ампир";

5) МКД, построенные по индивидуальному или типовому проекту с первой трети XX века, характеризующиеся отсутствием сложного декора, возведенные с применением индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле "конструктивизм".

Пример выбора объектов-представителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

При определении Размера предельной стоимости в случае выявления разницы значений менее 10 процентов для разных типов МКД рекомендуется для данных домов определить один тип и установить размер предельной стоимости по максимальному значению.

3.2. Перечень затрат, учитываемых при определении Размера предельной стоимости по виду работ

3.2.1. Сметную стоимость капитального ремонта МКД, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в МКД, рекомендуется определять с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3.2.2. Размеры предельной стоимости для каждого вида работ и по каждому объекту-представителю рекомендуется рассчитывать с учетом состава работ как совокупность формирующих состав работ Компонентов в стоимостном выражении на основании сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

3.2.3. Стоимость Компонента может состоять из следующих элементов затрат:

- сметная стоимость прямых затрат, в том числе сметная стоимость материалов, изделий, конструкций (далее - материальные ресурсы), сметная стоимость трудовых ресурсов, сметная стоимость эксплуатации машин и механизмов (далее - технические ресурсы);

- накладные расходы;

- сметная прибыль;

- сметная стоимость инженерного оборудования;

- прочие и лимитированные затраты, необходимые для включения в сметную стоимость ремонтно-строительных работ объектов капитального строительства;

- налог на добавленную стоимость (НДС).

Накладные расходы учитывают затраты подрядных организаций, связанные с созданием условий производства, организацией и управлением выполнения ремонтно-строительных работ.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и предназначена для покрытия отдельных (общих) расходов подрядных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование и не относимых на себестоимость работ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»