МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 сентября 2012 года N 08-406

Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ



В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения доступности дошкольного образования, а также во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по итогам совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец 7 сентября 2012 г., Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений.

Директор Департамента
Е.Л.Низиенко

     

     

     

     

          Приложение

     

Рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений

Пояснительная записка


В последние годы начала реализовываться такая форма дошкольного образования, как семейные детские сады (Москва, Краснодарский край, Ленинградская область, Приморский край - г.Владивосток), группы семейного типа (Челябинская область).

С тем чтобы сделать деятельность данной вариативной формы дошкольного образования легитимной, в новую редакцию Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562, зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2012 г., регистрационный N 22946) включены положения о том, что:

"При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:

группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (пункт 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, далее - ДОУ).

Как правило, семейные детские сады или группы семейного типа организуются как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в специально арендованных квартирах жилых домов, специально снятых коттеджах. Основными преимуществами таких детских садов или групп являются: небольшая наполняемость групп (от 5 до 8 детей), близость к проживанию.

В Москве и Краснодарском крае семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Как показывает опыт Краснодарского края, необходимость в организации семейных детских садов существует, прежде всего, среди многодетных семей, особенно проживающих в сельской местности. Как правило, многодетные матери заинтересованы в постоянной работе и ряде социальных гарантий, которые появляются при приеме мамы на работу в детский сад.Таким образом, прослеживается социальная направленность услуги как в части повышения показателей охвата детей дошкольным образованием, так и в части социальной защиты многодетных семей.

Также в качестве структурного подразделения муниципального или государственного дошкольного образовательного учреждения функционируют группы семейного типа в Челябинской области. Группы создаются на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для размещения детей. Жилые помещения для групп семейного типа находятся в радиусе их пешеходной доступности от дошкольного учреждения. Примерное положение об организации групп семейного типа утверждено совместным приказом министерства образования Челябинской области и главного государственного санитарного врача по Челябинской области.

В Белгородской области такая форма дошкольного образования как семейные дошкольные группы реализуется, в основном, на сельском подворье.

Условия семейного дошкольного образования позволяют избежать проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Вместе с тем планами работы учреждений дошкольного образования, структурными подразделениями которых являются семейные детские сады, предусмотрено не только проведение занятий мамой-воспитателем, но и развитие воспитанников семейного детского сада специалистами дошкольного учреждения (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, логопедом и др.), посещение детьми мероприятий (праздников, досугов) или просто занятий в основном здании ДОУ. Следовательно, в семейных детских садах созданы условия для своевременной социализации детей раннего и дошкольного возраста.

Факторами риска в организации семейных детских садов являются сложности в проведении лицензирования с целью оценки созданных в них условий.

Немаловажным является также тот факт, что содержание ребенка в семейных дошкольных группах малой наполняемости, функционирующих в качестве структурных подразделений дошкольных учреждений, в настоящее время обходится бюджету дороже, чем содержание ребенка в муниципальном детском саду.

Кроме того, необязательность педагогического образования мамы-воспитателя с одной стороны и необходимость реализации общеобразовательной программы дошкольного образования с другой стороны создают ряд трудностей, связанных, прежде всего, с организацией и проведением занятий (развитие речи, математическое развитие и другие). Решение данного вопроса осуществляется через систему наставничества, широкого привлечения педагогов-специалистов ДОУ. Вместе с тем очевидно, что без проведения курсовой переподготовки (обучения) воспитателя, не имеющего педагогического образования, организация квалифицированной деятельности мамы-воспитателя в условиях семейного детского сада невозможна.

В предлагаемых рекомендациях приведен опыт Краснодарского края, Белгородской и Челябинской областей, г.Москвы по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных образовательных учреждений, по нормативному правовому регулированию деятельности таких групп.

I. Из опыта Челябинской области


В Челябинской области примерное положение о порядке организации групп семейного типа при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также примерное положение о филиале дошкольного образовательного учреждения разработаны совместно Главным управлением образования и науки Челябинской области и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области и рекомендованы органам местного самоуправления в июле 2003 г. совместным письмом руководителей указанных органов государственной власти Челябинской области.

Важно, что приложением к примерному положению о порядке организации групп акт приема жилого помещения к эксплуатации в качестве группы семейного типа, в котором предусмотрено, что обследование жилого помещения и подписание акта проводится совместно представителями органов управления образованием, органов пожарного надзора и санэпиднадзора, а также представителями дошкольного образовательного учреждения, структурным подразделением которого станет семейная дошкольная группа.

Вместе с тем, несмотря на проработанность нормативной правовой базы функционирования семейных дошкольных групп, в настоящее время в Челябинской области функционирует только одна семейная дошкольная группа в сельской местности. Она является структурным подразделением муниципального детского сада, расположенного на расстоянии 7 км от населенного пункта, в котором организована семейная дошкольная группа. В городах и поселках городского типа семейные дошкольные группы спросом у населения не пользуются.

Примерное положение о порядке организации групп семейного типа при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях

1. Общие положения

1.1. Группы семейного типа при дошкольных образовательных учреждениях - одна из новых форм организации общественного дошкольного образования с целью удовлетворения запросов родителей в общественном образовании детей дошкольного возраста при отсутствии достаточного количества мест в действующих учреждениях, а также для оказания помощи семье в воспитании ослабленных, часто болеющих детей, плохо адаптирующихся в больших коллективах.

1.2. Группы семейного типа являются структурными подразделениями дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и создаются в их составе на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для размещения детей. Жилые помещения для групп семейного типа находятся в радиусе их пешеходной доступности от дошкольного учреждения.

1.3. Группы семейного типа создаются, реорганизуются, ликвидируются на основе приказа учредителя дошкольного образовательного учреждения.

1.4. Решение о создании, реорганизации и ликвидации группы семейного типа принимает учредитель ДОУ. Решение о создании группы семейного типа может быть принято учредителем на основании ходатайства образовательного учреждения.

1.5. Режим работы групп семейного типа определяется запросами родителей, уставом ДОУ и правилами внутреннего трудового распорядка структурного подразделения.

1.6. Деятельность групп семейного типа осуществляется в соответствии с действующим законодательством, уставом ДОУ и положением о порядке организации групп семейного типа.

2. Организация группы

2.1. Группы семейного типа открываются на основании приказа учредителя дошкольного образовательного учреждения с указанием адреса местонахождения группы, режима работы, количества детей, штатного расписания, порядка оплаты содержания детей.

2.2. Группы семейного типа открываются при наличии воспитателя, имеющего педагогическое образование и располагающего достаточными для открытия группы жилищными условиями (4 кв.м на 1 ребенка). Группы семейного типа могут открываться также в квартирах жилых домов, которые предоставляются учредителем для проживания воспитателю группы семейного типа на договорных условиях.

2.3. В жилом помещении группы семейного типа должны быть обеспечены необходимые санитарно-гигиенические условия и противопожарная безопасность, безопасность бытовых условий. Обязательно наличие аптечки первой медицинской помощи и первичных средств пожаротушения. На предмет соответствия условий требованиям составляется акт приема жилого помещения к эксплуатации в качестве группы семейного типа.

2.4. Текущий (косметический) ремонт в группе семейного типа проводится за счет средств учредителя.

2.5. Руководитель ДОУ обеспечивает группу семейного типа необходимыми оборудованием, игрушками и инвентарем за счет средств учредителя.

2.6. Эксплуатация группы разрешается при наличии санэпидзаключения: о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03.

2.7. Наполняемость группы семейного типа до 6-8 человек. По решению учредителя и исходя из конкретных условий наполняемость группы семейного типа детьми может быть ниже установленных нормативов.

2.8. Воспитатель группы семейного типа принимается на работу в дошкольное образовательное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

2.9. В период очередного отпуска воспитателя или его болезни дети из группы семейного типа перераспределяются в возрастные группы детского сада или для них организуется самостоятельная группа в помещении детского сада. Возможность временного перевода детей из группы семейного типа в возрастную группу детского сада должна быть отражена в договоре, заключаемом между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка, посещающего семейную группу.

3. Порядок работы группы

3.1. Режим работы группы семейного типа определяется учредителем. Группа может функционировать в режиме 5-дневной рабочей недели, 6-дневной рабочей недели, с 9-10-часовым, с 12-часовым пребыванием детей, круглосуточно, кратковременно.

3.2. Группа семейного типа может функционировать также в выходные и праздничные дни. Внесение родительской платы в этом случае определяется по соглашению между родителями и ДОУ.

3.3. Медицинское обслуживание детей осуществляется врачом и медсестрой детского сада.

3.4. В группе семейного типа реализуется образовательная программа (программы), направленная на реализацию государственного стандарта дошкольного образования.

3.5. Часть занятий с детьми в группе семейного типа, а также праздники и развлечения могут проводиться в помещениях детского сада с участием любых специалистов учреждения.

3.6. Питание детей группы семейного типа организуется в детском саду, в специально отведенном для этого месте. В исключительных случаях питание может быть доставлено из пищеблока детского сада в группу семейного типа обслуживающим персоналом детского сада.

3.7. Кратность питания детей определяется действующими нормативами в соответствии с режимом работы.

3.8. Для организации дневного сна детей в группе необходимо иметь кровати, диваны, кресла-кровати и др. в зависимости от условий. Каждый ребенок обеспечивается индивидуальным комплектом постельного белья, который хранится в отдельном полотняном мешке с маркировкой.

3.9. Смена и стирка белья производится в прачечной ДОУ.

3.10. Для организации прогулок детей выделяется часть участка детского сада.

4. Порядок финансирования работы группы семейного типа

4.1. Нормативное штатное расписание детского сада рассчитывается с учетом группы (групп) семейного типа.

4.2. Оплата труда воспитателя производится по действующим нормативам из расчета режима работы группы от 0,5 до 2,0 ставок воспитателя с дополнительной оплатой 0,5-1,0 ставки помощника воспитателя в связи с совмещением функций.

4.3. Оплата труда обслуживающего персонала, занятого выдачей питания, мытьем посуды, сменой белья, производится из расчета режима работы группы и фактической трудовой нагрузки от 0,25 до 0,75 ставки помощника воспитателя. Педагогическому и обслуживающему персоналу группы семейного типа могут устанавливаться доплаты и надбавки.

4.4. Заведующей детским садом, старшей медицинской сестре могут быть предусмотрены ежемесячные доплаты в размере 10% оклада за осуществление контроля и руководства работой группы семейного типа.

4.5. Учредитель возмещает воспитателю дополнительные коммунальные расходы на электроэнергию, водоснабжение и др. в сумме, предъявленной коммунальными службами к оплате по факту функционирования группы семейного типа в жилом помещении.

4.6. Порядок взимания родительской платы в группах семейного типа определяется учредителем. Размер родительской платы устанавливается договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка, посещающего семейную группу.

4.7. Воспитатель группы семейного типа ведет учет посещаемости детей в установленном порядке.

4.8. Специалисты дошкольного образовательного учреждения (врачи, дефектологи, музыкальный руководитель, старший воспитатель и др.) принимают участие в работе групп семейного типа в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и расписанием занятий.

4.9. Управление группой семейного типа осуществляется заведующей ДОУ.

Приложение


Акт
приема жилого помещения к эксплуатации в качестве группы семейного типа аттестации группы семейного типа от дошкольного образовательного учреждения

    

N

на дому воспитателя

,

    

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»