Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.6.023-2017

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения на участках пересечения автомобильными дорогами путей миграции животных

     

 Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") по заказу Федерального дорожного агентства

2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 31.08.2017 N 2363-р

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - Рекомендации) определяет принципы по обеспечению безопасности дорожного движения на участках пересечения автомобильными дорогами общего пользования (далее - дорога) путей миграции животных.

1.2 Рекомендации направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, защиту жизни граждан, водителей, пешеходов и животных, охрану окружающей среды.

1.3 Настоящий методический документ предназначен для организаций, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию дорог.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог

ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

СП 20.13330.2011 Свод правил. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*

СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)

     3 Термины и определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящее в единицу времени (час, сутки) через определенное сечение (участок) дороги.

3.1.2 ландшафтный путепровод: Искусственное сооружение над дорогой, предназначенное для совместного прохода по нему животных, пешеходов и транспортных средств.

3.1.3 экодук: Искусственное сооружение над дорогой, предназначенное для прохода по нему только животных.

3.1.4 тоннель: Горизонтальное или наклонное искусственное сооружение под дорогой, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).

3.1.5 скотопрогон: Искусственное подземное сооружение - разновидность туннеля, предназначенное для перехода домашнего скота, а также животных.

3.1.6 миграция животных: Передвижения животных, вызываемые изменением условий существования в местах их обитания или связанные с циклом их развития.

3.1.7 ограждение: Конструкция, устанавливаемая в полосе отвода автомобильной дороги и служащая для защиты участников дорожного движения от животных или направляющая их к местам безопасного перехода через дорогу.

3.1.8 место концентрации ДТП: Участок автомобильной дороги, не превышающий 1000 м вне населенного пункта, 200 м - в населенном пункте, или пересечение дорог, где в течение последних 12 месяцев произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или ранены люди.

3.1.9 шумозащитные экраны: Элемент обустройства ландшафтных путепроводов и экодуков, конструкция которых защищает животных и пешеходов от негативного воздействия транспортного шума.

3.1.10 переход: Надземное или подземное искусственное сооружение с земляным покровом, предназначенное для прохода по нему животных и людей.

3.1.11 популяция: Совокупность диких животных одного вида, длительное время обитающих на одной территории.

3.1.12 район: Территория площадью более 100 км, отличающаяся ландшафтными, экологическими, топографическими, природными, климатическими особенностями.

3.1.13 коэффициент стесненности: Параметр, связывающий габаритные размеры подземных переходов (ширину, высоту и длину) и показывающий степень стесненности подземных переходов.

3.2 В настоящем ОДМ применены следующие сокращения:

3.2.1 B: Ширина перехода, м.

3.2.2 H: Высота перехода, м.

3.2.3 L: Длина перехода, м.

3.2.4 К: Коэффициент стесненности.

     4 Общие положения

4.1 Выбор мест устройства переходов осуществляется на основе выявления аварийно-опасных участков дорог (мест концентрации ДТП) и мест пересечений путей миграции животных с дорогой.

4.2 Согласно СП 34.13330.2012 при пересечении автомобильной дорогой путей миграции животных необходимо разрабатывать специальные мероприятия по обеспечению безопасного и беспрепятственного их передвижения за счет:

- применения предупреждающих дорожных знаков о возможности появления диких животных;

- введения ограничения скорости движения;

- установки информационных указателей, предупреждающих водителей об опасности выхода животных на дорогу;

- установки мигающих сигналов;

- установки флуоресцентных знаков;

- устройства переходов;

- устройства ограждений;

- расчистки леса с целью улучшения видимости.

     5 Особенности трассирования дороги

5.1 В целях обеспечения безопасности движения и сохранения популяций различных видов животных трассу дороги рекомендуется устраивать на расстоянии не менее чем в 1,5 км от границ заповедных зон, природных парков и других мест обитания животных [1]. Трассу необходимо стремиться прокладывать по опушке лесов, без пересечения путей миграции животных, с максимальным сохранением рельефа и растительности.

5.2 При прохождении дороги вблизи заповедников, природных парков и других мест обитания животных ее положение определяется по результатам работы групп специалистов по охране окружающей среды.

5.3 В случае, когда при трассировании дороги не удается избежать пересечения путей миграции животных или когда дорога проходит в местах их обитания, для обеспечения свободного передвижения животных рекомендуется предусматривать специальные переходы через дорогу.

     6 Выбор способа инженерного обустройства путей миграции животных

6.1 Выбор вида мероприятий на стадии выработки решений об инженерном обустройстве путей миграции животных через дорогу рекомендуется использовать одну из следующих концепций:*

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

     


- недопущение выхода диких животных на дорогу путем установки ограждений (рисунок 1, а);

- пропуск диких животных через дорогу путем устройства надземных и/или подземных переходов (рисунок 1, б);

- пропуск животных через дорогу в одном уровне в местах обозначенными дорожными знаками и информационными указателями;

- учитывание боковой видимости в местах пересечения автомобильной дороги с возможными путями миграций животных.

6.2 Схема влияния дорожной инфраструктуры в полосе отвода дороги на природу и животных показана на рисунке 2.



а) - через дорогу в одном уровне; б) - в разных уровнях;

1 - ограждение сетчатого или решетчатого типов; 2 - надземный или подземный переход

Рисунок 1 - Методы организации пропуска животных через дорогу


1 - потеря ареала обитания животных; 2 - предотвращение выхода животных на дорогу за счет установки ограждений; 3 - места выхода животных на проезжую часть дороги - конфликтные точки; 4 - зона экологической нестабильности; 5 - зона развития инфраструктуры

Рисунок 2 - Схема влияния дорожной инфраструктуры на природу и животных

6.3 Выбор проектного решения об инженерном обустройстве путей миграции животных рекомендуется проводить на основе технико-экономического обоснования и инвариантного проектирования проложения трассы.

6.4 При сопоставимых стоимостях проекта дороги рекомендуется выбрать вариант, наиболее удобный и безопасный для движения животных.

     7 Интервал между переходами

7.1 Пути пересечения дорог животными концентрируются на отдельных небольших по протяженности участках, местоположение которых устанавливается в результате анализа линейных графиков дорожно-транспортных происшествий с животными, выявляющих наиболее опасные места с высокой плотностью аварийных ситуаций в соответствии с методикой, изложенной в ОДМ 218.4.005-2010 [2].

7.2 Пути миграции животных, пересекающие проезжую часть дороги, определяются с помощью полевых обследований, определяющих вид популяции.

7.3 Интервалы между обустроенными переходами для животных рекомендуется устраивать в зависимости от их вида и статуса района (зоны) прохождения дороги (таблица 1). В случае если в данном районе (зоне) преобладают популяции животных разных видов, рекомендуется устраивать переходы со средним интервалом в 3 км.


Таблица 1 - Максимальные рекомендуемые расстояния между переходами для видов животных различных популяций

Район

Виды животных различных популяций

Лось, олень

Косуля, кабан

Лиса, заяц

Государственные природные заповедники федерального значения

3-5 км

1,5-2,5 км

1 км

Национальные парки федерального значения

5-8 км

2-4 км

Природные парки субъектов Российской Федерации

8-15 км

3-5 км

Государственные природные заказники федерального и регионального значения

Не определено

5 км

Памятники природы федерального и регионального значения

Не определено

Не определено

1-3 км

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».