РБ-127-17
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 24 августа 2017 г.
Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Состав и содержание программы радиационной защиты при транспортировании радиоактивных материалов" (РБ-127-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пунктов 1.2.2, 5.1.18 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 сентября 2016 г. N 388, зарегистрированным в Минюсте России 24 января 2017 г., регистрационный N 45375.
Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по процедуре разработки, составу и содержанию программы систематически проводимых при перевозке радиоактивных материалов мероприятий по обеспечению планирования и учета мер радиационной защиты.
Выпускается впервые.
________________
В разработке принимали участие: A.M.Киркин, А.В.Курындин, С.В.Маковский, С.В.Синегрибов, (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), А.Ю.Аникин, А.И.Кислов (Ростехнадзор).
При разработке учтены замечания и предложения ГК "Росатом", ФГУП "АТЦ СПб", АО "ТВЭЛ", АО "Атомспецтранс", АО "В/О "Изотоп", АО "Концерн Росэнергоатом" и других организаций.
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Состав и содержание программы радиационной защиты при транспортировании радиоактивных материалов" (РБ-127-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пунктов 1.2.2, 5.1.18 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 сентября 2016 г. N 388 (далее - НП-053-16), зарегистрированным в Минюсте России 24 января 2017 г., регистрационный N 45375.
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по процедуре разработки, составу и содержанию программы систематически проводимых при перевозке радиоактивных материалов мероприятий по обеспечению планирования и учета мер радиационной защиты (далее - Программа).
3. Настоящее Руководство по безопасности рекомендуется для использования юридическими и физическими лицами, в том числе грузоотправителем, перевозчиком, грузополучателем, а также работниками Ростехнадзора, осуществляющими анализ безопасности при транспортировании радиоактивных материалов.
4. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
5. Перечень используемых сокращений приведен в приложении N 1 настоящего Руководства по безопасности.
6. В Программе рекомендуется приводить следующие разделы:
"Область применения";
"Распределение обязанностей и ответственности при исполнении Программы";
"Радиационный контроль. Оценка уровней излучения и доз облучения";
"Радиационный контроль. Оценка поверхностного загрязнения и методы дезактивации";
"Радиационный контроль. Оценка герметичности упаковок";
"Условия размещения упаковок и другие защитные меры";
"Мероприятия аварийного реагирования";
"Подготовка и допуск работников (персонала)";
"Обеспечение качества".
7. Пример оформления Программы приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.
8. В Программе рекомендуется приводить меры радиационной защиты, обеспечивающие выполнение требований нормативных документов на всех этапах транспортирования РМ при обычных, нормальных и аварийных условиях перевозки.
9. В Программе грузоотправителю, перевозчику, грузополучателю и другим организациям, в зависимости от области ответственности этих организаций в процессе транспортирования РМ, рекомендуется:
описать контроль параметров грузов РМ и транспортных средств, влияющих на обеспечение радиационной защиты;
описать контроль за размещением грузов РМ, нанесением необходимых знаков радиационной опасности и маркировки на грузы РМ и транспортные средства;
привести расчетные оценки доз облучения работников (персонала), обусловленных транспортированием грузов РМ, при обычных, нормальных и аварийных условиях перевозки;
описать предусмотренные виды радиационного контроля;
описать мероприятия по радиационной защите в случае аварий при перевозке грузов РМ;
привести информацию о медицинском контроле работников (персонала);
привести информацию об обучении работников (персонала), участвующих в транспортировании РМ;
привести сведения о разработанных программах обеспечения качества.
10. При описании мер радиационной защиты работников (персонала), участвующих в транспортировании РМ, рекомендуется учитывать дозовые нагрузки, получаемые работниками (персоналом) при исполнении должностных обязанностей, не связанных с процессом транспортирования РМ.
11. Для определения состава и содержания Программы грузоотправителю, грузополучателю и перевозчику рекомендуется привлекать организации, участвующие в процессе транспортирования РМ, и (или) специалистов сторонних организаций, обладающих необходимой компетенцией (квалификацией и опытом) в вопросах радиационной защиты при транспортировании РМ.
12. При наличии в тексте Программы ссылок на документы, в которых содержится подробная информация о мерах радиационной защиты, рекомендуется при необходимости обеспечить доступ к данным документам для каждой организации, участвующей в процессе транспортирования РМ.
13. С целью обеспечения радиационной защиты на всех этапах транспортирования РМ при определении состава и содержания Программы грузоотправителю рекомендуется учитывать меры и средства, предусмотренные Программами всех организаций, участвующих в процессе транспортирования РМ.
14. В Программе рекомендуется подробно описывать аспекты, связанные с наиболее опасными с точки зрения возможного облучения работников (персонала) этапами транспортирования (загрузка РМ в упаковку, погрузка (перегрузка, разгрузка) упаковок, перевозка упаковок, временное (транзитное) хранение упаковок), а также учитывать возможное облучение населения на этапе перевозки (например, при перевозке в специальных условиях). Характер и масштабы мер радиационной защиты, описанные в Программе, рекомендуется выбирать соразмерно величине и вероятности возможного облучения работников (персонала), выполняющих ТТО с РМ, и облучения населения, обусловленного транспортированием РМ.
15. Утверждение и внесение изменений в Программу рекомендуется осуществлять в порядке, установленном организацией, ответственной за разработку Программы. Также рекомендуется включить в состав Программы приложение с листом регистрации вносимых изменений.
16. В разделе Программы "Область применения" рекомендуется привести:
цели разработки Программы и способы обеспечения радиационной защиты, принятые в данной Программе;
перечень российских нормативно-правовых актов и международных нормативных документов, а также организационных и эксплуатационных документов, в соответствии с требованиями которых разработана Программа;
информацию о РМ, подлежащих транспортированию в соответствии с Программой, транспортных средствах, а также транспортных упаковочных комплектах, используемых для этих целей.
17. В качестве основных целей разработки Программы всем организациям, участвующим в транспортировании, рекомендуется использовать:
разработку мер радиационной защиты, достаточных для обеспечения безопасности при транспортировании РМ в соответствии с требованиями федеральных норм и правил при использовании атомной энергии, и определение средств для их реализации;
обеспечение надлежащего применения разработанных мер радиационной защиты;
формирование и поддержание культуры безопасности.
18. В разделе Программы "Распределение обязанностей и ответственности при исполнении Программы" рекомендуется:
описать обязанности и ответственность всех организаций, участвующих в транспортировании РМ;
описать этапы транспортирования РМ, входящие в область ответственности организации, разрабатывающей Программу, и указать должностных лиц данной организации, ответственных за выполнение соответствующих мер, предусмотренных Программой, при обычных нормальных и аварийных условиях перевозки;
указать должностных лиц, ответственных за подготовку и актуализацию Программы в данной организации;
установить необходимость выполнения работниками (персоналом) организации мер безопасности, предусмотренных Программой.
19. В случае транспортирования РМ с привлечением нескольких организаций в разделе "Распределение обязанностей и ответственности при исполнении Программы" грузоотправителю рекомендуется определить ответственность организаций при передаче груза РМ от одной организации другой.
20. В разделе Программы "Радиационный контроль. Оценка уровней излучения и доз облучения" для этапов транспортирования РМ, входящих в область ответственности организации, рекомендуется:
привести результаты оценки ожидаемых доз облучения работников (персонала) данной организации, участвующих в транспортировании РМ, при обычных, нормальных и аварийных условиях перевозки, а также привести анализ этой оценки, либо указать ссылки на документы, в которых приводится соответствующий анализ;
описать методы оценки доз облучения, обосновать их применимость;
привести исходные данные для оценки доз облучения (либо привести ссылки на документы, где представлена соответствующая информация), например, результаты измерений, данные технических условий и сертификатов-разрешений на используемые упаковочные комплекты, технологические карты, данные хронометража работ с грузами РМ;
привести сведения о действующей в организации системе установления контрольных уровней;
описать процедуру проведения анализа корректности полученных оценок радиационного воздействия на работников (персонал) организации с учетом данных радиационного контроля на этапах транспортирования РМ, входящих в область ответственности данной организации, а также сроки проведения анализа и ответственных лиц;