Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2001 года N 8

     

О Военной доктрине Союзного государства



Высший Государственный Совет Союзного государства

постановляет:

1. Утвердить представленную Советом Министров Союзного государства Военную доктрину Союзного государства (прилагается).

2. Совету Министров Союзного государства обеспечить реализацию основных положений Военной доктрины Союзного государства. Систематически информировать Высший Государственный Совет Союзного государства о ходе ее реализации.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
А.Лукашенко

     
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Высшего Государственного
Совета Союзного государства
от 26 декабря 2001 года N 8

     
Военная доктрина Союзного государства



Военная доктрина Союзного государства (далее - Военная доктрина) является документом периода создания Союзного государства. Она конкретизирует Концепцию безопасности Союза Беларуси и России и представляет собой систему официально принятых единых взглядов и установок на обеспечение военной безопасности государств-участников Договора о создании Союзного государства (далее - государств-участников).
     
     Правовую основу Военной доктрины составляют конституции Республики Беларусь и Российской Федерации, положения
Устава ООН, международные обязательства Республики Беларусь и Российской Федерации в военной области.
     
     Военная доктрина имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета государств-участников, поддержание стратегической стабильности и создание условий для прочного и справедливого мира.
     
     Государства-участники подтверждают приверженность политическим невоенным мерам по предотвращению и разрешению кризисных ситуаций. Вместе с тем они выражают твердую решимость обеспечить военную безопасность государств-участников Договора о создании Союзного государства всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.
     
     Реализация положений Военной доктрины достигается осуществлением скоординированных мер военно-политического, военно-стратегического, военно-экономического характера и действий всех органов государственной власти с активным участием общественных организаций, объединений и граждан государств-участников.
     
     По мере углубления политической, экономической и военной интеграции в рамках Союзного государства, а также в случае присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы, положения Военной доктрины могут изменяться и дополняться в установленном порядке по взаимному согласию государств-участников.


1. Военно-политические основы

Тенденции развития военно-политической обстановки и основные угрозы военной безопасности государствам-участникам Договора о создании Союзного государства

1.1. Военно-политическая обстановка в мире складывается под влиянием происходящих изменений в системе международных отношений. Существенное воздействие на ее развитие оказывают углубление международной и региональной интеграции, формирование глобального финансово-экономического и информационного пространства, усиление соперничества между мировыми и региональными центрами силы за расширение своего влияния.

Основные противоречия в современном мире порождаются процессом глобализации мировой экономики, в рамках которого усиливается борьба, с одной стороны, - за сохранение однополюсного мира, с другой - за формирование многополюсного мирового порядка и сохранение государствами суверенитета и национальной самобытности.

Существенное дестабилизирующее влияние на развитие военно-политической обстановки оказывают усиление националистического и религиозного экстремизма, неконтролируемое распространение ядерных и ракетных технологий, рост незаконного оборота оружия и наркотиков, международный терроризм и транснациональная организованная преступность.

1.2. В современных условиях угроза крупномасштабной агрессии против государств-участников значительно снизилась. Основная ставка противниками создаваемого Союзного государства делается на использование исторически сложившихся противоречий в отдельных регионах государств-участников, поддержку извне деструктивных политических сил, экстремистских националистических и сепаратистских движений, провоцирование внутренних конфликтов, втягивание государств-участников в конфликты по периметру их границ и ослабление экономики в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Обеспечение военной безопасности государств-участников

1.3. Государства-участники будут направлять свои усилия на содействие формированию многополюсного мира, основанного на равенстве, суверенитете каждого из государств мирового сообщества, невмешательстве во внутренние дела, развитии многостороннего и двустороннего взаимовыгодного сотрудничества, разрешении кризисных ситуаций исключительно политическими средствами на основе норм международного права.

1.4. Целью обеспечения военной безопасности государств-участников является создание благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего их развития путем предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз.


Руководствуясь этой целью, государства-участники:


исходят из незыблемости системы общепризнанных принципов и норм международного права, неуклонно следуют положениям Устава ООН, Хельсинкских соглашений, Парижской хартии, Стамбульской хартии европейской безопасности и других международных договоров и соглашений;

строят свои взаимоотношения со всеми государствами на уважении принципов суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов международного права, содействуют расширению мер доверия в военной области, проводят последовательную политику, направленную на предотвращение войн и вооруженных конфликтов;

отдают предпочтение политико-дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз в рамках коллективной безопасности на региональном и глобальном уровне;

рассматривают в качестве партнеров все государства и союзы государств, политика которых не наносит ущерба интересам государств-участников и не противоречит Уставу ООН;

придают приоритетное значение формированию системы коллективной безопасности на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;

выступают за неукоснительное соблюдение достигнутых международных договоренностей о сокращении вооруженных сил и вооружений.

Неукоснительно следуя этим положениям, государства-участники рассматривают любые насильственные действия, направленные против любого из государств создаваемого Союзного государства, как посягательство на Союзное государство в целом и будут предпринимать соответствующие ответные меры с использованием всех сил и средств,  находящихся в их распоряжении.

Ядерное оружие Российской Федерации рассматривается как средство сдерживания крупномасштабной агрессии против государств-участников, обеспечения их военной безопасности, поддержания международной стабильности и мира. При этом государства-участники считают возможным применение ядерного оружия Российской Федерации в ответ на использование против них ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для безопасности любого из государств-участников ситуациях.

1.5. Основные принципы обеспечения военной безопасности:


эффективное прогнозирование и своевременное вскрытие военных угроз;

адекватное реагирование на военные угрозы;

ненанесение ущерба региональной и международной безопасности;

использование для обеспечения военной безопасности политических, экономических и других невоенных мер, а также коллективных усилий мирового сообщества по противодействию актам агрессии;

соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации создаваемого Союзного государства потребностям обеспечения военной безопасности;

применение военной силы в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права в крайних случаях, когда использование невоенных средств не привело к устранению военной угрозы.

1.6. В качестве основных направлений обеспечения военной безопасности государств-участников рассматриваются:


в мирное время:


формирование и осуществление согласованной военной политики;

создание военной организации Союзного государства;

совершенствование и совместное использование элементов военной инфраструктуры в границах общего оборонного пространства;

проведение согласованной мобилизационной подготовки экономик государств-участников;

расширение сотрудничества и взаимодействия с ООН и региональными организациями по безопасности по основным направлениям обеспечения военной безопасности;

формирование единого пограничного пространства, осуществление охраны государственных границ государств-участников на основе единых принципов и требований;

подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения государств-участников к решению задач гражданской обороны;

реализация международных обязательств по разоружению и контролю над вооружениями и заключение новых договоренностей в этой области без ущерба для обороноспособности государств-участников;

обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности;

расширение военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействия с государствами-союзниками в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., а также с другими дружественными государствами;

обеспечение высокого уровня морально-психологической и профессиональной подготовки личного состава вооруженных сил государств-участников к выполнению возложенных задач;

в угрожаемый период и с началом военного конфликта:


согласование политико-дипломатических и других невоенных мер по предотвращению возникновения военных конфликтов, затрагивающих интересы государств-участников;

своевременное принятие и реализация совместных решений по подготовке и ведению военных действий по отражению агрессии;

своевременное введение в действие нормативных правовых актов военного времени, развертывание группировок войск (сил) и приведение их в готовность к выполнению поставленных задач;

перевод экономики, отдельных ее отраслей (предприятий) государств-участников на режим функционирования в условиях военного времени;

проведение мероприятий территориальной и гражданской обороны;

организация и скоординированное ведение дипломатической, информационно-психологической, экономической, вооруженной и других форм борьбы для достижения поставленных политических и стратегических целей;

принятие эффективных мер по предотвращению вовлечения в военный конфликт на стороне агрессора других государств;

использование возможностей международных организаций для принуждения агрессора к прекращению военных действий против государств-участников и восстановлению мира.

1.7. Государства-участники проводят согласованную внешнюю политику по поддержанию международной и региональной стабильности и сотрудничают:

в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. - с государствами-участниками Договора в целях осуществления общей военной политики и обеспечения коллективной безопасности;

в рамках Содружества Независимых Государств - с государствами-участниками Содружества на многосторонней и двусторонней основе в целях согласования военной политики и поддержания стратегической стабильности на постсоветском пространстве;

на региональном уровне - с государствами региона и их региональными организациями по безопасности в целях укрепления стабильности и безопасности;

в глобальном масштабе - со всеми государствами мира в рамках Организации Объединенных Наций в целях формирования всеобъемлющей системы международной безопасности и поддержания мира.

Каждое из государств-участников, являясь членом региональной организации коллективной безопасности, в которой другое государство не представлено, выступает от имени обоих государств и отстаивает их интересы.

1.8. Государства-участники могут выделять контингенты своих вооруженных сил для участия в операциях по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, региональных организаций коллективной безопасности в соответствии с национальными законодательствами.

Основные принципы строительства военной организации Союзного государства

1.9. Реализуя положения Договора о создании Союзного государства, государства-участники создают военную организацию Союзного государства.


Военная организация Союзного государства включает в себя:

органы государственной власти и военного управления Союзного государства, государств-участников, в исключительном и совместном ведении которых находятся вопросы обеспечения военной безопасности Союзного государства;

войска (силы), выделенные государствами-участниками в Объединенную (региональную) группировку войск (сил);

национальные вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач по обеспечению военной безопасности Союзного государства в соответствии с планами применения Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил Российской Федерации;

часть промышленного и научного комплексов государств-участников, предназначенная для обеспечения функционирования военной организации Союзного государства и находящаяся в их совместном управлении.

1.10. Основные принципы строительства военной организации Союзного государства: