ПИСЬМО
от 2 августа 2017 года N ТС-512/09
О направлении методических рекомендаций
Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) направляет для использования в работе методические рекомендации по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания и по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления, а также рекомендации по расчету качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии.
Т.Ю.Синюгина
Целью создания детских общественных движений и ученического самоуправления является развитие ценностных личностных качеств ребенка, формирующих внутреннюю позицию несовершеннолетнего, направленную на его социальную активность.
Детские общественные движения и органы ученического самоуправления это формы общественной самоорганизации детей, позволяющие им реализовать право на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, свободно выражать свои взгляды и участвовать в деятельности по реализации принятых решений. Кроме этого участие в деятельности детских общественных движений позволяет детям приобрести опыт коллективной деятельности и в значительной мере способствует развитию их личности.
Предлагаемые методические рекомендации дают возможность педагогам, руководителям образовательных организаций и специалистам органов управления образованием сориентироваться в новой ситуации, возникшей в отечественном детском движении, обратить внимание на возможности новых подходов к развитию актуальной социальной инфраструктуры современного детства.
Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.9);
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.5);
Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.8);
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.19);
К таким объединениям относится Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников", созданная по Указу Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 536.
Государственная поддержка детских общественных объединений - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни, а также охрану и защиту их прав (Федеральный закон от 28.06.1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений").
Ученическое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Данное право закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.34.
Законодательная и нормативная правовая база обеспечения деятельности детских общественных движений и органов ученического самоуправления представлена следующими документами:
Конвенцией ООН о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-I;
Федеральным законом от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
Федеральным законом от 29.12.12 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
ведомственными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.
Кроме того, в 76 субъектах РФ действуют законодательные акты, касающиеся поддержки молодежных и детских общественных объединений.
Детское движение в современной России является многообразным по содержанию деятельности и своей структуре и представлено разноуровневыми и многопрофильными детскими объединениями, классифицирующиvbся следующим образом (классификация условная): по территориальной сфере деятельности - общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, городские, районные, местные детские общественные объединения;
по юридическому статусу - имеющие государственную регистрацию (юридические лица) и функционирующие в соответствии с законодательством без оформления государственной регистрации;
по организационно-правовым формам - детские общественные движения, детские общественные организации, детские объединения клубного типа, и др., кроме этого в 2015 году Указом Президента Российской Федерации создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российского движения школьников";
по доминирующему возрасту участников - разновозрастные детские объединения (от 8 до 18 лет и старше) и детские объединения, объединяющие детей примерно одного возраста;
по численности - от нескольких десятков до сотен детей (в организациях областного, краевого, республиканского уровня - до нескольких тысяч человек);
по профилю (видам) деятельности - патриотические, поисковые, экологические, информационно-журналистские творческие и другие, а также многопрофильные детские объединения (клубы, команды, отряды, патрули и др.).
К полномочиям образовательных организаций, относится "содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации" (Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации", п.19).
Практически во всех регионах детское движение представляет собой многообразие организаций. Российское движение школьников призвано объединить все лучшие практики в области воспитания подрастающего поколения, которые на сегодняшний день существуют в России. А также обобщить опыт лучших детских общественных организаций. Созданная общероссийская детско-юношеская организация, в первую очередь, консолидирует в себе уже существующие детские общественные движения в школе, унифицирует их программы воспитания и позволяет вывести всю работу в целом на новый общероссийский уровень.
Основные задачи и механизмы поддержки детских общественных объединений:
1. Создание и ведение реестра, формирование банка данных детских общественных объединений региона;
2. Систематизация нормативно-правового сопровождения деятельности детских общественных объединений;
3. Научно-методическое сопровождение развития детского движения региона:
- создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по работе детских общественных объединений;
- разработка методических пособий и рекомендаций
- оказание консультационных и методических услуг;
- создание единого методического центра поддержки деятельности детского движения региона.
4. Укрепление и развитие материальной базы детских общественных объединений:
- развитие системы финансовой поддержки перспективных программ и проектов детских общественных объединений (гранты, конкурсы и так далее);
- развитие системы передачи услуг социально ориентированных некоммерческих организаций из числа детских общественных объединений;
- предоставление помещений на льготной основе для текущей, проектной деятельности и консолидации детских общественных объединений региона.
5. Развитие межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных, частных организаций по поддержке детского движения региона;
6. Развитие системы информационной поддержки различных форм детских общественных объединений региона:
- проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения;
- создание единого регионального информационного поля для детских общественных объединений;
- проведение специализированных мероприятий для СМИ региона по тематике детских общественных объединений;
- развитие разнообразных форм социальной рекламы деятельности детских общественных объединений;
7. Развитие системы подготовки кадров, мотивации лидеров и участников детских общественных объединений:
- проведение конкурсов лидеров и активистов детских общественных объединений;
- проведение кадровых школ для руководителей, специалистов, актива и потенциальных участников детских общественных объединений по различным направлениям.
- популяризация достижений детских общественных объединений на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях;
- создание и ведение кадрового реестра специалистов детских общественных объединений, развитие системы стажировок.
Принципы ученического самоуправления: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей.
1. Формирование открытого банка данных органов ученического самоуправления;
2. Научно-методическое сопровождение развития системы ученического самоуправления:
- создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по развитию ученического самоуправления в образовательных организациях региона;
- популяризация существующих и разработка новых методических пособий и рекомендаций$
- оказание консалтинговых методических услуг;
- создание единого методического центра поддержки деятельности органов ученического самоуправления.
3. Развитие системы информационной поддержки деятельности органов ученического самоуправления:
- проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития ученического самоуправления;