МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 августа 2017 года N ТС-512/09

О направлении методических рекомендаций



Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) направляет для использования в работе методические рекомендации по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания и по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления, а также рекомендации по расчету качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии.

Т.Ю.Синюгина

     

     

     

Методические рекомендации по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления

Введение


Целью создания детских общественных движений и ученического самоуправления является развитие ценностных личностных качеств ребенка, формирующих внутреннюю позицию несовершеннолетнего, направленную на его социальную активность.

Детские общественные движения и органы ученического самоуправления это формы общественной самоорганизации детей, позволяющие им реализовать право на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, свободно выражать свои взгляды и участвовать в деятельности по реализации принятых решений. Кроме этого участие в деятельности детских общественных движений позволяет детям приобрести опыт коллективной деятельности и в значительной мере способствует развитию их личности.

Предлагаемые методические рекомендации дают возможность педагогам, руководителям образовательных организаций и специалистам органов управления образованием сориентироваться в новой ситуации, возникшей в отечественном детском движении, обратить внимание на возможности новых подходов к развитию актуальной социальной инфраструктуры современного детства.

Основные понятия


Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.9);


Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.5);


Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.8);


Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.19);

Согласно ст.51 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях "Впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти".


К таким объединениям относится Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников", созданная по Указу Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 536.


Государственная поддержка детских общественных объединений - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни, а также охрану и защиту их прав (Федеральный закон от 28.06.1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений").


Ученическое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Данное право закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.34.

Законодательная и нормативная правовая база


Законодательная и нормативная правовая база обеспечения деятельности детских общественных движений и органов ученического самоуправления представлена следующими документами:

Конвенцией ООН о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-I;

Гражданским кодексом РФ;

Федеральным законом от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральным законом от 28.06.1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

Федеральным законом от 29.12.12 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников";

Постановлением Правительства Российской Федерации N 848 от 23.08.1993 г. "О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей";

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

ведомственными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, в 76 субъектах РФ действуют законодательные акты, касающиеся поддержки молодежных и детских общественных объединений.

Организационно-методическая поддержка деятельности детских общественных объединений


Детское движение в современной России является многообразным по содержанию деятельности и своей структуре и представлено разноуровневыми и многопрофильными детскими объединениями, классифицирующиvbся следующим образом (классификация условная): по территориальной сфере деятельности - общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, городские, районные, местные детские общественные объединения;

по юридическому статусу - имеющие государственную регистрацию (юридические лица) и функционирующие в соответствии с законодательством без оформления государственной регистрации;

по организационно-правовым формам - детские общественные движения, детские общественные организации, детские объединения клубного типа, и др., кроме этого в 2015 году Указом Президента Российской Федерации создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российского движения школьников";

по доминирующему возрасту участников - разновозрастные детские объединения (от 8 до 18 лет и старше) и детские объединения, объединяющие детей примерно одного возраста;

по численности - от нескольких десятков до сотен детей (в организациях областного, краевого, республиканского уровня - до нескольких тысяч человек);

по профилю (видам) деятельности - патриотические, поисковые, экологические, информационно-журналистские творческие и другие, а также многопрофильные детские объединения (клубы, команды, отряды, патрули и др.).

К полномочиям образовательных организаций, относится "содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации" (Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации", п.19).

Практически во всех регионах детское движение представляет собой многообразие организаций. Российское движение школьников призвано объединить все лучшие практики в области воспитания подрастающего поколения, которые на сегодняшний день существуют в России. А также обобщить опыт лучших детских общественных организаций. Созданная общероссийская детско-юношеская организация, в первую очередь, консолидирует в себе уже существующие детские общественные движения в школе, унифицирует их программы воспитания и позволяет вывести всю работу в целом на новый общероссийский уровень.


Основные задачи и механизмы поддержки детских общественных объединений:

1. Создание и ведение реестра, формирование банка данных детских общественных объединений региона;

2. Систематизация нормативно-правового сопровождения деятельности детских общественных объединений;

3. Научно-методическое сопровождение развития детского движения региона:

- создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по работе детских общественных объединений;

- разработка методических пособий и рекомендаций

- оказание консультационных и методических услуг;

- создание единого методического центра поддержки деятельности детского движения региона.

4. Укрепление и развитие материальной базы детских общественных объединений:

- развитие системы финансовой поддержки перспективных программ и проектов детских общественных объединений (гранты, конкурсы и так далее);

- развитие системы передачи услуг социально ориентированных некоммерческих организаций из числа детских общественных объединений;

- предоставление помещений на льготной основе для текущей, проектной деятельности и консолидации детских общественных объединений региона.

5. Развитие межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных, частных организаций по поддержке детского движения региона;

6. Развитие системы информационной поддержки различных форм детских общественных объединений региона:

- проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения;

- создание единого регионального информационного поля для детских общественных объединений;

- проведение специализированных мероприятий для СМИ региона по тематике детских общественных объединений;

- развитие разнообразных форм социальной рекламы деятельности детских общественных объединений;

7. Развитие системы подготовки кадров, мотивации лидеров и участников детских общественных объединений:

- проведение конкурсов лидеров и активистов детских общественных объединений;

- проведение кадровых школ для руководителей, специалистов, актива и потенциальных участников детских общественных объединений по различным направлениям.

- популяризация достижений детских общественных объединений на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях;

- создание и ведение кадрового реестра специалистов детских общественных объединений, развитие системы стажировок.

Организационно-методическая поддержка деятельности органов ученического самоуправления


Принципы ученического самоуправления: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей.

Основные задачи и механизмы поддержки ученического самоуправления

1. Формирование открытого банка данных органов ученического самоуправления;

2. Научно-методическое сопровождение развития системы ученического самоуправления:

- создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по развитию ученического самоуправления в образовательных организациях региона;

- популяризация существующих и разработка новых методических пособий и рекомендаций$

- оказание консалтинговых методических услуг;

- создание единого методического центра поддержки деятельности органов ученического самоуправления.

3. Развитие системы информационной поддержки деятельности органов ученического самоуправления:

- проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития ученического самоуправления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»