При выявлении рисков возникновения ЧС рассматриваются статистические показатели, отражающие определённый риск, оценивается ожидаемое влияние риска на определённую территорию или объект экономики, оцениваются ресурсы, необходимые для управления рисками.
В ходе выполнения первого этапа разработки Паспортов для оценки защищенности необходимо определить вероятность (частоту) возникновения события, инициирующего возникновение поражающих факторов (источник ЧС), статистическим путем для всех рассматриваемых рисков в разделе "Риски возникновения ЧС". Для этого определяем индивидуальный риск при различных видах ЧС и происшествиях для территории (объекта).
Расчет индивидуального риска производится для установления качественного значения риска (приемлемого, пренебрежимого, неприемлемого) с целью определения необходимости и критерия эффективности проведения превентивных мероприятий, а также мероприятий по управлению рисками администрацией территории (А.И.Овсяник, О.И.Чурбанов, О.А.Косоруков, Оценка и управление рисками при чрезвычайных ситуациях. - УП.: МО Российской Федерации, Военно-инженерный университет, 2004).
Расчет индивидуального риска при различных видах ЧС и происшествий производится по следующей формуле:
,
где - среднее количество погибших в год за последние 5 лет при определённом виде ЧС и происшествии на заданной территории, - количество населения, проживающего на данной территории.
Качественные значения риска | Количественные значения критерия индивидуального риска | Вид применяемых мер администрацией территории |
Приемлемый риск | R<10 | Нет необходимости в мероприятиях по уменьшению риска |
Пренебрежимый риск | 10<R<10 | Зона жесткого контроля, необходима оценка целесообразности мер по уменьшению риска |
Неприемлемый риск | R>10 | Необходимы неотложные меры по уменьшению риска |
При этом необходимо понимать, что под качественным значением риска (приемлемый, неприемлемый, пренебрежимый) понимается следующее:
приемлемый риск - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, который является приемлемым для регулирующего органа. Он находится в диапазоне от предельно допустимого уровня до пренебрежимого уровня риска и должен быть настолько низким, насколько это возможно по экономическим и социальным соображениям;
пренебрежимый или предельно допустимый уровень риска - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, который не должен превышаться независимо от экономических и социальных преимуществ такой деятельности для общества в целом;
неприемлемый риск - уровень риска, устанавливаемый административными или регулирующими органами как максимальный, выше которого необходимо принимать меры по управлению им.
Показатели риска и статистическая информация отображаются в соответствующих подразделах раздела "Риски возникновения ЧС" по каждому рассматриваемому риску.
В целях организации и своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в ФОИВ проводится оценка возможных последствий ЧС.
На основании процесса ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф, необходимо оценить территорию (объект), на которой возможно возникновение ЧС, её характер и масштаб, а на их основе определить риски возникновения ЧС и их последствия.
Исходными данными для прогнозирования последствий ЧС являются: общая информация о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) и объектах экономики, координаты расположения объектов, места хранения опасных веществ, представляющих потенциальную опасность возникновения ЧС, численность и плотность населения, характер построек, количество и тип защитных сооружений, их вместимость, характер местности, характерные метеорологические условия, заблаговременно спланированные силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС и другая информация для оценки возможных последствий ЧС. Проводится также расчет последствий при максимальных показателях (наихудшему сценарию развития) по всем рискам и источникам ЧС, рассматриваемым в каждом Паспорте.
Расчет рисков производится в соответствии методическими документами, применяемыми для независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. Положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации (утв. Приказом Государственной экспертизы МЧС России от 27.08.2007 N 174);
2. Методология оценки риска техногенных чрезвычайных ситуаций (утв. Президиумом Экспертного союза от 4.10.2007 г. протокол N 6);
3. Методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций. Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в т.ч. при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации (утв. Первым заместителем МЧС России 9.01.2008 г. N 1-4-60-9);
4. Методические рекомендации по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера (утв. Первым заместителем министра МЧС России от 01.9.2007 г. N 1-4-60-9-9);
5. Методика комплексной оценки индивидуального риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (аттестована Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) протокол от 29.10.2002 г. N 4);
6. Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" (утв. Приказом Ростехнадзора от 11.04.2016 г. N 144);
7. ГОСТ Р 51901-2002. Управление надежностью. Анализ риска технологических систем;
8. Руководство по анализу опасности аварийных взрывов и определения параметров их механических воздействий;
9. Методика анализа опасности аварийных взрывов и определения параметров их механических воздействий на потенциально опасных объектах;