УТВЕРЖДЕНО
Приказом Государственной
экспертизы МЧС России
от 27 августа 2007 года N 174

     

Положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации

     

     

     

1. Введение


Настоящее Положение определяет и устанавливает общие требования к Системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации.

2. Термины и определения


В настоящем Положении применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Аккредитованная экспертная организация - юридическое лицо, признанное соответствующим установленным требованиям в заявленной области и с этой целью прошедшее аккредитацию.

Аттестат эксперта - документ, выданный органом по аккредитации и подтверждающий факт признания компетенции аттестованного эксперта в заявленной области аккредитации.

Заключение по результатам независимой оценки рисков - официальный документ, признаваемый органами государственной власти, содержащий сведения об уровне защищенности объекта в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выданный аккредитованной экспертной организацией.

Заявитель - организация, претендующая на аккредитацию в Системе в качестве испытательного подразделения и (или) органа по сертификации.

Кандидат в эксперты - специалист, претендующий на аттестацию в Системе в качестве эксперта.

Компетентность эксперта - совокупность знаний, умений, навыков и личных качеств специалиста, необходимая для выполнения им работ по независимой оценке рисков.

Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (НОР) - получение и оценка объективных данных о состоянии безопасности объекта защиты, определение уровня защищенности объекта в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с установленными требованиями безопасности.

Область аккредитации - вид(ы) работ (услуг), на выполнение (оказание) которых аккредитована организация.

Область аттестации эксперта - сфера деятельности эксперта по определенным направлениям, в отношении которых его компетентность подтверждена аттестатом эксперта.

Объект независимой оценки рисков (объект защиты) - имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, в отношении которого установлены требования в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Орган по аккредитации - центральный орган Системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который организует и управляет процессом аккредитации.

Риск - сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба (ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты: сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба).

Риск возникновения ЧС - вероятность или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в ЧС. Термины и определения основных понятий).

Риск аварии - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий. Основные количественные показатели - технический риск, индивидуальный риск, потенциальный территориальный риск (потенциальный риск), коллективный риск, социальный риск, ожидаемый ущерб (РД 03-418-01).

Приемлемый риск аварии - риск, уровень которого допустим исходя из социально-экономических соображений.

Анализ риска аварии - процесс идентификации опасностей и оценки риска аварии на опасном производственном объекте для отдельных лиц или групп людей, имущества или окружающей природной среды.

Оценка риска аварии - процесс, используемый для определения вероятности (или частоты) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварии для здоровья человека, имущества и/или окружающей природной среды.

Оценка риска - общий процесс анализа и оценивания риска.

Оценивание риска - основанная на результатах анализа риска процедура проверки, устанавливающая, не превышен ли допустимый риск.

Анализ риска - систематическое использование информации для выявления опасностей и количественной оценки риска.

Допустимый риск - риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях.

Свидетельство об аккредитации - документ, выданный органом по аккредитации и подтверждающий факт признания компетенции аккредитованной организации в заявленной области аккредитации.

Система аккредитации - совокупность участников, норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых осуществляется оценка соответствия требованиям, предъявляемым при аккредитации организаций-заявителей, оказывающих услуги по проведению независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система независимой оценки рисков (далее - Система) - совокупность юридических и физических лиц, деятельность которых направлена на оценку элементов системы обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на обеспечение безопасности, а также норм, правил, методик и процедур, служащих для достижения указанной цели.

Участники Системы независимой оценки рисков - центральный орган Системы, аккредитованные экспертные организации и аттестованные эксперты, кандидаты в эксперты и в экспертные организации, заказчики независимой оценки рисков (юридические и физические лица).

Учебный центр - уполномоченная центральным органом Системы независимой оценки рисков организация, имеющая лицензию на право образовательной деятельности и осуществляющая подготовку (обучение) в области независимой оценки рисков.

Эксперт Системы независимой оценки рисков - физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями, умениями, навыками и опытом для независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прошедшее процедуру аттестации и имеющее аттестат эксперта.

3. Общие положения

3.1. Система независимой оценки рисков (далее - Система) представляет собой совокупность юридических и физических лиц, деятельность которых направлена на оценку соответствия объектов защиты установленным требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организационных и инженерно-технических мероприятий, а также технических средств противопожарной защиты (активной и пассивной) и элементов систем предотвращения пожара.

3.2. Результатом независимой оценки рисков (НОР) является формализованная комплексная оценка соответствия объектов защиты и рисков, которым подвержены объекты защиты, характеризующая уровень их безопасности.

3.3. Формализованная комплексная оценка рисков состоит из:

формализованной оценки соответствия системы организационных мер и внутренних нормативных документов обеспечения безопасности объектов защиты (имущественного комплекса или его части, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты и иное имущество) требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации;

формализованной оценки рисков, которым подвержены объекты защиты.

3.4. Независимая оценка рисков проводится аккредитованными в установленном порядке в конкретной области аккредитации независимыми экспертными организациями (далее - экспертные организации), выполняющими работы на основании договоров с заказчиками.

3.5. Непосредственное проведение работ по НОР, сбору и анализу необходимой информации, выполнению расчетов, подготовке заключений НОР осуществляется экспертами Системы независимой оценки рисков, аттестованными в установленном порядке в конкретной области аттестации, состоящими в штате экспертной организации или привлекаемыми ею на основании договора подряда, а также осуществляющими предпринимательскую деятельность без статуса юридического лица.

3.6. Деятельность экспертных организаций и экспертов, правила и порядок их аккредитации и аттестации в Системе независимой оценки рисков регламентируются Положением об экспертных организациях и порядке их аккредитации на право проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации и Положением об экспертах Системы независимой оценки рисков.

3.7. Подготовка экспертов (обучение, повышение квалификации) в Системе независимой оценки рисков проводится в учебных центрах, уполномоченных центральным органом Системы независимой оценки рисков на право проведения подготовки и повышения квалификации экспертов и имеющих лицензию на право образовательной деятельности.

Основные требования к учебным центрам, порядок их уполномочия, функционирования и контроля за их деятельностью определяется в Положении об учебных центрах по подготовке и повышению квалификации экспертов Системы независимой оценки рисков.

3.8. При оценке уровня безопасности объектов защиты учитываются:

- обоснованность, достаточность и эффективность мероприятий по обеспечению предупреждения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, элементов противопожарной защиты и защиты от чрезвычайных ситуаций, организационных и технических решений по обеспечению безопасности в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организация и деятельность пожарных и аварийно-спасательных формирований промышленных объектов, предприятий и организаций независимо от форм собственности;

- эффективность контроля за обеспечением пожарной безопасности, безопасности в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организация обучения мерам пожарной и иной безопасности на объекте защиты.

3.9. Объективность и достоверность независимой оценки рисков обеспечивается независимостью и компетентностью экспертных организаций и экспертов, аккредитованных и аттестованных в установленном порядке.

3.10. Уполномоченным органом по аккредитации и аттестации экспертных организаций и экспертов в Системе независимой оценки рисков является центральный орган Системы, формирующий Комиссию по аккредитации и аттестации.

Деятельность Комиссии по аккредитации и аттестации регламентируется Положением о Комиссии по аккредитации и аттестации в Системе независимой оценки рисков.

3.11. Результатом независимой оценки рисков являются:

заключение о соответствии объекта защиты требованиям безопасности при соответствии определенного независимой экспертной организацией уровня риска объекта защиты установленным требованиям безопасности;

заключение о несоответствии объекта защиты требованиям безопасности в виде акта в случае, если определенный независимой экспертной организацией уровень риска объекта защиты превышает допустимый.

3.12. Заключение по результатам НОР в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представленное в страховые компании и органы государственного надзора, рассматривается ими в установленном порядке.

3.13. В Системе независимой оценки рисков существуют процедуры рассмотрения апелляций, подаваемых в центральный орган Системы ее участниками и рассматриваемых Комиссией по апелляциям.

3.14. Деятельность Комиссии по апелляциям определяется Положением о Комиссии по апелляциям.

3.15. Сведения об аккредитованных экспертных организациях и об аттестованных экспертах в Системе независимой оценки рисков содержатся в Государственных реестрах аккредитованных организаций и аттестованных экспертов. Сведения об объектах, на которых проведена независимая оценка рисков, содержатся в соответствующей базе данных. Владельцем Государственных реестров и базы данных является центральный орган Системы.

3.16. Порядок ведения Государственных реестров устанавливается Положением о ведении Государственных реестров аккредитованных организаций и аттестованных экспертов. Порядок ведения базы данных определяется центральным органом Системы независимой оценки рисков.

3.17. Процедура независимой оценки рисков должна исключать возможность дискриминации или пристрастного решения вопросов.

3.18. Порядок организации и проведения независимой оценки рисков определяется Регламентом проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации.

3.19. Система независимой оценки рисков является открытой для участия в ней органов власти, различных организаций, признающих и выполняющих установленные правила.

4. Участники Системы независимой оценки рисков


В Системе независимой оценки рисков действуют следующие участники:

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган исполнительной власти, создающий Систему НОР и осуществляющий контроль и надзор за ее функционированием, а также за деятельностью объектов защиты в пределах своей компетенции;

- Госэкспертиза проектов МЧС России и ее подразделения - центральный орган Системы независимой оценки рисков (далее - центральный орган Системы, ЦОС);

- Комиссия по аккредитации и аттестации в Системе независимой оценки рисков (далее - Комиссия по аккредитации и аттестации);

- Комиссия по апелляциям в Системе независимой оценки рисков (далее - Комиссия по апелляциям);

- независимые экспертные организации по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аккредитованные в установленном порядке;

- заказчики независимой оценки рисков (юридические и физические лица);

- государственные контрольные и надзорные органы.

5. Центральный орган Системы независимой оценки рисков

5.1. Организация работы центрального органа Системы независимой оценки рисков.

Центральный орган Системы является координирующим органом Системы, осуществляющим в соответствии с установленными процедурами допуск соискателей (экспертных организаций, экспертов) к проведению НОР, текущий контроль за их деятельностью, направленный на обеспечение поддержания ими компетентности на необходимом уровне, а также организационное, методическое, информационное обеспечение функционирования Системы, включая направление необходимой информации в органы государственного контроля и надзора.

Центральным органом Системы является ГУ "Государственная экспертиза проектов МЧС России" (Госэкспертиза проектов МЧС России).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»