Приложение к приказу Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 20 октября 2017 г. N 1444/пр
"Приложение к приказу Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 13 июня 2017 г. N 868/пр
(в редакции приказа Минстроя России
от 20 октября 2017 г. N 1444/пр)
НЦС 81-02-02-2017
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Укрупнённые нормативы цены строительства (далее - НЦС), приведенные в настоящем сборнике, предназначены для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства, и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, административных зданий, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
2. Показатели НЦС рассчитаны в уровне цен по состоянию на 01.01.2017 для базового района (Московская область).
3. Показатели НЦС представляют собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения административных зданий, рассчитанный на установленную единицу измерения (1 м общей площади, 1 машино-место, 1 место).
Общая площадь здания определяется как сумма площадей всех этажей (включая технический, мансардный, цокольный и подвальный), антресолей, галерей, балконов зрительных и других залов; веранд; наружных застекленных лоджий и галерей.
При расчете стоимости строительства зданий с наличием дополнительных помещений высотой менее 1,8 м, не включенных в общую площадь здания (технического подполья, подвальные этажи, пространства между строительными конструкциями, засыпанные землей и т.п.) к общей площади здания необходимо дополнительно прибавлять площадь указанных дополнительных помещений.
4. Сборник состоит из двух отделов:
Отдел 1. Показатели укрупненного норматива цены строительства.
Отдел 2. Объекты-представители.
5. В сборнике предусмотрены показатели НЦС по следующей номенклатуре:
Раздел 1. Административные здания.
Раздел 2. Здания правосудия.
Раздел 3. Пожарные депо.
Раздел 4. Дворцы бракосочетания.
Раздел 5. Бани.
6. Показатели НЦС разработаны для объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам, и обеспечивающих оптимальный уровень комфорта.
7. Показатели НЦС разработаны на основе ресурсно-технологических моделей, в основу которых положена проектная документация по объектам-представителям, имеющая положительное заключение экспертизы и разработанная в соответствии с действующими на момент разработки НЦС строительными и противопожарными нормами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
8. Характеристики конструктивных решений, учтенных в показателях НЦС, приводятся в Отделе 2. Объекты-представители.
9. В случаях если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения укрупненного норматива цены строительства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего показателя в Отделе 2 сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением компенсирующих коэффициентов, включенных в настоящий сборник, допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
10. Для показателей по которым в Отделе 2 отсутствует информация о стоимости фундаментов, и (или) технологического оборудования, и (или) проектно-изыскательских работ, и (или) удельных показателях стоимости строительства здания (сооружения) на 1 м и 1 м, и (или) основных технических характеристиках конструктивных решений и видах работ объекта-представителя, при определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения укрупненного норматива цены строительства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, допускается использовать данные стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство или расчетным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
11. При определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании показателей НЦС настоящего сборника допускается использовать данные о стоимости фундаментов объектов аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов с исключением при проведении расчетов стоимости фундаментов, учтенной в показателе НЦС.
12. При определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании показателей НЦС настоящего сборника допускается использовать данные о стоимости технологического оборудования объектов аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов с исключением при проведении расчетов стоимости технологического оборудования, учтенной в показателе НЦС.
13. Показатели НЦС рассчитаны для отдельно стоящего здания, без учета стоимости прочих объектов, расположенных в пределах земельного участка, отведенного под застройку (трансформаторных подстанций, котельных, насосных станций и т.п.).
14. В показателях НЦС учтены затраты на возведение конструктивных элементов, обеспечивающих доступ к объекту маломобильных групп населения, в объеме, приведенном в п.17.
15. Стоимость строительства наружных инженерных сетей, озеленения и благоустройства территории должна учитываться дополнительно.
16. В показателях НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для возведения административных зданий при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.
17. Показатели НЦС учитывают стоимость следующих видов работ и затрат:
- общестроительные работы;
- внутренние санитарно-технические работы;
- внутренние электромонтажные работы;
- работы по устройству внутренних сетей связи, сигнализации и систем безопасности;
- работы по монтажу инженерного и технологического оборудования;
- стоимость инженерного и технологического оборудования, а также мебели и инвентаря;
- устройство пандусов, обеспечивающих доступ к объекту мало мобильных групп населения;
- пусконаладочные работы;
- затраты на строительство временных зданий и сооружений;
- дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время;
- затраты связанные с проведением строительного контроля;
- затраты на проектные и изыскательские работы, экспертизу проектной документации;
- резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
18. Оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда.
19. Показатели НЦС учитывают стоимость строительных материалов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
20. Показателями НЦС не учтены и, при необходимости, могут учитываться дополнительно:
- прочие затраты подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам (командировочные расходы, перевозка рабочих, затраты по содержанию вахтовых поселков);
- плата за землю и земельный налог в период строительства;
- плата за подключение к внешним инженерным сетям;
- компенсационные выплаты, связанные с подготовкой территории строительства (снос ранее существующих зданий, перенос инженерных сетей и т.д.), затраты на вертикальную планировку, водозащитные и противофильтрационные мероприятия, а также дополнительные затраты, возникающие в особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах, а также стесненных условиях производства работ);
- затраты не учтенные в сметных нормативах на строительство титульных временных зданий и сооружений;
- затраты на усиленную охрану строительных площадок;
- затраты на оплату услуг по приемке и транспортировке сточных вод;
- затраты на разбивку и вынос в натуру основных осей зданий;
- затраты на размещение грунта на полигонах;
- затраты по вводу объекта в эксплуатацию;
- затраты на согласование проектной документации в согласующих организациях по работам, выполняемым в установленном порядке;
- затраты на натурные охранно-археологические раскопки;
- затраты на мониторинг технического состояния зданий и сооружений;
- затраты на организацию дорожного движения при строительстве в городской черте;
- затраты на дополнительные мероприятия, связанные с охраной окружающей природной среды;
- устройство ограждения котлована (шпунтовое ограждение, "стена в грунте" и т.п.);
- работы по устройству подпорных стен;
- работы по устройству системы автоматической сигнализации на случай появления недопустимых карстовых деформаций;
- монтаж оборудования и устройство систем обеспечения доступа для маломобильных групп населения (МГН): система дистанционного открывания дверей, система громкоговорящей связи и система вызова персонала, лифты и подъемники для МГН;
- устройство системы наружного видеонаблюдения;
- устройство системы тревожной сигнализации;
- устройство систем дымоудаления;
- устройство системы диспетчеризации лифтового оборудования;
- устройство охранно-защитной дератизационной системы;
- тепловизионное обследование зданий;
- устройство автоматизированных систем учета электропотребления, водопотребления, теплопотребления;
- устройство системы антитеррористической защищенности;
- устройство системы автоматизации и диспетчеризации инженерных систем: общеобменной и противодымной вентиляции, дренажных насосов, систем электроснабжения;
- устройство системы автоматической установки пожаротушения;
- устройство системы звукоусиления в залах судебных заседаний;
- устройство системы вызова свидетелей;
- устройство системы аудио-видео протоколирования судебных заседаний;
- устройство системы видеоконференцсвязи;
- устройство системы вызова Тайного свидетеля;