46. Повышение эффективности организаций во многом зависит от того, насколько эффективно выстроены взаимоотношения с каждым из поставщиков, управленческим элементом которых является совокупность требований к качеству, стоимости, поставкам, требований к СМК, СМБП и ПС, аудитов их выполнения и корректирующих действий.
Управление цепью поставок направлено, в первую очередь, на качество продукции и технологических процессов. Со временем финальные интеграторы стали включать в требования к поставщикам и требования к ПС и применению соответствующих методов БП, которые затрагивают не только вопросы качества, но и стоимости, а также временных характеристик поставок. В настоящее время у большинства из них существует единая система требований к поставщикам.
47. Системы управления цепями поставок, развиваясь, использовали различные инструменты (управленческие элементы) анализа деятельности и развития поставщиков:
применение дополнительных требований потребителей;
аудиты разных уровней (уровень самой организации, уровень потребителя, уровень независимой третьей стороны);
создание специальных подразделений потребителя для работы с поставщиками (например, создание службы STA инженеров (Supplier Technical Assistance);
техническое содействие поставщику;
системы оценок поставщиков;
совместные (командные) методы работы поставщика и потребителя;
использование информационных систем для обмена данными;
обучение и обмен опытом (поставщик-потребитель, поставщик-поставщик).
48. В цепях поставок, как правило, на всех уровнях поставок используется единый управленческий элемент (требования к системе менеджмента, аудит, корректирующие действия и отчетность).
49. Для обеспечения эффективности цепи поставок посредством применения инструментов анализа деятельности и развития поставщиков в соответствии с пунктом 47 настоящих Рекомендаций в первую очередь управляющей стороне (потребителю) необходимо также сформировать группы требований к своим поставщикам и обеспечить их развертывание по цепи поставок, а именно:
требования к продукции;
требования к процессам;
требования к системе менеджмента.
50. Требования к продукции группируются по трем направлениям:
1) требования к качеству продукции;
2) временные характеристики и объемы поставок (требования к своевременности, ритмичности, пунктуальности и объемам поставок, размерам поставляемых партий, требования к логистике в цепи поставок);
3) требования к стоимостным параметрам продукции, поставкам в целом и развертывание требований по всей цепи поставок, а также динамика снижения стоимости продукции при долгосрочном сотрудничестве.
51. Специфические требования к процессам и ПС следует выражать как в виде показателей каждого из них, так и показателей всей системы процессов:
длительность производственного цикла;
коэффициент эффективности производственного цикла;
общая эффективность использования оборудования;
выравнивание и синхронизация процессов;
точность планирования и выполнения плана.
52. Требования к системам менеджмента поставщиков устанавливаются на базе национальных стандартов серии "Бережливое производство" и международных стандартов ИСО серии 9000 или их отраслевых вариантов (AS 9100, IATF 16949, IRIS и другие).
53. Стандарты по СМБП имеют общеотраслевой характер и могут быть использованы как основа для разработки специфических требований конкретных потребителей. При разработке специфических требований необходимо основываться на положениях Политики и Модели СМБП организации-потребителя. Специфические требования целесообразно структурировать по этапам жизненного цикла и по типам поставщиков.