12. Учитывая преимущественно постконтрактные действия в отношении качества, стоимости и сроков поставок продукции, в традиционной модели отношений заказчиков (потребителей) и исполнителей (поставщиков) остаются высокими риски поставок продукции несоответствующего качества (или качество будет ухудшаться со временем), завышения стоимости продукции по отношению к указанной в контракте, появления на рынке поставщиков с более низкими ценами.
По отношению к качеству продукции данная проблема частично решена благодаря появлению документов по стандартизации, устанавливающих требования к СМК, а также соответствующих систем добровольной сертификации.
13. Внедрение инструментов и механизмов аудита и одобрения поставщиков до заключения контрактов позволят заказчику (потребителю) более детально ознакомиться с процессами исполнителей (поставщиков) для обеспечения уверенности в том, что его ПС и СМК способны поставлять продукцию необходимого качества на протяжении длительного промежутка время, при этом постоянно улучшать его.
Национальные стандарты, устанавливающие требования к СМБП, а также стандарты в части проведения аудитов СМБП и системы добровольной сертификации в данной области открывают для исполнителей (поставщиков) новые возможности механизмов управления эффективности в соответствии с пунктом 11 настоящих Рекомендаций.
14. Заказчики (потребители) через установление к исполнителям (поставщикам) требований, касающихся продукции, систем процессов и ПС, а также СМБП и СМК, получают возможность влиять на качество, цены, временные параметры потоков продукции. То есть, все основные составляющие интерес потребителя характеристики, а именно: качество, стоимостные характеристики, временные характеристики выполнения заказов и поставок, - становятся объектами управления в рамках соответствующих контрактов. То же самое касается и управления дочерними и зависимыми обществами (далее - ДО, ДЗО) со стороны управляющих компаний в рамках ИС.
15. Стандарты требований к системам менеджмента и ПС в механизмах управления эффективностью цепей поставок, корпоративного управления и выполнения заказов носят компромиссный характер между конфликтом интересов управляющей стороны (потребитель, управляющая компания (далее - УК), генеральный подрядчик) и объекта управления (поставщик, ДО (ДЗО), субподрядчик). Стандарты требований, являющиеся инфраструктурой для регулирования контрактных или корпоративных отношений, как правило, являются максимально универсальными для объекта управления, но могут уточняться и дополняться в контрактах или корпоративных требованиях.
Данный подход, с одной стороны, позволяет заказчикам (потребителям) требовать большей открытости для них процессов проектирования и производства, с другой стороны, ограничение влияния только требованиями соответствующих систем менеджмента сохраняет автономность и ответственность исполнителей заказов и поставщиков за результаты.
16. В сложноинтегрированных системах управления возможности управленческих структур (управляющих компаний, корпоративных центров управления, компаний-интеграторов, разработчиков и производителей сложной технической продукции, компаний, выполняющих роль генеральных подрядчиков) ограничены автономностью, хозяйственной самостоятельностью своих поставщиков, ДО, субподрядчиков. Управление осуществляется через головную организацию в рамках контрактного (договорного) или корпоративного права через предусмотренные контрактом процедуры, либо через корпоративные процедуры.
Управляющая сторона не имеет права вмешиваться в процессы принятия решений и их реализацию во входящих в ИС организациях. Однако, она может устанавливать требования к предмету договора. Так, в части качества был сформирован ряд требований:
1) к продукции - качество, стоимость (цена), время выполнения контрактов, поставок, их точность;
2) к системам процессов - "встроенное" качество, синхронизация процессов, построение их взаимодействий в виде потоков создания ценности;
3) к СМК и СМБП в части обеспечения управляемости и стабильности процессов - позволяет существенно расширить возможности механизмов управления эффективностью, фактически делая комплекс управляемых характеристик полным с точки зрения поставщиков и потребителей (заказчиков).
Эти требования сформировались исторически, когда стало очевидно, что для выполнения требований к качеству продукции необходимо, чтобы процессы были способны выполнить эти требования, а впоследствии и системы управления были в состоянии поддерживать процессы в стабильном, управляемом состоянии.
При стандартизации БП были выделены следующие требования: продукция, процессы, система менеджмента. Требования к продукции дополнились требованиями к характеристикам стоимости, прежде всего себестоимости. Требования к системам процессов, составляющих ту или иную ПС, дополнились требованиями к синхронизации производственных процессов и сокращению потерь, а также требованиями к пунктуальности поставок.
17. Требования к ПС относятся к структуре процессов создания ценности, позволяющей построить поточную организацию процессов или поток единичных изделий.
Организация системы процессов достигает наилучших результатов в части стоимости, скорости, гибкости, когда она построена на принципах БП. Организации, не применяющие принципы БП, имеют существенно более высокий уровень потерь, более длинные временные производственные циклы, невысокую производительность труда. Переход к ПС на принципах БП, как правило, приводит к существенному росту эффективности производственных процессов в целом, создает как условия для планомерного повышения показателей операционной эффективности (далее - ОЭ) организаций, так и основу для постоянного совершенствования. Переход от ПС традиционного типа к бережливым ПС требует времени, затрат, перестройки мышления и организационной культуры.
18. Требования к ПС включают условия соответствия принципам БП, поточную организацию процессов, управление системой процессов через параметры потоков создания ценности, такие как, например, время цикла, время такта, уровень запасов в супермаркетах, применение системы канбан, системы "точно в срок", а также требования к совершенствованию систем процессов и постоянной их адаптации к меняющемуся потоку заказов.
19. При совместном применении требований к СМБП и СМК объектами управления становятся характеристики качества, стоимости продукции, временные характеристики поставок и внутренних процессов.
В ИС объектами управления со стороны собственников, акционеров или вышестоящих организаций в корпоративной иерархии становятся характеристики операционной эффективности, такие как поток прибыли, рентабельность, производительность труда и эффективность использования других активов (средств производства, инфраструктуры и так далее). Возможности интегрированной СМК и БП позволяют управлять данными характеристиками через влияние на параметры ПС.
Элементы для интеграции СМБП и СМК приведены в приложении N 1.