Образовательная программа является ключевым документом, определяющим содержание дополнительных общеобразовательных программ. Образовательная программа разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Качество образовательной программы является обязательным условием качества образовательной деятельности, условием достижения высоких образовательных результатов.
Механизмом оценки качества дополнительных общеобразовательных программ является общественная экспертиза.
Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей с целью определения соответствия содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.
Общественная экспертиза дополнительных предпрофессиональных программ проводится с учетом федеральных государственных требований.
Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится организацией-оператором на основании добровольной заявки авторов программы или организации, реализующей данную программу.
В целях обеспечения проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования:
- формируют реестр организаций, осуществляющих функции по проведению общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;
- создают условия для их работы;
- обеспечивают информирование организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, о возможности проведения общественной экспертизы.
Организации-операторы, осуществляющие функции по проведению общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ:
- разрабатывают критерии и методики проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;
- проводят отбор экспертов, которые могут привлекаться для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, с учетом требований приказа Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. N 556 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы";
- проводят подготовку экспертов (при необходимости);
- обеспечивают информирование организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, о критериях, методике, процедуре и результатах проведения общественной экспертизы.
Проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организуется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Это обеспечивается за счет:
- независимости привлекаемых экспертов, которая определяется как отсутствие взаимозависимых связей между экспертом и организацией (представителями организации), подавшей программу на общественную экспертизу;
- анонимностью сторон - экспертов и организации (представителей организации), подавшей программу на экспертизу.
Отбор экспертов для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ может осуществляться с использованием государственного (регионального) реестра экспертов и экспертных организаций.
Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, обеспечивают открытость и доступность для экспертов текстов образовательных программ в соответствии с требованиями Закона об образовании (статья 29) и приказа Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
Процедура подачи заявки на проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, регламент проведения экспертизы и представления ее результатов формируются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с учетом настоящих Методических рекомендаций.