Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями
____________________________________________________________________
Не действует на основании
письма МЧС России от 22 июля 2019 года N 43-3770-11
____________________________________________________________________
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" с целью обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы).
Настоящие методические рекомендации разработаны взамен действующих методических рекомендаций, утвержденных главным военным экспертом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий П.В.Платом и заместителем Министра экономического развития Российской Федерации О.Г.Савельевым 23 марта 2012 г. N 43-2047-14.
Настоящие методические рекомендации разработаны с участием Минэкономразвития России. В связи с отсутствием функции у Минэкономразвития России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по данному вопросу (исх. от 18.05.2017 N 13455-АТ/Д21и) данные рекомендации утверждены МЧС России.
1.2. Запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, средства связи, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты, согласно рекомендуемых норм обеспечения населения, представленных в Приложении N 7.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты и медицинские изделия.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
1.3. Запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациях, исходя из их потребностей.
1.4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов исходя из их потребности, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.
1.5. Созданные запасы хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения (места хранения), используемые для хранения запасов, должны удовлетворять требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативной технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.). Условия хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий должны соответствовать установленным их производителями требованиям по температуре, влажности, защите от света, а также санитарным нормам и правилам, которыми устанавливаются требования к хранению.
1.6. Правовыми основами организации создания запасов являются федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые документы МЧС России.
1.7. МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
1.8. Финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта, аренды и охраны складов (мест хранения), оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ежегодно работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обобщают информацию о номенклатуре и количестве материально-технических, продовольственных, медицинских средств, в том числе средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля в запасах, формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению запасов.
2.1. Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:
возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации;
величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от военных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
норм минимально необходимой достаточности запасов;
природных, социально-экономических, физико-географических и иных особенностей территорий.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию (безопасный район) население из другого региона (регионов).
2.2. Номенклатура запасов должна включать:
в районах возможного катастрофического затопления - индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги), лодки, медицинские средства (комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты и санитарные сумки с укладками для оказания первой помощи, носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные), инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент, средства связи, вещевое имущество, автомобильную и специальную технику и другие средства (рекомендуемая номенклатура запасов приведена в Приложении N 1);
в районах возможного химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, самоспасатели фильтрующие и другие) и кожи (костюмы защитные облегченные, костюм врача-инфекциониста и другие средства), медицинские средства (комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты, санитарные сумки, средства профилактики и терапии поражений опасными химическими веществами и биологическими агентами, носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные), индивидуальные противохимические пакеты и другие средства), средства химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, средства специальной обработки (дегазации, дезактивации и дезинфекции), средства связи, вещевое имущество, антидоты и другие средства (рекомендуемая номенклатура запасов приведена в Приложении N 2);
в районах возможного радиоактивного загрязнения - средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы от газов (паров) радиоактивных веществ и радиоактивных аэрозолей) и кожи (костюмы защитные), медицинские средства (комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты, санитарные сумки, комплекты и наборы противоожоговые, медицинские средства ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ, носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные), средства радиационной разведки и контроля, средства специальной обработки (дезактивации), средства связи, вещевое имущество, радиопротекторы и иные средства (рекомендуемая номенклатура запасов приведена в Приложении N 2);
в районах вероятного возникновения очагов и зон пожаров - средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы фильтрующие и самоспасатели с защитой от монооксида углерода, противогазы изолирующие на сжатом воздухе), медицинские средства (комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты, санитарные сумки, комплекты и наборы противоожоговые, медицинские средства профилактики и терапии поражения продуктами горения, носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные), инженерное имущество и аврийно-спасательный инструмент, средства связи, пожарное имущество, вещевое имущество, запасы средств тушения пожара, емкости для воды, медикаменты и другие средства (Приложение N 3).
Для населения из указанных выше зон опасностей создаются запасы продуктов питания (согласно рекомендуемой номенклатуре, представленной в Приложении N 7).
Номенклатура средств коллективной защиты населения должна включать материалы и оборудование для приведения в готовность фонда защитных сооружений гражданской обороны, т.ч. быстровозводимых и простейших укрытий согласно планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), запасы воды и продуктов питания (рекомендуемые номенклатуры запасов и нормы обеспечения приведены в приложениях N 7 и 8), средства индивидуальной защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства специальной обработки, средства связи, санитарно-хозяйственное имущество, а также медицинское имущество в соответствии с приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317).
2.3. При определении номенклатуры и объемов запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций учитываются имеющиеся материальные ресурсы, накопленные исходя из их потребности:
на военное время;
для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в т.ч. крупномасштабных;
для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением радиационных, химических и биологически опасных веществ и крупномасштабных ЧС.
Номенклатура создаваемых запасов в целях решения следующих задач гражданской обороны:
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки (рекомендуемая номенклатура приведена в Приложении N 4);
срочное захоронение трупов в военное время (рекомендуемая номенклатура приведена в Приложении N 5);
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (рекомендуемая номенклатура создаваемых запасов в целях проведения эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы и обеспечения устойчивости функционирования организаций продолжающих работу в военное время приведена в Приложении N 6).
2.4. Номенклатура медицинских средств должна включать только зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты и медицинские изделия, а для детей необходимо предусматривать лекарственные препараты в детских дозировках.
2.5. При расчетах потребных объемов материальных средств для населения необходимо учитывать количество детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Необходимый объем запасов медицинских средств индивидуальной защиты определяется руководителем создающего органа (организации) с учётом возрастных категорий населения, подлежащего обеспечению, и прогнозируемой длительности пребывания населения в зонах опасного загрязнения (заражения).
2.6. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых убежищ, выделяются в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.
2.7. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при возникновении чрезвычайных ситуаций и для которого необходима та или иная защита и (или) вид обеспечения.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию (безопасный район) население из другого региона (регионов).
2.8. Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, медицинских средств и продовольствия для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах, или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуациях, развивающихся по наиболее опасным сценариям.
При этом средства индивидуальной защиты должны быть сертифицированы и гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надёжности и т.д.).
Комплектация медицинских средств индивидуальной защиты - комплектов индивидуальных медицинских гражданской защиты, выбирается в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. N 70н "Об утверждении Требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2013 г., регистрационный N 28259) и приказом МЧС России от 01 ноября 2006 г. N 633 "О принятии на снабжение МЧС России КИМГЗ" для самостоятельного выполнения назначений медицинских работников по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий) поражений в мирное и военное время.
2.9. Выбор конкретной марки (модели), приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик. При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны гарантированно функционировать в условиях поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера. Технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны обеспечивать (в зависимости от выполняемых задач) определение: границ зон (зоны) радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения); дозы индивидуального облучения, степень заражения (загрязнения) кожных покровов людей и одежды, зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивными, опасными химическими веществами, биологическими средствами и т.д.
3.1. Запасы создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" создание запасов и определение их номенклатуры и объемов, исходя из потребности осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий - для защиты и обеспечения персонала находящегося, в зонах возможного поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне - для защиты и обеспечения персонала находящегося, в зонах возможного поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию запасов возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Расходы на содержание, ремонт и охрану складов (мест хранения), оплату работ, связанных с перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок запасов, освежением индикаторных трубок и элементов питания, приобретением средств малой механизации, а также на оплату труда соответствующего персонала осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закупка запасов в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.