МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 декабря 2010 года N 3-323/3-2010


[О признании недействующим Перечня земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, утвержденного Законом г.Москвы от 21 марта 2007 года N 8, в части включения в него Лениногорской улицы с кадастровым номером 77:03:10007:021]



Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Магжановой Э.А., с участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретаре Ю.Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-323/3-2010 по заявлению К.Б.В., Л.Е.А., С.Л.Б. об оспаривании в части Закона г.Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы",

установил:

21.03.2007 г. Московской городской Думой принят Закон города Москвы N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети", опубликованный в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 23, 19.04.2007, газете "Тверская, 13", N 48, 19.04.2007 (начало), "Тверская, 13", N 50, 24.04.2007 (продолжение), "Тверская, 13", N 58-59, 17.05.2007 (продолжение), "Ведомости Московской городской Думы", 08.06.2007, N 5, ст.49.

К.Б.В., Л.Е.А., С.Л.Б. обратились в суд с заявлением об оспаривании приложения к Закону г.Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" в части включения Лениногорской улицы с кадастровым номером 77:03:10007:021 в Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы (УДС) Восточного административного округа города Москвы, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с ситуационным планом часть их земельного участка, включающая их жилой дом, расположена на территории земельных участков улично-дорожной сети г.Москвы, расположенных в границах существующей улично-дорожной сети г.Москвы. В соответствии с п.4 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Существующие границы земельного участка 77:03:10007:021 по ул.Лениногорская приводят к невозможности разрешенного использования жилого дома, чем нарушается их право собственности на этот дом.

В судебном заседании К.Б.В., действующий в своих интересах и в интересах С.Л.Б., поддержал заявленные требования.

Л.Е.А., С.Л.Б. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Московской городской Думы по доверенности К.О.Е. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что принятие оспариваемого нормативного правового акта находится в компетенции субъектов Российской Федерации (ст.72 Конституции России) и принят в соответствии с федеральным законодательством.

Представитель Мэра Москвы по доверенности Н.А.А. просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку оспариваемый в части Закон по своему содержанию и правовому смыслу соответствует ранее принятому и действующему постановлению Правительства Москвы от 13.07.2004 г. N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" (приложение 1, в котором утвержден перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы), и не может рассматриваться противоречащим п.4 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее Москомархитектуры) по доверенности Х.И.С. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Москомархитектурой в 1991 г. разработан проект детальной планировки жилого района "Ухтомский" и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.10.1994 г. N 940 "О проекте детальной планировки (ПДП) экспериментального жилого района "Ухтомский" было запланировано по ул.Лениногорской провести районную магистраль, а дом заявителей, как и ряд других домов на данной улице, подлежал сносу. В связи с отсутствием бюджетных ресурсов данный проект не реализован, но в будущем возможна его реализация.

Выслушав заявителя, действующего в своих интересах и в интересах С.Л.Б., представителей Московской городской Думы, Мэра Москвы, Москомархитектуры, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителей подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявление К.Б.В., Л.Е.А., С.Л.Б. об оспаривании в части Закона г.Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Планирование дорожной деятельности в соответствии со ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п.2 ст.15 Закона N 257-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно п.3.1 данной статьи федерального закона по указанному вопросу органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Из положений ст.20 Закона города Москвы от 28.06.1995 года "Устав города Москвы" следует, что в собственности города Москвы находится земля в границах города Москвы, не находящаяся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.

От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные согласно п.1 ст.21 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" являются объектами собственности города Москвы и не подлежат отчуждению.

Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы (ч.1 ст.33 Устава города Москвы).

К полномочиям Московской городской Думы согласно п.2 ч.1 ст.35 Устава города Москвы относится принятие законов города Москвы в пределах полномочий города Москвы.

Изложенное свидетельствует, что оспариваемый закон города Москвы принят Московской городской Думой в пределах предоставленных ей полномочий.

Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию указанных земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, а также федеральными законами.

В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Из положений ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что улично-дорожная сеть городских и сельских поселений представляет собой часть территории, ограниченной красными линиями и предназначенной для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения.

Планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации (ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта на соответствующей территории.

Согласно положениям ч.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Из анализа вышеназванных положений федерального законодательства следует, что жилые дома не могут располагаться на земельных участках существующей улично-дорожной сети.

Судом установлено, что оспариваемым законом города Москвы утвержден Перечень земельных участков улично-дорожной сети (далее - УДС), расположенных в границах существующей УДС города Москвы.

За N 4187 Перечня содержится информация о земельном участке по адресу: Лениногорская улица, площадью 59663,71 кв.м с кадастровым N 77:03:10007:021 и учетным N 03/77/00726.

Из плана земельного участка с кадастровым N 77:03:10007:021 следует, что в нарушение вышеприведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации жилой дом заявителей (ул.Лениногорская, д.37) и другие жилые дома по указанной улице находятся в границах земельного участка существующей УДС.

Довод представителей заинтересованных лиц о том, что не оспариваемый Закон установил линии УДС, и как следствие не может нарушать права и законные интересы заявителей, суд находит несостоятельным.

Постановлением Правительства Москвы N 940 "О проекте детальной планировки (ПДП) экспериментального жилого района "Ухтомский" утвержден, представленный Москомархитектурой и ГУП "НИиПИ Генплана Москвы, проект детальной планировки экспериментального жилого района "Ухтомский" с технико-экономическими показателями согласно приложениям. Проект предусматривал перечень мероприятий по обеспечению транспортного обслуживания территории микрорайона "Ухтомский", в том числе строительство районной магистрали по ул.Ленинигорская шириной до 37 метров, проезжая часть - 26 метров. Жилой дом 37 по ул.Лениногорская в Москве подлежал сносу. Утвержден план красных линий градостроительного регулирования планируемой УДС (л.д.63).

План красных линий градостроительного регулирования планируемой УДС был представлен Москомархитектурой и ГУП "НИиПИ Генплана Москвы при разработке постановления Правительства Москвы от 13.07.2004 г. N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы". Постановлением Правительства Москвы от 13.07.2004 г. N 490-ПП утвержден перечень земельных участков улично-дорожной сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы (приложение 1), в который вошел земельный участок по ул.Лениногорская. Одобрен проект закона города Москвы "О составе земель общего пользования города Москвы, не подлежащих отчуждению". При этом Департаменту земельных ресурсов города Москвы в IV квартале 2004 г. рекомендовано поставить в установленном порядке на кадастровый учет земельные участки общего пользования существующей улично-дорожной сети.

Постановление Правительства Москвы от 13.07.2004 г. N 490-ПП установило правила выделения земельных участков УДС. При этом базовым слоем для выделения земельных участков УДС принята существующая и проектная улично-дорожная сеть по плану красных линий (слой плана ЛГР) М 1:2000, получившая статус УДС по утвержденным разбивочным чертежам - актам установления линий градостроительного регулирования за период с 1972 по 2002 годы.

Между тем, утвержденный постановлением Правительства Москвы N 490-ПП Перечень существующей УДС не соответствует плану красных линий градостроительного регулирования планируемой УДС (на л.д.63), что противоречат Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, положения которой обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.

В соответствии с пунктом 3.1 указанной Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.

Из пункта 3.3 этой же Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (пункт 3.4 Инструкции).

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции).

Согласно подпункту 1, 4 пункта 3.2.1 указанной Инструкции проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

Согласно пункту 1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 (зарегистрирована в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4227), требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2.18 указанной Инструкции градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений учитывается при: комплексном решении вопросов социально-экономического развития, подготовке предложений по разграничению земель по формам собственности на соответствующих территориях Российской Федерации, планировании и организации рационального использования земель и их охраны, образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, межевании объектов землеустройства, отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд, предварительном согласовании места размещения объектов, определении предельных размеров земельных участков, использовании зон сельскохозяйственного использования в поселениях, изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, установлении границ объектов градостроительного планирования и застройки, градостроительных регламентов; последующей разработке градостроительной документации, а также при разработке программ социально-экономического развития территорий и поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно подпункту 1, 4 пункта 3.2.1 указанной Инструкции проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (подпункт 6 пункта 3.2.1 Инструкции).

Доказательств утверждения проекта красных линий в составе проекта Закона города Москвы N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети", как неотъемлемой части градостроительной документации, с указанием координат поворота углов красных линий, топографической основы, учитывающей существующие объекты недвижимого имущества, заинтересованными лицами не представлено и кадастровое дело объекта недвижимости 77:03:10007:021 их не содержит.

Утвержденный оспариваемым Законом перечень существующей УДС в части включения земельного участка по адресу: Лениногорская улица, площадью 59663,71 кв.м, с кадастровым N 77:03:10007:021 противоречит указанным выше нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, по сообщению главы управы района Косино-Ухтомский города Москвы от 13.12.2010 г., в настоящее время проект планировки экспериментального жилого района Ухтомский разрабатывается НИиПИ Генплана города Москвы, по которому предусмотрено жилищное строительство с благоустройством прилегающей территории и строительство улично-дорожной сети. Перечень сносимого жилищного фонда на территории микрорайона Ухтомский будет разработан, согласован и утвержден в составе проекта планировки. В установленном порядке будет определена зона резервирования (сноса) объектов для государственных нужд на данной территории. Переселение жителей из сносимого жилищного фонда будет производиться по мере реализации нового проекта. Сроки реализации данного проекта планировки не определены. В связи с ограничением бюджетных ресурсов и проведением мероприятий по оптимизации расходных обязательств, территория микрорайона Ухтомский района Косино-Ухтомский в Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2010-2012 годы не включена.

В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.