ПРИКАЗ
от 5 апреля 2017 года N 137
Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации
(с изменениями на 21 марта 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 14 ноября 2017 года N 486 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2017, N 0001201712080039);
приказом Минтранса России от 16 сентября 2021 года N 315 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2021, N 0001202111080007) (вступил в силу с 1 марта 2022 года, действует до 1 марта 2028 года);
приказом Минтранса России от 24 мая 2022 года N 199 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2022, N 0001202206100023) (вступил в силу с 20 июня 2022 года, действует до 1 марта 2028 года);
приказом Минтранса России от 21 марта 2024 года N 93 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.05.2024, № 0001202405280015) (вступил в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 марта 2028 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27 (ч.1) ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18 (ч.1), ст.2141, N 29, ст.3625, N 52 (ч.1), ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30 (ч.1), ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49 (ч.6), ст.6928; 2015, N 1 (ч.1), ст.55, N 29 (ч.1), ст.4356, 4359; 2016, N 11, ст.1478, ст.4359; N 27 (ч.2), ст.4300)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года приказом Минтранса России от 16 сентября 2021 года N 315, действует до 1 марта 2028 года. - См. предыдущую редакцию)
2. Настоящий приказ действует до 1 марта 2028 г.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2022 года приказом Минтранса России от 16 сентября 2021 года N 315, действует до 1 марта 2028 года)
Министр
М.Ю.Соколов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 апреля 2017 года,
регистрационный N 46545
Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации
(с изменениями на 21 марта 2024 года)
1. Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" и определяют порядок движения и стоянки судов, осуществляющих судоходство в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Московского бассейна).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 21 марта 2024 года N 93. - См. предыдущую редакцию)
_______________
Сноска исключена с 1 сентября 2024 года - приказ Минтранса России от 21 марта 2024 года N 93. - См. предыдущую редакцию.
2. Толкаемые и буксируемые составы должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется по согласованию с федеральным государственным бюджетным учреждением "Канал имени Москвы".
3. По участкам ВВП Московского бассейна, на которых установлены средства навигационного оборудования со светоотражающим покрытием, в темное время суток движение судов (составов) допускается при наличии на судах исправно действующих УКВ радиостанции и прожектора.
4. У причалов, расположенных на участках ВВП Московского бассейна, где ширина судового хода составляет 70 м и менее, разрешается стоянка судов (составов) в один корпус, при этом судно может быть ошвартовано к борту плавкрана. Расстояние от борта стоящего судна (состава) до противоположной кромки судового хода должно быть не менее 50 м.
5. По каналу имени Москвы, от шлюза N 1 до шлюза N 7 допускаются к плаванию суда (составы), высотный габарит которых не превышает 13,3 м, а допустимая осадка судна (состава) не превышает 3,6 м.
6. При встречном движении судов (составов) от шлюза N 1 и со стороны канала имени Москвы первыми сигналы на расхождение подают суда (составы), идущие по каналу со стороны г.Москвы.
7. При встречном движении судов (составов) от шлюза N 1 и со стороны Иваньковского водохранилища первыми сигналы на расхождение подают суда (составы), идущие от шлюза N 1.
8. При одновременном подходе судов (составов), идущих со стороны г.Москвы и Иваньковского водохранилища к шлюзу N 1, порядок захода в подходной канал и очередность подхода к шлюзу определяет диспетчер шлюза.
9. Скорость движения по участкам 41,0 км - 44,0 км, 48,3 км - 60,0 км, 66,0 км - 77,0 км, 83,4 км - 86,0 км, 92,0 км - 166,0 км канала имени Москвы (далее - искусственные участки канала имени Москвы) не должна превышать:
для судов (составов) грузоподъемностью свыше 3000 тонн - 10 км/час;
для судов (составов) грузоподъемностью 3000 тонн и менее - 12 км/час;
для пассажирских судов (за исключением скоростных судов) - 15 км/час;
для пассажирских судов, осуществляющих перевозки по туристским маршрутам, - 18 км/час.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 21 марта 2024 года N 93. - См. предыдущую редакцию)
10. За исключением скоростных судов, скорость движения судов (составов) по Химкинскому водохранилищу (44,0 км - 48,3 км канала имени Москвы), а также на участках 166,8 км - 176,1 км и 186,6 км - 194,0 км реки Волги не должна превышать 10 км/час.
11. Движение маломерных судов, спортивных парусных и прогулочных судов разрешается со скоростью:
вблизи пляжей, установленных мест массового отдыха населения на воде - не более 12 км/час;
в акваториях речных портов, по искусственным участкам канала имени Москвы, в границах населенных пунктов, на рейдах, в местах стоянок судов (составов) - не более 15 км/час.
12. Скорость движения пассажирских судов на участке 148,0 км - 185 км (шлюз № 10 - шлюз № 9) реки Москвы не должна превышать:
для судов, приводимых в движение электродвигателями с питанием от аккумуляторных батарей, по согласованным маршрутам - 22 км/ч, при движении таких судов в границах Кунцевской луки - 10 км/ч;
для иных пассажирских судов - 15 км/ч.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 21 марта 2024 года N 93. - См. предыдущую редакцию)
12(1). Судоводителям всех судов при прохождении мест стоянок судов у причалов, мест погрузки и выгрузки грузов с судов, рейдов и якорных мест для стоянки судов необходимо убавлять ход до минимального, чтобы не создавать волнения, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 21 марта 2024 года N 93)
13. ВВП Московского бассейна включает в себя следующие участки:
1) Рыбинское водохранилище - от Рыбинского гидроузла (423,0 км реки Волга) до н.п. Торово (527,7 км реки Шексна), включая судовые ходы Рыбинского водохранилища N 62, 63, 64, 65;
2) река Волга - от Рыбинского гидроузла (423,0 км реки Волга) до н.п. Хопылёво (459, 0 км реки Волга), от н.п. Мигалово (290,0 км реки Волга) до н.п. Коприно (381,0 км 65 судового хода Рыбинского водохранилища), а также судоходные части её притоков;
3) канал имени Москвы - от шлюза N 8 (41,0 км канала имени Москвы) до шлюза N 1 (166,0 км канала имени Москвы) с дополнительными судовыми ходами водохранилищ водораздельного бьефа;
4) река Москва - от Гольевского ручья (200,0 км реки Москва) до устья (0,0 км реки Москва) и судоходные части её притоков;
5) река Ока - от канала Сейма (58,0 км реки Ока) до г.Калуга (1101,0 км реки Ока) и судоходные части её притоков;
14. К причалам Северного порта (45,8 км - 47,1 км канала имени Москвы) и Северного речного вокзала (44,7 км - 45,8 км канала имени Москвы) суда швартуются носом против течения.
15. Суда, следующие к пассажирским причалам N 1-6 Северного речного вокзала, а также к пассажирским причалам Северного порта, производят оборот ниже по течению этих причалов, на 45,1 км канала имени Москвы.
Суда, следующие к пассажирским причалам N 7-16 Северного речного вокзала, производят оборот на 44,5 км канала имени Москвы.
16. При отходе нескольких пассажирских судов, стоящих в два и более корпуса (борт к борту) (далее - счал), первым отходит судно, наиболее удаленное от причала.
Если несколько счалов стоят вдоль причалов один за другим, первыми отходят суда от верхнего по течению причала.
Суда следующих счалов, стоящие ниже по течению, отходят последовательно в порядке, указанном в абзаце первом настоящего пункта.
17. Пункт утратил силу с 1 сентября 2024 года - приказ Минтранса России от 21 марта 2024 года N 93. - См. предыдущую редакцию.
17.1. Движение маломерных моторных судов, следующих вдоль участка водного пути Серебряный бор (излучина р.Москвы) между Живописным мостом и пристанью Троице-Лыково, разрешается со скоростью не более 5 км/час.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2022 года приказом Минтранса России от 16 сентября 2021 года N 315, действует до 1 марта 2028 года)
18. Судам, следующим на веслах, гидроциклам и судам, следующим под парусом, плавание по Химкинскому водохранилищу разрешается южнее линии, соединяющей светофор дальнего действия шлюза N 7 и верхнего знака воздушного перехода водного стадиона "Динамо".
19. Буксировка маломерных, спортивных парусных и весельных судов по искусственным участкам канала имени Москвы осуществляется одним буксиром в кильватер, при этом длина буксирного состава не должна превышать 50 м.
20. Судам, следующим на веслах, и судам, следующим под парусом, в Клязьминском водохранилище (60,0 км - 66,0 км канала имени Москвы) разрешается пересекать судовой ход 300 м ниже по течению пристаней Горки (62,5 км канала имени Москвы) и Троицкое (65,1 км канала имени Москвы), а также 500 м ниже по течению пристани Чиверево (67,0 км канала имени Москвы).
21. Суда, за исключением пассажирских судов, осуществляющих перевозки по внутригородским маршрутам, при следовании по участку 148,0 км - 185,0 км (шлюз N 10 - шлюз N 9) реки Москва друг за другом в одном направлении должны соблюдать дистанцию между судами (от носовой оконечности судна, следующего сзади, до кормовой оконечности судна, следующего впереди) не менее 1 км.
22. На участке 150,0 км - 181,0 км реки Москва допускаются к плаванию составы, имеющие габарит по высоте, не превышающий 8,6 м.
Одиночные суда, при условии движения по осевой линии пролетов мостов, могут иметь высотный габарит не более 8,8 м.
23. На участках реки Москва, кроме участка 150,0 км - 181,0 км, допускается движение судов (составов), имеющих габариты по высоте, не превышающие:
на участке 191,5 км - 200,0 км (шлюз N 8 - Спасский мост - Павшинский причал) - 10,4 м;
на участке 0,0 км - 148 км (устье реки Москва (поселок Щурово) - шлюз N 10) - 12,4 м.
24. Суда (составы), следующие через 188,6 км реки Москва (заградительные ворота N 116), должны иметь осадку, не превышающую 3,1 м.
25. Судам, идущим из реки Москва вниз к шлюзу N 8, а также от шлюза N 8 вверх по реке Москве, при скорости ветра до 12 м/с оборот следует производить выше Строгинского моста на 190,5 км реки Москва, а при скорости ветра 12 м/с и больше - ниже Строгинского моста, на 189 км реки Москва.
Толкаемым составам, идущим вниз по реке Москва к шлюзу N 8, заход в шлюз следует производить только после выполнения оборота в границах Карамышевских рейдов на 186,5 км реки Москва.
26. Швартовка судов к Кимрскому специализированному причалу (далее - КСП), расположенному на 191,05 км реки Волга производится правым бортом без отдачи якоря. Суда, следующие вниз, для подхода к КСП производят оборот на 191,5 км реки Волга. Суда проекта 908 типа "Речной" подходят к КСП левым бортом без оборота.
27. Основным судовым ходом Рыбинского водохранилища (от Угличского шлюза до Рыбинского шлюза) по отношению к судовым ходам N 62 и 63 является судовой ход N 65.
28. Пассажирские суда, следующие вниз по реке Волге (за исключением скоростных судов и судов, эксплуатируемых на пригородных и местных маршрутах), для подхода к пассажирским причалам г.Рыбинска должны производить оборот на 433,8 км реки Волга в сторону правого берега.
29. Павловский наплавной мост, расположенный на 116,9 км реки Ока, имеет две разводные части к левому и правому берегу, ширина пролета каждой 59 м. Наплавной мост разводится к левому берегу. По запросу судоводителя судна (состава) разводится вторая разводная часть к правому берегу.
30. Подход пассажирских судов, идущих вниз, к причалам и дебаркадерам, расположенным в городах Рязань, Касимов, Муром и Павлово, осуществляется с оборотом и отдачей носового якоря.
Пассажирские суда, подходящие сверху к дебаркадеру г.Павлово, должны произвести оборот не ближе 500 м ниже по течению от Павловского наплавного моста.
Пассажирские суда, отходящие от дебаркадера г.Павлово, оборот производят не ближе 500 м выше по течению к Павловскому наплавному мосту.
31. Для судов и иных плавучих объектов, осуществляющих движение на участке шлюз N 10 - шлюз N 9 (148,0 км - 185,0 км) реки Москвы и на участке 44,0 км - 49,1 км канала имени Москвы, стоянка, в том числе отстой, допускается в местах, перечень которых приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2022 года приказом Минтранса России от 24 мая 2022 года N 199; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минтранса России от 21 марта 2024 года N 93. - См. предыдущую редакцию)