3.1. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.
3.1.1. В данный раздел рекомендуется включать информацию о состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (для муниципальных программ), в субъекте Российской Федерации (для региональных программ), численность населения в которых составляет более 1000 человек, за период, составляющий не менее 3 лет, предшествующих году начала реализации региональной (муниципальной) программы.
3.1.2. Региональную (муниципальную) программу рекомендуется разрабатывать с учетом проведенной на территории субъекта Российской Федерации оценки потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства. При описании текущего состояния городской среды муниципального образования целесообразно выделить наиболее интенсивно используемые жителями территории, территории жилой застройки, общественные территории, территории, приспособленные для выполнения разнообразных функций (далее - многофункциональные территории), дворовые пространства и другие).
3.1.3. Оценку состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях рекомендуется проводить по следующим показателям:
1) количество и площадь благоустроенных дворовых территорий (обеспеченных твердым покрытием, позволяющим комфортное передвижение по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду, освещением, игровым оборудованием для детей возрастом до пяти лет и набором необходимой мебели, озеленением, оборудованными площадками для сбора отходов);
2) доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий;
3) охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации);
4) количество и площадь площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки, площадки для выгула собак и другие);
5) доля населения, имеющего удобный пешеходный доступ площадками, специально оборудованным для отдыха, общения и проведения досуга, от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации. Под удобным пешеходным доступом по смыслу настоящих Методических рекомендаций понимается возможность для пользователя площадки дойти до нее по оборудованному твердым покрытием и освещенному маршруту в течение не более чем пяти минут;
6) количество общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.);
7) доля и площадь благоустроенных общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий;
8) доля и площадь общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве;
9) площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя муниципального образования;
10) объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики);
11) информация о наличии трудового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики);
12) иные показатели по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
3.1.4. В целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий, рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (паспорт благоустройства территорий), который позволит оптимизировать как процесс ухода и содержания территории, так и ее дальнейшего развития (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки и т.д.).
3.1.5. Паспорт рекомендуется разрабатывать по результатам натурного обследования территории и расположенных на ней элементов.
3.1.6. В паспорте рекомендуется указать границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства - состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм, и т.д.). Состав и форма паспорта благоустройства территории определяются субъектом Российской Федерации (органами местного самоуправления). Паспорт рекомендуется сопровождать картографическими материалами (то есть нанести объекты благоустройства на карту).
3.1.7. По результатам оценки целесообразно описать ключевые проблемы территории, на которых предполагается реализация мероприятий по благоустройству. К проблемам могут быть отнесены низкий уровень общего благоустройства территории, низкий уровень экономической привлекательности территории из-за наличия инфраструктурных проблем, наличие на территории ветхих и аварийных зданий и сооружений, неудовлетворительный внешний вид зданий, находящихся в муниципальной и государственной собственности, значительная доля населения с низкими доходами и другие.
Также рекомендуется дать оценку общего состояния городской среды на территории данного муниципального образования для того, чтобы оценить целесообразность затрат на отдельные проекты и возможную реакцию населения на их реализацию.
3.2. Приоритеты политики благоустройства, формулировка целей и постановка задач региональной (муниципальной) программы
3.2.1. В текстовой части региональной (муниципальной) программы рекомендуется привести описание приоритетов государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) в достижение результатов Приоритетного проекта, осуществлять постановку целей и задач региональной (муниципальной) программы.
3.2.2. Основные приоритеты государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации рекомендуется сформировать на основании приоритетов, отраженных в паспорте Приоритетного проекта, стратегических документах по формированию комфортной городской среды федерального уровня, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и иных документах стратегического планирования.
3.2.3. Цели региональной (муниципальной) программы рекомендуется определять, как планируемый конечный результат решения проблемы развития сектора благоустройства в регионе посредством реализации региональной (муниципальной) программы, или как ожидаемое (планируемое) состояние дел в сфере благоустройства.
3.2.4. Цели региональной (муниципальной) программы рекомендуется формулировать исходя из сложившейся ситуации и ресурсного обеспечения и предусматривать количественную измеримость результата, а также их достижение в определенном отрезке времени.
3.2.5. Целесообразно сформулировать цели кратко и четко, без указания на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели. При формулировании цели региональной (муниципальной) программы целесообразно обеспечить связь с формулировкой соответствующей цели Приоритетного проекта. При формулировании цели рекомендуется использовать описание характера изменений, осуществляемых в ходе реализации региональной (муниципальной) программы (например, повышение, ускорение, улучшение, развитие, снижение, укрепление и т.п.) и не использовать формулировки, характеризующие процесс, текущую деятельность (например, реализация задач, создание условий, проведение политики и т.п.). В процессе формирования региональной (муниципальной) программы для стратегической цели рекомендуется связать задачи друг с другом в целях обеспечения максимальной эффективности от вложенных финансовых и иных ресурсов. Формулировка и состав задач направлены на обеспечение достижения поставленной цели. Пример формулирования цели и задач региональной (муниципальной) программы приведены в таблице N 1 и N 2.