Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

     
     ОДМ 218.2.071-2016

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

     

ОКС 93.080

     

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ: МОСКОВСКИМ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ (МАДИ) при участии НПФ "ТОПОМАТИК", Представительства в России и странах СНГ "AUTODESK CIS", Группы компаний "ИНДОР", Компании "КРЕДО-ДИАЛОГ"

2. ВНЕСЕНЫ Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3. ИЗДАНЫ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от ________________ N ______*

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. Следует читать: Распоряжения Росавтодора (Федерального дорожного агентства) от 04.04.2017 N 589-р. - Примечание изготовителя базы данных.

4. ИМЕЮТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5. ВВЕДЕНЫ взамен "Методических указаний по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог" Минавтодора РСФСР 1980 г. и в развитие раздела 9.2.7 "Кольцевые пересечения" ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" Росавтодора Минтранса РФ, и пунктов 6.11, 6.12 СП 34.13330.2012 "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

     1 Область применения


Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог", именуемый далее по тексту сокращенно "Методические рекомендации", направлен на обеспечение высоких стандартов безопасности и удобства движения на дорожной сети.

Кольцевые пересечения автомобильных дорог характеризуются меньшей аварийностью, сокращением задержек и высокой пропускной способностью по сравнению с другими пересечениями в одном уровне. В отечественной практике дорожного проектирования и строительства до сих пор такие пересечения не получили должного применения в связи с недостаточно развитой нормативно-методической базой.

Необходимость совершенствования нормативной базы проектирования кольцевых пересечений обусловлена также постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N 316 "О правилах дорожного движения", в котором организация движения на кольцевых пересечениях приведена в соответствие с общепринятой международной практикой [1].

Настоящие "Методические рекомендации" уточняют требования в отношении кольцевых пересечений с приоритетом движения по кольцевой проезжей части, имеющиеся в действующих в РФ документах.

"Методические рекомендации" предназначены для использования в проектных и эксплуатационных организациях, службой организации движения, они также могут найти применение в работе научных организаций и в учебных заведениях.

     2 Нормативные ссылки


В настоящих "Методических рекомендациях" использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 41.107-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

СП 52.13330.2011 Свод правил. Естественное и искусственное освещение (Day lighting and artificial lighting) Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

     3 Термины и определения


В "Методических рекомендациях" применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 граничная линия кольцевого пересечения (yield line): Выделяемая разметкой линия, отделяющая кольцевую проезжую часть от проезжей части участка примыкающей автомобильной дороги или улицы.

3.2 диаметр кольцевого пересечения, D (inscribed circle diameter): Диаметр внешней кромки кольцевой проезжей части.

3.2 зона влияния кольцевого пересечения: Участки автомобильных дорог, примыкающих к кольцевому пересечению, в пределах которых происходит изменение скорости движения автомобилей, обусловленное необходимостью ее снижения на кольцевом пересечении.

3.4 зона переплетения (L): Зона, в пределах которой под острыми углами (7-15°) происходит перестроение автомобилей для смены полос движения без остановки для пропуска автомобилей, движущихся в попутном направлении.

3.5 кольцевое пересечение (roundabout): Пересечение в одном уровне с центральным островком, как правило, в форме окружности, и кольцевой проезжей частью, по которой осуществляется движение против часовой стрелки автомобилей поворачивающих транспортных потоков.

3.6 краевая полоса кольцевой проезжей части (b): Уширение дорожной одежды с внешней стороны кольцевой проезжей части, отделяющая ее от тротуара (пешеходной дорожки) обочины или разделительной полосы безопасности кольцевого пересечения.

3.7 краевая полоса: Уширение дорожной одежды, отделяющее проезжие части на участке подхода к кольцевому пересечению от тротуара (пешеходной дорожки) обочины или разделительной полосы безопасности кольцевого пересечения.

3.8 краевая полоса центрального островка (apron, truck apron, central overrun area): Полоса центрального островка шириной до 2,0 м, расположенная с внешней его стороны предназначенная для заезда задними колесами крупногабаритных транспортных средств.

3.9 мини-кольцевое пересечение (mini-roundabout): Однополосное кольцевое пересечение с центральным островком, покрытие и конструкция которого допускают заезд на него крупногабаритных грузовых автомобилей и автобусов.

3.10 многополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка по двум и более полосам движения.

3.11 направляющий островок (splitter island, separator islands, divisional islands, or median islands): Приподнятый над проезжей частью или выделенный горизонтальной разметкой элемент участка подхода к кольцевому пересечению, направляющий движение въезжающих на кольцевую проезжую часть автомобилей и выезжающих с нее.

3.12 однополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка транспортными потоками всех направлений по одной полосе.

3.13 отклонение траектории движения (deviation): Смещение траектории автомобилей левоповоротного и прямого (транзитного) транспортных потоков по отношению к положению автомобилей при въезде на кольцевую проезжую часть.

3.14 правоповоротная полоса (bypass): Дополнительная полоса, предназначенная только для движения автомобилей, выполняющих правый поворот; устраивается при высокой интенсивности правоповоротного транспортного потока в пределах кольцевой проезжей части или вне ее.

3.15 приоритетное направление движения в зоне кольцевого пересечения: Установленное преимущественное право на первоочередной проезд автомобилей по определенному направлению по отношению к другим участникам движения.

3.16 проезжая часть кольцевого пересечения (circulatory roadway): Проезжая часть, предназначенная для движения автомобилей при объезде центрального островка.

3.17 пропускная способность кольцевого пересечения (roundabout capacity) (P): Максимальное количество автомобилей, которое может въехать на кольцевоое пересечение в единицу времени. Пропускная способность кольцевого пересечения является суммарной величиной пропускной способности каждого из въездов на кольцевую проезжую часть.

3.18 пропускная способность въезда на кольцевое пересечение (P): Максимальное число автомобилей, которое может въехать на пересечение за единицу времени при заданной интенсивности движения на кольце и наличии постоянной очереди автомобилей на въезде.

3.19 радиус въезда (entry radius): Радиус правой кромки проезжей части участка въезда на кольцевую проезжую часть.

3.20 радиус выезда (exit radius): Радиус правой кромки проезжей части участка выезда с кольцевой проезжей части.

3.21 разделительная полоса безопасности кольцевого пересечения (landscaping buffer): Полоса, отделяющая кольцевую проезжую часть и проезжие части участков подходов к кольцевому пересечению от тротуара (пешеходной дорожки) или обочины, устраивается при наличии пешеходного движения, ее конструкция должна препятствовать выходу пешеходов на проезжую часть.

3.22 раструбное уширение въезда на кольцо (flare): Уширение проезжей части на участке въезда перед граничной линией кольцевого пересечения.

3.23 расчетная скорость движения кольцевого пересечения (V): Скорость одиночного автомобиля, обеспечивающая безопасность движения на кольце, используется при расчете геометрических элементов пересечения.

3.24 траектории свободного проезда кольцевого пересечения (fastest travel path, fastest path): Траектории свободного проезда легковых автомобилей по каждому из направлений: при въезде на кольцевую проезжую часть, на участке движения по кольцевой проезжей части и при выезде с нее.

3.25 успокоение движения (calming): Комплекс преимущественно планировочных мероприятий, предназначенных для снижения скоростей движения автомобилей транспортного потока.

3.26 участок въезда на кольцевую проезжую часть (entry): Участок перед граничной линией, на котором водитель принимает окончательное решение о режиме въезда на кольцевую проезжую.*

_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.27 участок выезда с кольцевой проезжей части (exit): Участок, примыкающей автомобильной дороги или улицы расположенный за граничной линией при выезде с кольцевой проезжей части.

3.28 участок подхода к кольцевому пересечению (approach): Участок автомобильной дороги, в пределах которого изменяют ее геометрические размеры для обеспечения удобных и безопасных условий въезда на кольцевую проезжую часть и выезда с нее на автомобильную дорогу.

3.29 фактические траектории проезда кольцевого пересечения: Траектории движения автомобилей каждого из направлений, выбираемые водителями с учетом организации движения в зоне кольцевого пересечения.

3.30 центральный островок кольцевого пересечения (central island): Расположенный в центре элемент кольцевого пересечения, вокруг которого происходит перераспределение движения автомобилей по разным направлениям.

3.31 ширина кольцевой проезжей части (circulatory roadway width): Сумма ширин полос движения, равная расстоянию от центрального островка до внешней кромки кольцевой проезжей части.

     4 Общие положения

     

     4.1 Особенности кольцевых пересечений


Практика проектирования и эксплуатации автомобильных дорог за рубежом указывает на широкое применение кольцевых пересечений с приоритетом движения по кольцу в качестве основного типа пересечений в одном уровне, что обусловлено обеспечением существенно более высокого уровня безопасности движения и большей пропускной способностью по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне. Кольцевые пересечения могут функционировать при суммарной суточной интенсивности движения до 70-80 тыс. приведенных авт./сутки, соизмеримой с пропускной способностью транспортных развязок в разных уровнях.

Кольцевые пересечения имеют следующие преимущества по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне:

- позволяют обеспечить наиболее безопасные и удобные условия движения на пересечении дорог, заключающиеся в существенном сокращении конфликтных точек и исключении конфликтных точек пересечения транспортных потоков;

- не требуют дополнительных расходов на светофорное регулирование движения;

- обеспечивается рассредоточение конфликтных точек, снижается скорость движения, слияние и разделения транспортных потоков осуществляется под небольшими углами переплетения, что в комплексе способствует снижению аварийности и, особенно, тяжести дорожно-транспортных происшествий;

- не возникают большие потери времени из-за остановок на регулируемых пересечениях;

- схема движения на пересечении проста и понятна водителям;

- обеспечиваются лучшие условия движения для выполнения левых поворотов;

- капитальные затраты на устройство не велики;

- меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду.

В то же время планировка и организация движения на кольцевых пересечениях могут быть причиной ухудшения ряда транспортно-эксплуатационных показателей:

- водители вынуждены снижать скорость даже в свободных условиях движения;

- при движении по кольцевому пересечению с большим центральным островком значителен перепробег автомобилей транзитного и, особенно, левоповоротного направлений;

- для устройства пересечения требуется большая площадь земли по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне;

- усложняется организация движения пешеходов и велосипедистов, возникают сложности с размещением пешеходных переходов.

     4.2 Транспортно-эксплуатационные качества кольцевых пересечений

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».