РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 февраля 2017 года N 88-р
О внесении изменения в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.11.2015 N 318-р
1. Внести изменение в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.11.2015 N 318-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга", дополнив Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга, утвержденные указанным распоряжением, приложением N 6 в редакции согласно приложению.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Буйневича Д.В.
Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков
Примерное положение о системе нормирования труда государственного учреждения, находящегося в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственного учреждения социального обслуживания населения, находящегося в ведении администрации района Санкт-Петербурга
1.1. Положение о системе нормирования труда в государственном учреждении |
(полное наименование государственного учреждения согласно Уставу) |
(далее - учреждение) разработано в соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 N 504 (далее - Методические рекомендации), и с учетом Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.11.2015 N 318-р.
1.2. Положение о системе нормирования труда (далее - Положение) определяет систему нормирования труда в учреждении и включает в себя следующие разделы:
1.2.1. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении различных видов работ (функций) или предоставлении услуг (далее - нормы труда).
1.2.2. Методы нормирования, применяемые в учреждении для установления норм труда.
1.2.3. Виды норм труда.
1.2.4. Факторы, влияющие на затраты труда.
1.2.5. Порядок исчисления годового фонда рабочего времени.
1.2.6. Порядок введения норм труда применительно к конкретным организационно-техническим условиям.
1.2.7. Порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования организационно-технических условий (внедрение новой техники и технологий, проведение мероприятий по улучшению организации и условий труда и др.), а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
1.2.8. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
1.2.9. Формирование штатной численности на основе норм и нормативов по труду.
Положение содержит и иные вопросы, связанные с введением системы нормирования труда в учреждении.
1.3. Основными целями системы нормирования труда являются:
1.3.1. Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических, трудовых процессов, улучшение организации труда.
1.3.2. Обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (предоставлении социальных и (или) образовательных услуг).
1.3.3. Повышение эффективности социального обслуживания получателей социальных и (или) образовательных услуг.
1.3.4. Формирование штатной численности и штатного расписания.
1.4. Организация работ по нормированию труда в учреждении, формированию и внедрению системы нормирования труда возлагается на структурные подразделения учреждения, в ведении которых находятся вопросы, связанные с организацией и стимулированием труда, учетом и комплектованием кадров.
_______________
В Положении указываются конкретные структурные подразделения, в ведении которых находятся организация и совершенствование нормирования труда.
1.5. Положение утверждается локальным нормативным актом, принятым в установленном порядке, либо является приложением к коллективному договору.
1.6. Ответственность за состояние нормирования труда и внедрение в учреждении системы нормирования труда несет работодатель в лице руководителя учреждения.
1.7. В целях настоящего Положения применяются следующие основные термины и определения.
_______________
В указанный пункт Положения включается понятийный аппарат, применяемый в тексте Положения. Особое внимание следует обратить на такие понятия как нормы труда, нормирование, система нормирования труда, нормативные материалы, факторы, влияющие на величину затрат труда и другие.
Положение нецелесообразно перегружать терминами, не используемыми или практически не используемыми в тексте.
2. Допускается с учетом специфики учреждения применение норм труда, предусмотренных для учреждений и организаций других отраслей.
2.1. При расчете норм труда и штатной численности работников учреждения применяются следующие нормы труда:
2.1.1. Типовые межотраслевые нормы труда, то есть нормы труда, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в организациях двух и более отраслей экономики.
2.1.2. Типовые отраслевые (профессиональные) нормы труда, то есть нормы труда, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в организациях одной отрасли экономики.
2.1.3. Регламенты выполнения работ (предоставления услуг), утвержденные в установленном порядке.
Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 161 ТК РФ).
2.2. В учреждении при разработке норм труда применяются отраслевые, профессиональные и межотраслевые нормы труда (далее - типовые нормы труда) .
_______________
Достаточно полный перечень норм и нормативов по труду, которые рекомендуется применять, содержится в приложении N 1 к Методическим рекомендациям по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.11.2015 N 318-р (далее - Распоряжение N 318-р).
Конкретные виды норм представлены в таблицах 2 и 3 приложения к распоряжению N 318-р.
При отсутствии типовых (отраслевых, межотраслевых, профессиональных) норм труда учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает местные нормы труда.
При этом местные нормы труда должны отвечать следующим требованиям:
2.2.1. Учитывать все факторы, влияющие на затраты труда.
2.2.2. Обеспечивать высокое качество предоставляемых услуг и/или выполняемых работ.
2.2.3. Предусматривать возможность использования электронно-вычислительной техники в процессе нормирования труда (далее - нормирование).
2.3. Перечни типовых и разработанных в учреждении местных норм труда (далее - Перечни) должны содержаться в приложениях к Положению.
_______________
В Перечни включаются только типовые нормы труда, применяемые в учреждении, и местные нормы труда, непосредственно установленные в учреждении.
_______________
В этом разделе Положения указываются конкретные методы и способы установления норм затрат труда, которые применяются в процессе нормирования труда в учреждении.
По общему характеру обоснования норм труда методы нормирования разделены на две группы: аналитические и суммарные. В свою очередь в рамках аналитического метода по методике получения исходных данных выделяют: аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский способы установления норм труда.
Аналитически-расчетный способ предполагает определение затрат труда на нормируемую работу по нормативам труда на отдельные элементы на основе расчетов или проведенных ранее исследований.
Аналитически-исследовательский способ нормирования предполагает определение затрат рабочего времени на основе анализа данных, полученных в результате наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте.
Суммарный метод фиксирует фактические затраты труда и предполагает статистические, экспертные, эмпирические способы определения норм затрат труда.
При проведении в учреждении фотографии (самофотографии) рабочего времени (далее - фотография) в Положение включается раздел, регламентирующий порядок осуществления фотографии:
1. Подготовка к проведению фотографии (наблюдений).
2. Проведение наблюдений.
3. Обработка результатов наблюдений.
4. Анализ результатов наблюдений.
В рамках каждого пункта указываются конкретные мероприятия, включаемые в каждый этап проведения фотографии.
_______________
В разделе 4 Положения указываются конкретные виды норм труда, применяемые при нормировании труда в учреждении.
4.1. При нормировании труда служащих (руководителей, специалистов и служащих) и рабочих учреждения применяются следующие основные нормы труда:
4.1.1. Норма времени, исчисляемая по формуле:
[1] |
При необходимости применяется также коэффициент использования рабочего времени, который рассчитывается по формуле
_______________
Элементы нормы времени определяются в процессе проведения фотографии рабочего времени. Норма времени, как правило, исчисляется в человеко-часах.
[1.1], |