Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации
(с изменениями на 18 февраля 2022 года)
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст.3378; 2016, N 26, ст.3879) (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - Стратегия) и плана мероприятий по ее реализации (далее - План мероприятий).
2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:
риски - факторы, которые имеют потенциально негативное воздействие на развитие субъекта Российской Федерации и при определенном развитии событий могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации;
целевой сценарий - оптимальный вариант социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целей развития;
приоритеты развития субъекта Российской Федерации - направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, признанные наиболее важными, для достижения которых планируется сосредоточить усилия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включая обеспечение финансовыми ресурсами и организацию совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы;
PEST-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении политических, экономических, социальных и технологических факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
внешние факторы развития - совокупность макроэкономических явлений и процессов, оказывающих существенное влияние на субъект Российской Федерации и не зависящих от деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
внутренние факторы развития - ресурсы, потенциал и конкурентные преимущества субъекта Российской Федерации, обеспечивающие его стратегическое развитие;
корректировка Стратегии - изменение Стратегии с сохранением временного периода ее реализации с учетом сложившихся внутренних и внешних факторов;
актуализация Стратегии - изменение Стратегии с целью продления периода времени ее действия и пересмотра содержания основных разделов Стратегии с учетом изменения внутренних и внешних факторов;
ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации;
результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и качественными показателями;
приморский субъект Российской Федерации - субъект Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и (или) территориальному морю Российской Федерации;
приморские территории и прибрежные акватории - отдельный единый объект государственного управления в соответствии со Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года;
кадровое обеспечение экономики субъекта Российской Федерации - численность работников, занятых в отраслях экономики, необходимая для обеспечения прогнозируемых объемов производства валового регионального продукта и добавленной стоимости с учетом планируемого изменения производительности труда.
(Абзац дополнительно включен приказом Минэкономразвития России от 7 сентября 2018 года N 480)
Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе N 172-ФЗ и других нормативных правовых актах Российской Федерации.
3. В Стратегии рекомендуется определять конкурентные преимущества и экономическую специализацию субъекта Российской Федерации с учетом потенциала, проблем и перспектив развития основных отраслевых комплексов, представленных или предполагаемых к размещению на территории субъекта Российской Федерации, а также перспектив инновационного, инвестиционного, пространственного развития субъекта Российской Федерации, развития человеческого капитала с учетом приоритетов, целей и задач, обозначенных в документах стратегического планирования федерального уровня.
3.1. При разработке Стратегии целесообразно учитывать:
положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона, стратегии развития морской деятельности Российской Федерации и других), значимых для развития субъекта Российской Федерации, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;
положения стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, граничащих с данным субъектом Российской Федерации, результаты реализации стратегических документов субъекта Российской Федерации, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде;
данные государственной и муниципальной статистики в качестве базового источника статистических данных.
3.2. При разработке Стратегии не рекомендуется дословное дублирование целей, задач, мероприятий Стратегии с соответствующим содержанием документов стратегического планирования вышестоящего уровня.
3.3. Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в Стратегии рекомендуется осуществлять на основе проведенного SWOT-анализа и PEST-анализа, определения важнейших региональных и межрегиональных проблем и оценки сопряженных с ними рисков развития субъекта Российской Федерации, а также с учетом возможностей и региональных (межрегиональных) ограничений развития, ресурсного обеспечения и совокупного потенциала субъекта Российской Федерации в долгосрочном периоде.
При подготовке Стратегии городов федерального значения рекомендуется принимать во внимание особенности конституционно-правового статуса данных субъектов Российской Федерации, в частности отображая в Стратегии особенности осуществления градостроительной деятельности данных субъектов Российской Федерации, перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения при определении приоритетов, целей и задач Стратегии, а также финансовых механизмов их реализации.