Недействующий

     

     

  
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 19 июля 2016 года N 353

Об Основных методологических и организационных положениях Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах

(с изменениями на 30 марта 2017 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 14 июля 2017 года N 469
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Росстата от 30 марта 2017 года N 213.

____________________________________________________________________



Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения", постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" и п.1.9.17 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.

2. Признать утратившими силу приказ Росстата от 25 ноября 2015 г. N 579 "Об Основных методологических и организационных положениях Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах".

Руководитель
А.Е.Суринов

     

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 19 июля 2016 года N 353

     

Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2017 году

(с изменениями на 30 марта 2017 года)

     

     

     

I. Цели и задачи наблюдения


Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (далее - наблюдение) проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946), постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 973) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N698).


Наблюдение организуется в целях получения статистической информации, отражающей роль оплаты труда, доходов от самостоятельной занятости и от собственности, пенсий и социальных пособий в обеспечении материального благосостояния семей, тенденции в изменении уровня дифференциации доходов и уровня бедности среди различных социально-экономических слоев населения, участие семей в социальных программах, пенсионном и медицинском страховании, материальное и социальное обеспечение малоимущих семей, и влияние мер социальной поддержки на уровень их благосостояния.

Задачей проведения наблюдения является получение статистических данных о денежных и совокупных доходах домохозяйств, о видах доходных источников и количестве получателей доходов в семьях, об условиях получения и размерах доходов от работы по найму, самостоятельной занятости (включая личные подсобные хозяйства), о среднемесячном доходе от трудовой деятельности, об объемах натуральных поступлений товаров и услуг собственного производства в денежном эквиваленте, о видах и размерах назначенных пенсий и социальных пособий, страховых возмещениях и вкладе в добровольное страхование, о размерах доходов от участия в программах семейных пособий и социальной защиты, о наличии доходов от собственности, об объемах межсемейной помощи, о выплаченных налогах и налоговых льготах, об объеме обязательных платежей и долгового бремени.

Уровень представительности результатов наблюдения - в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.

II. Основные методологические положения подготовки и проведения наблюдения

2.1. Общие положения


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, с ежегодной периодичностью.

Охват, начиная с 2017 года, один раз в пять лет - 160 тыс. домохозяйств; в годы между 5-летними интервалами - 60 тыс. домохозяйств.

2.2. Единица наблюдения


Единицей наблюдения при проведении наблюдения является частное домохозяйство (далее - домохозяйство) и члены домохозяйства.

________________

За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях)


Домохозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.

________________

Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.

В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домохозяйстве длится более одного года.


Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.

Членами домохозяйства для целей проведения наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.

В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:

1) лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве;

________________

Лицо для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам считается "постоянно (обычно) проживающим" в домохозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домохозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.

2) лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:

отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие, но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;

________________

Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.


кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.

2.3. Применение выборочного метода


Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.

План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, по основным демографическим и социально-экономическим группам населения и домашних хозяйств (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).

Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.

Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок.

При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение (индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении).

Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, т.е. каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.

2.4. Программа наблюдения


Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств, - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.

Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения об источниках доходов домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:

Информация, собираемая на уровне:

домохозяйства

членов домохозяйств в возрасте

в целом

до 16 лет

16 лет и более

Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; родственные отношения)

+

+

Социально-экономические характеристики (достигнутый уровень образования, участие в трудовой деятельности)

+

Доходы от трудовой деятельности

+

Пенсионное обеспечение и социальная поддержка (вкл. выплаты на детей, социальные выплаты, иная помощь домохозяйству)

+

+

+

Условия проживания

+

Доходы от собственности и налоги, сельскохозяйственная деятельность

+

Финансовые обязательства, оценка домохозяйством своего финансового положения

+


Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается Росстатом совместно с представителями научных организаций, владеющих соответствующими знаниями и опытом в области доходов и социальной поддержки населения, подлежащей наблюдению, и специалистами профильных управлений Росстата (далее - эксперты).

В рамках наблюдения обеспечивается получение информации о доходах населения и участия в социальных программах на основе двух типов данных:

перекрестные данные, относящиеся к определенной дате или периоду времени и наблюдаемые в течение каждого года проведения наблюдения;

лонгитюдные данные, позволяющие оценить изменения с течением времени ранее обследованных домохозяйств и членов домохозяйств и наблюдаемые для пятилетнего периода начиная с 2018 года.

2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения


Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.

Приказом Росстата от 18.02.2016 N 70 (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2016 г. N 41457) утверждены следующие категории лиц, привлекаемые на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам: бригадир-инструктор территориального уровня, инструктор территориального уровня, оператор формального и логического контроля, интервьюер, оператор ввода статистической информации.

Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения на бумажных носителях, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (в дальнейшем - Вопросники), и указаний по их заполнению.

Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.

Первичные статистические данные (далее - сведения), полученные от респондентов и записанные интервьюером в Вопросники, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Разработка и утверждение Вопросников и указаний по их заполнению производятся Росстатом в установленном порядке.

При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 16 лет и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья или в силу преклонного возраста.

________________

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»