МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2016 года N 1037/пр/857
(с изменениями на 31 августа 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 7 плана мероприятий по реализации Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 720-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст.2519; N 36, ст.4644),
приказываем:
1. Утвердить Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать не подлежащими применению:
Министр строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
М.А.Мень
Министр труда и
социальной защиты
Российской Федерации
М.А.Топилин
Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761
(с изменениями на 31 августа 2023 года)
1. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2006, N 1, ст.10, N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.13, ст.14, ст.21, N 43, ст.5084; 2008, N 17, ст.1756, N 20, ст.2251, N 30, ст.3616; 2009, N 23, ст.2776, N 39, ст.4542, N 48, ст.5711, N 51, ст.6153; 2010, N 19, ст.2278, N 31, ст.4206, N 49, ст.6424; 2011, N 23, ст.3263, N 30, ст.4590; N 49, ст.7027, ст.7061, N 50, ст.7337, ст.7343, ст.7359; 2012, N 10, ст.1163, N 14, ст.1552, N 24, ст.3072, N 26, ст.3446, N 27, ст.3587, N 31, ст.4322, N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1646, N 27, ст.3477, N 52, ст.6982; 2014, N 23, ст.2937, N 26, ст.3388, ст.3406, N 30, ст.4218, ст.4256, ст.4264, N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.11, ст.38, ст.52, N 27, ст.3967, N 29, ст.4362, N 45, ст.6208, N 48, ст.6724; 2016, N 1, ст.19, ст.24, N 5, ст.559, N 23, ст.3299, N 27, ст.4200, ст.4237, ст.4288, ст.4294, ст.4305, N 28, ст.4558) и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст.5547; 2007, N 26, ст.3184; 2009, N 2, ст.213; 2013, N 12, ст.1324; 2014, N 32, ст.4507; 2015, N 1, ст.262).
2. Настоящие Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с:
2.1. Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс);
2.2. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Постановление) и утвержденными им Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила);
2.3. Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2000, N 31, ст.3205; 2001, N 7, ст.608; 2002, N 19, ст.1792, N 30, ст.3024, N 50, ст.4930; 2003, N 27, ст.2709, 2004, N 25, ст.2484, N 50, ст.4950; 2005, N 1, ст.17, ст.25, N 30, ст.3104; 2006, N 1, ст.10, ст.13, ст.14, N 23, ст.2380, N 29, ст.3124, N 30, ст.3287; N 31, ст.3427, ст.3452, N 44, ст.4537, N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21, N 10, ст.1151, N 13, ст.1464, N 18, ст.2117, N 21, ст.2455, N 26, ст.3074, N 30, ст.3747, ст.3805, ст.3808, N 43, ст.5084, N 46, ст.5553; 2008, N 13, ст.1186, N 29, ст.3418; N 30, ст.3597, ст.3613, ст.3616, N 48, ст.5516, N 49, ст.5747, N 52, ст.6229, ст.6236; 2009, N 7, ст.772, N 14, ст.1576, N 29, ст.3612, N 48, ст.5711, N 51, ст.6156, ст.6163; 2010, N 14, ст.1549, N 15, ст.1736, ст.1738, N 19, ст.2291, N 23, ст.2800, N 31, ст.4160, N 40, ст.4969, N 41, ст.5190, N 46, ст.5918, N 47, ст.6030, ст.6031, N 49, ст.6409, N 52, ст.6984, ст.6991; 2011, N 1, ст.18, N 17, ст.2310, N 27, ст.3868, ст.3881, N 29, ст.4283, N 30, ст.4572, ст.4590, ст.4594, N 31, ст.4703, N 48, ст.6727, ст.6730, ст.6732, N 49, ст.7039, ст.7042, N 50, ст.6954, ст.6957, ст.6967, N 53, ст.7596; 2012, N 10, ст.1158, ст.1163; N 18, ст.2126, N 19, ст.2274, N 31, ст.4326, N 49, ст.6755, N 50, ст.6954, ст.6957, ст.6967, N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1638, ст.1663, N 19, ст.2329, ст.2331, N 23, ст.2875, ст.2876, ст.2878, N 27, ст.3468, ст.3470, ст.3477, N 40, ст.5034, N 43, ст.5454, N 44, ст.5642, N 48, ст.6165, N 51, ст.6679, ст.6691, N 52, ст.6981, ст.7010; 2014, N 8, ст.739, N 11, ст.1093, ст.1094, N 14, ст.1562, N 22, ст.2770, N 26, ст.3371, ст.3397, N 30, ст.4256, ст.4257, N 42, ст.5615, N 43, ст.5799, N 45, ст.6138; 2015, N 1, ст.11, ст.72, N 6, ст.884, N 10, ст.1393, N 13, ст.1807, ст.1808, N 14, ст.2016, ст.2017, N 27, ст.3947, ст.3965, N 29, ст.4359, ст.4380, N 41, ст.5628, ст.5639, N 45, ст.6204, N 48, ст.6720; 2016, N 1, ст.66, ст.67, N 11, ст.1493, N 23, ст.3283, N 26, ст.3866, N 27, ст.4222, ст.4231);
2.4. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2004, N 25, ст.2484, N 33, ст.3368; 2005, N 1, ст.9, ст.12, ст.17, ст.25, ст.37, N 17, ст.1480, N 27, ст.2708; N 30, ст.3104, ст.3108, N 42, ст.4216; 2006, N 1, ст.9, ст.10, ст.17, N 6, ст.636, N 8, ст.852, N 23, ст.2380, N 30, ст.3296, N 31, ст.3427, ст.3452, N 43, ст.4412, N 49, ст.5088, N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21, N 10, ст.1151, N 18, ст.2117, N 21, ст.2455, N 25, ст.2977; N 26, ст.3074, N 30, ст.3801, N 43, ст.5084, N 45, ст.5430, N 46, ст.5553, ст.5556; 2008, N 24, ст.2790, N 30, ст.3616, N 48, ст.5517, N 49, ст.5744, N 52, ст.6229, N 52, ст.6236; 2009, N 19, ст.2280, N 48, ст.5711, ст.5733; N 52, ст.6441; 2010, N 15, ст.1736, N 19, ст.2291, N 31, ст.4160, ст.4206, N 40, ст.4969, N 45, ст.5751, N 49, ст.6409, ст.6411; 2011, N 1, ст.54, N 13, ст.1685, N 17, ст.2310, N 19, ст.2705, N 29, ст.4283, N 30, ст.4572, ст.4590, ст.4591, ст.4594, ст.4595, N 31, ст.4703, N 48, ст.6730, N 49, ст.7015, ст.7039, ст.7070, N 50, ст.7353; ст.7359; 2012, N 26, ст.3444, ст.3446, N 27, ст.3587, N 29, ст.3990, N 31, ст.4326, N 43, ст.5786, N 50, ст.6967, N 53, ст.7596, ст.7614; 2013, N 14, ст.1663, N 19, ст.2325, N 19, ст.2329, ст.2331, N 27, ст.3468, ст.3477; N 43, ст.5454, N 44, ст.5633, ст.5642, N 48, ст.6165, N 51, ст.6690, N 52, ст.6961, ст.6981, ст.7008; 2014, N 22, ст.2770; N 26, ст.3371; N 30, ст.4218, 4257; 2015, N 13ст.1808; 2013, N 51, ст.6690; 2015, N 41, ст.5642; 2014 N 14, ст.1562, N 22, ст.2770, N 26, ст.3371, ст.3377, N 30, ст.4218, ст.4235, ст.4257, N 40 ст.5321, N 42, ст.5615, N 43, ст.5799, N 52, ст.7542, ст.7558; 2015, N 1, ст.7, ст.9, ст.11, ст.52, ст.72, N 6, ст.886, N 10, ст.1393, N 13, ст.1807, ст.1808, N 27, ст.3978, ст.3995, N 41, ст.5642, N 45, ст.6204, N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.66, ст.67, N 7, ст.905, N 23, ст.3295, N 26, ст.3866, N 27, ст.4231).
(Пункт дополнительно включен совместным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Минтруда России от 31 августа 2023 года N 631/пр/687)
3. Рекомендации разработаны для оказания методической помощи:
3.1. органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным устанавливать размеры региональных стандартов (часть 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса, пункт 21 Правил, раздел IX Рекомендаций), финансировать расходы на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии);
3.2. органам местного самоуправления, имеющим право устанавливать размеры местных стандартов (часть 11 статьи 159 Жилищного кодекса, пункт 31 Правил) и обязанным финансировать возникающие в связи с этим дополнительные расходы, связанные с предоставлением субсидий, за счет средств местного бюджета;
3.3. органам местного самоуправления, органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а в случаях, указанных в разделе VII Правил федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, уполномоченным устанавливать в соответствии с пунктами 53, 70 и 71 Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) гражданам субсидии (далее - Порядок перечисления);
3.4. уполномоченным органам, предоставляющим гражданам субсидии и обеспечивающим их перечисление (выплату, вручение) в соответствии с Порядком перечисления. В соответствии с пунктом 7 Правил уполномоченными органами являются: органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченные ими государственные учреждения, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий;
3.5. органам местного самоуправления, органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляющим обеспечение предоставления субсидий в соответствии с утвержденным ими порядком финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий.
4. В рамках осуществления функций по предоставлению субсидий и расчета субсидий уполномоченным органам рекомендуется:
4.1. принимать и рассматривать (приостанавливать рассмотрение с обязательным уведомлением гражданина) заявления граждан о предоставлении субсидии с приложенными к нему документами (их копиями) в соответствии с требованиями, установленными пунктом 8 Правил;
4.2. консультировать граждан по вопросам предоставления субсидий;
4.3. определять полноту и достоверность представленных гражданами документов;
4.4. устанавливать право гражданина (заявителя) и совместно с ним проживающих членов его семьи на субсидию в соответствии с условиями предоставления субсидий;
4.5. определять состав семьи получателя субсидии;
4.6. производить учет доходов, расчет совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, среднедушевого дохода семьи;
4.7. производить расчет прожиточного минимума семьи;
4.8. определять расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, соответствующие условиям предоставления субсидий;
4.9. рассчитывать размер субсидии;
4.10. принимать решение о предоставлении гражданину (заявителю) субсидии или отказе в ее предоставлении и доводить принятое решение до гражданина;
4.11. формировать в отношении каждого заявителя персональное дело включающее документы, необходимые для принятия соответствующего решения;
4.12. организовать перечисление субсидии гражданину (заявителю получателю субсидии) на его банковский счет или доставку иным способом в соответствии с Порядком перечисления;
4.13. производить перерасчет размеров субсидий при изменении региональных стандартов, в том числе в связи с принятием решений, указанных в подпункте "а" пункта 22_1 Правил (в случае, указанном в пункте 31 Правил - местных стандартов), значений, действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий, установленных Жилищным кодексом и Правилами;
4.14. производить перерасчет размеров субсидий при возникновении в семьях заявителей документально подтвержденных обстоятельств, влияющих на условия предоставления субсидий и размер субсидий;
4.15. контролировать своевременность и полноту оплаты получателями субсидий жилого помещения и/или коммунальных услуг;
4.16. выяснять причины несвоевременной и (или) неполной оплаты гражданином (заявителем) жилого помещения и коммунальных услуг;
4.17. принимать решение о приостановлении и (или) прекращении предоставления субсидий и осуществлять его реализацию;
4.18. проверять при необходимости представленные заявителем сведения и документы;
4.19. сравнивать размеры предоставленной субсидий с фактическими платежами гражданина (заявителя) за жилое помещение и коммунальные услуги (ежемесячно или по окончании периода предоставления субсидии) и результаты перерасчета субсидии отражать в персональном деле;
4.20. организовать возврат необоснованно полученных гражданами средств субсидий.
5. Рекомендуется проводить профилактическую работу с должностными лицами уполномоченных органов об ответственности за распространение или незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей известной им в связи с решением вопросов о предоставлении субсидий.
6. Субсидию рекомендуется предоставлять гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям:
6.1. наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;
6.2. наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил;
6.3. наличие регистрационного учета (регистрации) по месту жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;
6.4. отсутствие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года;
(Пункт в редакции, введенной в действие совместным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Минтруда России от 31 августа 2023 года N 631/пр/687. - См. предыдущую редакцию)
6.5. превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, над величиной, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
7. В соответствии с пунктом 1 Правил субсидия предоставляется заявителю, являющемуся гражданином:
7.1. Российской Федерации;
7.2. иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
8. В случае, если заявитель соответствует условиям пункта 1 Правил (пункты 7.1 и 7.2 Рекомендаций), а кто-либо из членов его семьи не соответствует им, рекомендуется предоставлять субсидию заявителю с учетом членов семьи, которые соответствуют указанным условиям.
9. В случае, если заявитель не соответствует условиям пункта 1 Правил (пункты 7.1 и 7.2 Рекомендаций), рекомендуется принимать решение об отказе в предоставлении субсидии по данному заявлению, независимо от соответствия указанным условиям членов его семьи.
10. В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса и указанными Правилами у лица без гражданства, в том числе имеющему вид на жительство, право на субсидию отсутствует.