МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 февраля 2017 года N 114/пр

Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2017 год



В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14 февраля 2017 г., N 0001201702140010),

приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по подготовке государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2017 год согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что разъяснения по применению методических рекомендаций, утвержденных настоящим приказом, дает Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Министр
М.А.Мень



Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 21 февраля 2017 года N 114/пр

     

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2017 год

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации (органам местного самоуправления) в реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - Приоритетный проект).

Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год (далее - региональные (муниципальные) программы соответственно), принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169 (далее - Правила предоставления федеральной субсидии), и направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а именно: благоустройство территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий многоквартирных домов, а также других мероприятий, реализуемых в указанной сфере.

Требования к региональным (муниципальным) программам установлены Правилами предоставления федеральной субсидии.

В региональную программу в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил предоставления федеральной субсидии включаются мероприятие по софинансированию муниципальных программ за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ, соответствующих установленным пунктом 13 указанных правил требованиям.

Правила предоставления федеральной субсидии предусматривают возможность вместо отдельной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) по решению субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) разработать и утвердить основные мероприятия либо подпрограмму по формированию современной городской среды на 2017 в рамках ранее утвержденных государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ).

1.2. Разработку региональной (муниципальной) программы рекомендуется осуществлять исходя из следующих принципов:

- полнота и достоверность информации;

- прозрачность и обоснованность решений органов местного самоуправления о включении объектов благоустройства в муниципальную программу;

- приоритет комплексности работ при проведении благоустройства;

- эффективность расходования федеральной субсидии путем обеспечения высокой степени готовности к реализации региональной программы на стадии ее формирования.

1.3. Проект региональной программы рекомендуется разрабатывать на основании Перечня государственных программ субъекта Российской Федерации, утвержденного соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и сформированного в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития региона и задачами, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Ответственный исполнитель региональной (муниципальной) программы обеспечивает ее разработку, координацию деятельности соисполнителей и участников региональной (муниципальной) программы, а также мониторинг ее реализации и предоставление отчетности о достижении целевых показателей (индикаторов) региональной (муниципальной) программы.

1.4. В составе региональной (муниципальной) программы выделяются мероприятия, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, предоставляемые в рамках соответствующих мероприятий Приоритетного проекта.

1.5. Региональная программа формируется без проведения обязательного общественного обсуждения ее проекта. Для разработки и утверждения региональной программы наличие утвержденных муниципальных программ не требуется.

2. Содержание региональных (муниципальных) программ

2.1. С учетом требований установленных Правилами предоставления федеральной субсидии в региональную (муниципальную) программу рекомендуется включать следующие разделы:

а) титульный лист, содержащий:

- наименование программы;

- наименование субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на территории которого реализуется программа;

- сроки и этапы реализации программы в целом;

- номер и дату нормативного правового акта об утверждении программы.

б) текстовую часть программы, включающую:

- характеристику текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (отдельном муниципальном образовании - для муниципальной программы);

- описание приоритетов региональной политики в сфере благоустройства, формулировку целей и постановку задач программы;

- прогноз ожидаемых результатов реализации программы, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) в достижение результатов Приоритетного проекта;

- объем средств, необходимых на реализацию программы за счет всех источников финансирования на 2017 год;

- мероприятия по утверждению не позднее 1 сентября 2017 г. государственной программы субъекта Российской Федерации формирования современной городской среды на 2018-2022 годы, предусматривающей софинансирование за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации муниципальных программ формирования современной городской среды в указанный период (для региональных программ);

- мероприятия по утверждению не позднее 31 декабря 2017 г. муниципальной программы формирования современной городской среды на 2018-2022 годы (для муниципальных программ);

- мероприятия, предусмотренные разделом 3 настоящих Методических рекомендаций.

в) приложения к программе, в том числе:

паспорт программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о показателях (индикаторах) программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения об основных мероприятиях программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о ресурсном обеспечении программы за счет всех источников финансирования с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации (примерная форма предусмотрена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям);

план реализации программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям);

г) сведения о софинансировании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации муниципальных программ;

д) правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ 2017 года, соответствующие требованиям, установленным в подразделе 3.3.2 настоящих Методических рекомендаций (для региональных программ);

е) иные мероприятия и информация по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3. Содержание текстовой части региональной (муниципальной) программы

3.1. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации


В данный раздел рекомендуется включать информацию о состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (для муниципальных программ), в субъекте Российской Федерации (для региональных программ), которым планируется предоставление субсидии в 2017 году, за период, составляющий не менее 3 лет, предшествующих году начала реализации региональной (муниципальной) программы.

Рекомендуется проводить оценку по следующим показателям:

1. Количество и площадь благоустроенных дворовых территорий (полностью освещенных, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами). В настоящих Методических рекомендациях под благоустроенными территориями понимаются территории, соответствующие действующим на территории муниципального образования правилам благоустройства.

2. Доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов от общего количества дворовых территорий многоквартирных домов.

При этом рекомендуется принимать во внимание все дома, которые относятся к многоквартирным в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

3. Охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации). При этом предлагается учитывать количество населения, проживающего в многоквартирных домах.

4. Количество и площадь общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.).

5. Доля и площадь благоустроенных общественных территорий от общего количества таких территорий.

6. Доля и площадь общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, от общего количества таких территорий.

7. Площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя муниципального образования.

8. Объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики).

9. Информация о наличии трудового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики).

10. Иные показатели по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3.2. Приоритеты политики благоустройства, формулировка целей и постановка задач региональной (муниципальной) программы


В текстовой части региональной (муниципальной) программы рекомендуется приводить описание приоритетов государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации, характеристику вклада субъекта Российской Федерации в достижение результатов Приоритетного проекта, осуществлять постановку целей и задач региональной (муниципальной) программы.

Основные приоритеты государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации рекомендуется сформировать в соответствии с приоритетами, отраженными в паспорте приоритетного проекта, стратегических документах по формированию комфортной городской среды федерального уровня, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и иных документах стратегического планирования.

Цели региональной (муниципальной) программы предлагается определять как планируемый конечный результат решения проблемы развития сектора благоустройства в регионе посредством реализации региональной (муниципальной) программы или как ожидаемое (планируемое) состояние дел в сфере благоустройства.

Цели региональной (муниципальной) программы рекомендуется формулировать исходя из сложившейся ситуации и ресурсного обеспечения и предусматривает количественную измеримость результата, а также их достижение в определенном отрезке времени.

Целесообразно сформулировать цели кратко и четко, без указания на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели. При формулировании цели региональной (муниципальной) программы целесообразно обеспечить связь с формулировкой соответствующей цели Приоритетного проекта.

При формулировании цели рекомендуется использовать описание характера изменений, осуществляемых в ходе реализации региональной (муниципальной) программы (например, повышение, ускорение, улучшение, развитие, снижение, укрепление и т.п.) и не использовать формулировки, характеризующие процесс, текущую деятельность (например, реализация задач, создание условий, проведение политики и т.п.).

В процессе формирования региональной (муниципальной) программы для стратегической цели рекомендуется связать задачи друг с другом в целях обеспечения максимальной эффективности от вложенных финансовых и иных ресурсов. Формулировка и состав задач направлены на обеспечение достижения поставленной цели. Пример формулирования цели и задач региональной (муниципальной) программы приведен в таблице N 1.

Таблица N 1

Цель региональной (муниципальной) программы:

Повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Задачи региональной (муниципальной) программы:

Повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований субъекта Российской Федерации; повышение уровня благоустройства общественных территорий (парков, скверов, набережных и т.д.);
повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»