РБ-101-16
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РИСК-ИНФОРМАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ОБОСНОВАНИИ РИСК-ИНФОРМАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ БЛОКА АТОМНОЙ СТАНЦИИ"
Дата введения 2016-11-02
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции" РБ-101-16 (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г., N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные требования к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции" НП-095-15, утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 августа 2015 г. N 311.
Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, который включает в себя качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического и вероятностного анализа безопасности.
Руководство по безопасности предназначено для применения:
эксплуатирующей организацией при анализе изменений, меняющих порядок эксплуатации атомной станции и влияющих на безопасность, а также при обосновании принимаемых решений на основе результатов таких анализов;
Ростехнадзором при принятии решений о возможности реализации на атомной станции риск-информативных решений.
Выпускается впервые.
________________
Разработано коллективом авторов в составе: Ланкин М.Ю., к.т.н., (ФГУП ВО "Безопасность"), Носков Д.Е. Самохин Г.И., к.т.н., (ФБУ "НТЦ ЯРБ"). При разработке учтены замечания и предложения заинтересованных организаций и ведомств.
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, связанных с безопасностью блока атомной станции" (РБ-101-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" с целью содействия выполнению требований пункта 6 и пункта 16 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные требования к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции" (НП-095-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 августа 2015 г. N 311.
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по применению риск-информативного метода при обосновании риск-информативных решений, который включает в себя качественные и количественные оценки, полученные на основе детерминистического и вероятностного анализа безопасности.
3. Руководство по безопасности содержит рекомендации, выполнение которых обеспечивает приемлемость принимаемых риск-информативных решений, связанных с:
изменениями условий безопасной эксплуатации;
внесениями изменений в системы и элементы, важные для безопасности;
внесениями изменений в проектную и эксплуатационную документацию;
иными изменениями, меняющими порядок эксплуатации атомной станции.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для использования:
эксплуатирующей организацией при анализе изменений, меняющих порядок эксплуатации атомной станции, перечисленных в пункте 3 настоящего Руководства по безопасности, а также при обосновании принимаемых решений на основе результатов таких анализов;
Ростехнадзором при принятии решений о возможности реализации на атомной станции риск-информативных решений.
5. Обоснование принимаемых риск-информативных решений может быть выполнено с использованием иных подходов, чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при их обоснованности для обеспечения безопасности.
6. Рекомендации настоящего Руководства по безопасности относятся к целям, объему, составу, а также содержанию отчетной документации и обеспечению качества при анализе и обосновании решений.
Список сокращений, используемых в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2.
7. Риск-информативный метод может быть использован при:
оценке уровня безопасности блока АС;
мониторинге риска;
анализе значимости для безопасности блока АС отступлений от требований нормативных документов.
8. Выполнение рекомендаций настоящего Руководства по безопасности при подготовке и обосновании риск-информативных решений обеспечивает приемлемость предлагаемого риск-информативного решения.
9. Суммарная вероятность тяжелых аварий и ее изменение (при реализации решения) для каждого блока АС на интервале в один год, суммарная вероятность большого аварийного выброса и ее изменение (при реализации решения) для каждого блока АС на интервале в один год, а также мгновенная вероятность тяжелых аварий, являющиеся вероятностными показателями безопасности, используемыми при обосновании за* риск-информативных решений, оцениваются с учетом всех типов исходных событий (отказы систем (элементов) АС, ошибки персонала, внутренние воздействия, внешние воздействия природного и техногенного происхождения), всех эксплуатационных состояний блока АС (работа на мощности, режимы останова, расхолаживания, перегрузки ядерного топлива, технического обслуживания и ремонта систем (элементов), разогрева, пуска), всех имеющихся на блоке АС мест нахождения ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО, в которых может возникнуть нарушение нормальной эксплуатации АС.
___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
10. Обоснование риск-информативных решений проводится с учетом:
требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
опыта эксплуатации блока АС, на котором планируется реализация риск-информативного решения, а также аналогичных блоков АС;
современного уровня развития науки, техники и производства;
влияния решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие;
ВАБ уровней 1 и 2, отвечающего требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к вероятностному анализу безопасности блока атомной станции;
влияния решения на обеспечение физической защиты АС
11. Риск-информативное решение является обоснованным, если одновременно выполняются следующие условия:
оцененный риск блока АС является приемлемым;
отсутствует негативное влияние риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту, либо влияние риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту оценено как приемлемое;
отсутствует негативное влияние риск-информативного решения на физическую защиту АС;
при реализации риск-информативного решения соблюдаются требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных документов.
12. Для каждого риск-информативного решения рекомендуется обосновывать выполнение условий, указанных в пункте 11 настоящего Руководства по безопасности.
13. Обоснование риск-информативных решений рекомендуется выполнять итерационно, согласно порядку учета детерминистических и вероятностных аспектов при оценке риск-информативных решений, приведенному в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
14. Рекомендуется выявлять системы и элементы АС, которые могут быть затронуты предлагаемым риск-информативным решением, а также устанавливать нормативные документы, регламентирующие требования к выявленным системам и элементам АС, эксплуатационные документы и действия персонала, связанные с выявленными системами и элементами АС.
15. Рекомендуется анализировать опыт эксплуатации блока АС, результаты ВАБ, а также результаты других исследований, относящиеся к предлагаемому риск-информативному решению.
16. Рекомендуется подготавливать информацию для анализа влияния риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту с учетом порядка оценки влияния принимаемого риск-информативного решения на глубокоэшелонированную защиту и ее составляющие, изложенного в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.
17. Оценка влияния риск-информативного решения на вероятностные показатели безопасности АС выполняется с использованием ВАБ. Обосновывается применимость используемых вероятностных моделей блока АС для анализа предлагаемого риск-информативного решения (включая необходимую детальность вероятностной модели блока АС, отсутствие дисбалансов (например, консервативных подходов и допущений), не позволяющих оценить влияние анализируемого риск-информативного решения на безопасность блока АС, выполнение других современных требований к использованию вероятностного анализа безопасности). Обоснование риск-информативного решения представляется в отчетной документации по анализу риск-информативного решения.
18. Рекомендуется разрабатывать вероятностную модель блока АС, используемую при обосновании риск-информативного решения с учетом:
реального состояния блока АС;
действующих на АС эксплуатационной документации (процедур эксплуатации, технического обслуживания, испытаний и ремонта);
опыта эксплуатации блока АС.
19. Для оценки принимаемого риск-информативного решения при помощи ВАБ устанавливаются аспекты, учитываемые в ВАБ, на которые оказывает влияние риск-информативное решение, и при необходимости соответствующим образом дорабатывается вероятностная модель блока АС.
20. ВАБ, не позволяющий (из-за допущений моделирования, отсутствия в вероятностной модели блока АС необходимых элементов систем и (или) исходных событий) в полной мере учесть все аспекты влияния риск-информативного решения на оценку риска блока АС, дополняется и дорабатывается.
21. Для дополненного и доработанного в соответствии с положениями пунктов 19 и 20 настоящего Руководства по безопасности ВАБ выполняются обоснования, предусмотренные пунктом 17 настоящего Руководства по безопасности. При этом доработанная и дополненная вероятностная модель блока АС является базовой моделью для оценки вероятностных показателей безопасности, а вероятностные показатели являются базовыми.
22. Доработка вероятностной модели блока АС может включать:
уточнение уровня детализации вероятностной модели блока АС (например, детальное моделирование элементов схем управления электроприводного оборудования, ранее включенных в состав вероятностной модели этого оборудования, учет отказов кабелей электроснабжения, ранее не учитывавшихся в вероятностной модели);
дополнение списка ИС событиями, вызывающими процессы, на протекание которых оказывает влияние принимаемое риск-информативное решение;
выделение из групп ИС отдельных ИС, связанных с отказами оборудования, затронутого риск-информативным решением;
уточнение моделей надежности оборудования, затронутого риск-информативным решением;
включение в вероятностную модель блока АС моделей действий персонала, на порядок и надежность выполнения которых влияет рассматриваемое риск-информативное решение;
другие меры.
23. При обосновании риск-информативного решения рекомендуется использовать следующие вероятностные показатели:
суммарная вероятность тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год;
изменение суммарной вероятности тяжелых аварий для каждого блока АС на интервале в один год (после внедрения решения);
мгновенная вероятность тяжелой аварии (после внедрения решения);
суммарная вероятность большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год;
изменение суммарной вероятности большого аварийного выброса для каждого блока АС на интервале в один год (после внедрения решения).
24. Алгоритм оценки риск-информативных решений на соответствие вероятностным критериям приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности.
25. Оценку приемлемости риска блока АС при реализации риск-информативного решения рекомендуется проводить путем сравнения полученных средних значений вероятностных показателей с вероятностными критериями, установленными с учетом требований общих положений обеспечения безопасности АС.
26. При оценке приемлемости риска блока АС на основе суммарной вероятности тяжелых аварий и ее изменения вследствие реализации риск-информативного решения рекомендуется использовать следующие вероятностные критерии:
если реализация риск-информативного решения приводит к уменьшению суммарной вероятности тяжелых аварий (отрицательная величина изменения суммарной вероятности тяжелых аварий), то изменение риска блока АС является приемлемым;
если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности тяжелых аварий, но ее значение находится в области III (диаграмма N 1 приложения N 6 к настоящему Руководству по безопасности), то изменение риска блока АС является приемлемым;
если реализация риск-информативного решения приводит к увеличению суммарной вероятности тяжелых аварий и находится в области II (диаграмма N 1 приложения N 6 к настоящему Руководству по безопасности), то разрабатываются компенсирующие меры по уменьшению абсолютной величины вероятности тяжелых аварий и проводится процедура переоценки вероятностных показателей; риск-информативное решение и компенсирующие мероприятия должны соответствовать друг другу в области действия (аспектов безопасности блока АС, которые они затрагивают); должны также приниматься во внимание изменения вероятности тяжелых аварий, накопленные в результате реализации предыдущих риск-информативных решений;