Статус документа
Статус документа

СП 270.1325800.2016 Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила оценки повреждений дорог при землетрясениях в отдаленных и труднодоступных районах

     6 Оценка повреждений транспортных сооружений

6.1 По тяжести последствий землетрясений повреждения транспортных сооружений подразделяются на пять степеней:

- повреждения, вызывающие необходимость введения ограничений на скорость движения транспортных средств и вес подвижного состава;

- повреждения, требующие непродолжительного закрытия движения для проведения службами эксплуатации необходимых ремонтных работ для устранения барьерных мест на дорогах, усиления или разгрузки поврежденных элементов в целях обеспечения безопасности движения подвижного состава и пешеходов;

- разрушения отдельных сооружений или их частей, требующие продолжительного закрытия движения для проведения восстановительных работ;

- разрушения, охватывающие около половины объектов транспортной инфраструктуры, при возможности восстановления дороги на разрушенном участке;

- общее разрушение транспортных сооружений в сочетании с изменениями земной поверхности (опускание побережий морей и водохранилищ, отложение в долинах оползней, обвалов и селей), требующее при восстановлении дороги изменения трассы с обходом разрушенного участка либо принятия специальных мер (устройство селезащитных плотин, цунамизащитных стен и др.) по инженерной защите территории от опасных геологических процессов.

Примечание - Отсутствие повреждений несущих и ограждающих конструкций, требующих введения ограничений на движение поездов, автомобилей и пешеходов, обозначается символом .

6.2 Повреждения степени :

6.2.1 Трещины в твердом покрытии проезжей части, в обочинах и откосах земляного полотна автомобильных и городских дорог. Повреждения блоков ограждения проезжей части над деформационными швами. Локальные осадки земляного полотна, нарушающие ровность покрытия проезжей части. На горных участках - осыпи и камнепады, заполняющие емкости защитных сооружений, с поступлением песка, дресвы, щебня и крупных каменных обломков с прилегающих склонов на железнодорожный путь и проезжую часть автомобильных дорог, создающие затруднения для нормальной эксплуатации дорог.

6.2.2 Трещины и локальные сколы защитного слоя бетона в стойках и ригелях рамных железобетонных опор мостов, путепроводов, виадуков и эстакад. Повреждения шкафных стенок устоев мостов, разновысоких подферменников и торцов балок пролетных строений. Трещины в обратных стенах устоев и каменных опорах балочных мостов, надсводных строениях арочных мостов и подпорных стенах из каменной кладки на растворе. Раскрытие деформационных швов между звеньями железобетонных труб под насыпями с поступлением грунта из тела насыпи внутрь трубы.

6.3 Повреждения степени :

6.3.1 Разрывы в твердом покрытии проезжей части автомобильных и городских дорог. Осадка насыпей на подходах к мостам и над водопропускными трубами, препятствующая движению транспортных средств. Оползание откосов выемок, сложенных слабыми покровными отложениями, с поступлением грунта на проезжую часть автомобильных дорог (железнодорожный путь). Недопустимый наклон опор контактной сети. Оползни в откосах высоких насыпей на подтопляемых участках дорог. В горах падение с бортов ущелий на проезжую часть автомобильных дорог (железнодорожный путь) отдельных каменных глыб и небольшие обвалы объемом до нескольких сотен кубических метров.

6.3.2 Разрывы в кладке каменных и бетонных опор, опасные для движения по мостам подвижного состава. Смещение устоев мостов в сторону русла пересекаемых водотоков, вызывающее закрытие деформационных швов, предельный угон катков и наклон валков подвижных опорных частей, срез ограничителей продольных перемещений в тангенциальных неподвижных частях и болтов крепления в балансирных опорных частях. Поворот в плане неразрезных пролетных строений с разрушением креплений опорных частей, осадки и поднятия, продольные и поперечные смещения, а также наклоны опор из проектного положения. Разрушение перильного ограждения на мостах.

6.4 Повреждения степени :

6.4.1 Искривление железнодорожных рельсов на ровных участках местности. Разрывы в земляном полотне и твердом покрытии проезжей части автомобильных и городских дорог. Осадка конусов насыпей на подходах к мостам с понижением отметки проезжей части до 50 см. На склонах вблизи железных и автомобильных дорог возникают оползни и обвалы объемом до нескольких тысяч кубических метров. Разрушение участков дорог, устроенных на слабых водонасыщенных основаниях, из-за разжижения грунта, образования оползней и грязевых потоков.

6.4.2 Разрушение мостовых опор из бутовой кладки. Разрывы в бетонных конструкциях подпорных стен. Поперечный сдвиг и падение с опор фасадных блоков плитных пролетных строений. Отрыв от передних стенок бетонных устоев обратных стенок (крыльев). Пластические деформации и наклон опор контактной сети, приводящие к обрыву проводов. Опрокидывание трансформаторов на открытых участках тяговых подстанций. Частичное разрушение пассажирских платформ. Трещины и разрывы в порталах горных тоннелей и галерей. Разрушение самонесущих каменных стен, обрушение стропильных конструкций транспортных зданий.

6.5 Повреждения степени :

6.5.1 Направленные вдоль оси дороги глубокие разрывы в устроенных на слабых грунтах насыпях с шириной раскрытия краев разрыва в уровне проезжей части до 1,0 м. Осадка конусов насыпей, устроенных на слабых грунтах, на подходах к мостам с относительным смещением проезжей части вниз по вертикали до 1,0 м. Сбрасывание рельсошпальной решетки с основной площадки земляного полотна, устроенного в верхней части крутого склона. На горных участках дорог многочисленные обвалы, заполняющие выемки и разрушающие контактную сеть. Разрушение оползнями участков дорог, проходящих по сейсмически неустойчивым склонам. Объем захваченных обвалами и оползнями пород составляет несколько десятков тысяч кубических метров.

6.5.2 Сдвиг и обрушение надфундаментных частей каменных и бетонных опор мостов. Разрушение стальных опорных частей. Падение на грунт одним концом балочных разрезных пролетных строений. Смещение с опорных площадок и обрушение консолей мостов рамно-консольной системы. Опрокидывание железобетонных эстакад с опорами столбчатого типа. Подбрасывание разрезных пролетных строений с разрушением опорных участков железобетонных балок. Разрушение отдельных железобетонных и металлических опор путепроводов. Разрушение железобетонных подпорных стен на естественном и свайном основаниях. Раздавливание стальных гофрированных труб под насыпями.

6.6 Повреждения степени :

6.6.1 Полное разрушение земляного полотна оползнями, цунами, селевыми и грязевыми потоками, а также гравитационными волнами, возникающими при обрушении горной массы с береговых склонов в морские заливы, проливы, озера и водохранилища. Разрушение дорог ветровыми волнами при тектоническом опускании побережья ниже уровня моря (водохранилища). Затопление отдельных участков дорог при образовании горных озер вследствие сейсмообвалов (сейсмооползней) породы с бортов ущелий (долин) в русло горной реки. Погружение дорог под воду при образовании высоких тектонических уступов в местах пересечения горных рек сейсмотектоническими разрывами.

6.6.2 Полное разрушение промежуточных опор и пролетных строений мостов в местах перехода через селеопасные долины. Сброс пролетных строений с опор при заходе цунами в устья рек. Заполнение тоннелей и галерей, расположенных в нижних частях склонов, селевыми массами. Разрушение обделок тоннелей в местах пересечения трассы тектоническими разрывами горной породы с относительным перемещением обделок из проектного положения на противоположных крыльях разлома.

Примечание - Характерными повреждениями степеней - являются местные деформации, общие деформации, исчерпание прочности и потеря устойчивости конструкций соответственно. Повреждения степени   включают в себя полный отказ сооружений с одновременным изменением инженерно-геологических, геоморфологических и гидрологических условий на разрушенном участке дороги. В высокогорных районах объем единовременного выноса горной массы со склонов при катастрофических землетрясениях может превысить 10 млн м.

6.7 Наибольшие степени повреждений транспортной инфраструктуры при землетрясениях дистанционно определяются по таблице 6.1.


Таблица 6.1 - Степени повреждений наземных транспортных объектов при землетрясениях силой от 6 до 10 баллов

Сила землетрясения на ровных участках со средними инженерно-геологическими условиями , баллы

Степени повреждения сооружений

Сооружения в несейсмостойком исполнении

Сооружения пониженной сейсмостойкости

Сооружения нормативной сейсмостойкости

6


7


8


9


10


Примечания

1 В случаях особо неблагоприятных инженерно-геологических (крайне слабые водонасыщенные грунты, подверженные разжижению) и геоморфологических (участки сейсмогравитационных воздействий) условий, а также вблизи сейсмотектонических разрывов возможно увеличение тяжести повреждений на одну степень, но не более степени .

2 На участках выхода на земную поверхность прочных скальных пород тяжесть повреждений сооружений уменьшается на одну степень, но не менее степени .

3 Настоящая таблица не распространяется на сооружения, имевшие до землетрясения ограниченно-работоспособное или предаварийное состояние.