ОДМ 218.3.082-2016
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по назначению технологий и периодичности проведения работ по устройству слоев износа и защитных слоев дорожных покрытий
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)".
Коллектив авторов: д-р техн. наук В.В.Ушаков, канд. техн. наук М.Г.Горячев, канд. техн. наук С.В.Лугов, инж. А.Н.Кудрявцев.
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 03.02.2017 N 142-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) предназначен для выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию участков автомобильных дорог федерального значения.
1.2 Методический документ направлен на установление периодичности проведения работ по устройству слоев износа и защитных слоев, устраиваемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебёночно-мастичные. Технические условия
ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием
ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные и искусственные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
3.2 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.
3.3 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
3.4 битумоминеральные открытые смеси (БМО): Смеси с повышенным содержанием щебня (55%-85%), обеспечивающего каркасную структуру слоя и поверхность с высокими параметрами шероховатости.
3.5 верхний слой покрытия: Конструктивный элемент верхней части дорожной одежды, непосредственно воспринимающий усилия от колес транспортных средств и подвергающийся прямому воздействию атмосферных факторов; на поверхности покрытия для продления срока его службы и восстановления транспортно-эксплуатационных качеств могут быть устроены защитные слои.
3.6 выравнивающий слой: Слой, укладываемый на основание или существующее покрытие, в том числе после фрезерования, с целью приведения его в соответствие с требованиями к ровности, для обеспечения технологических и эксплуатационных параметров вновь устраиваемых вышерасположенных слоев.
3.7 дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
3.8 дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов.
3.9 защитный слой: Слой толщиной не более 4 см, предназначенный для защиты нижележащего слоя асфальтобетонного покрытия от непосредственного воздействия колес транспортных средств и комплекса погодно-климатических факторов; защитный слой не учитывается при расчете конструктивных слоев дорожных одежд и подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации дороги.
3.10 защитный слой по технологии устройства тонких износостойких слоев из горячих битумоминеральных смесей: Слой толщиной 1,5-3 см с повышенными фрикционными и гидроизоляционными свойствами из горячей битумоминеральной смеси, уложенной по предварительно нанесенной мембране из битумно-латексной катионной эмульсии.
3.11 категория дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
3.12 литая эмульсионно-минеральная смесь (ЛЭМС): Смесь литой консистенции, состоящая из битумной эмульсии, каменного материала, минерального наполнителя, воды и специальных добавок, подобранных в определенных пропорциях, смешанных при помощи специализированного оборудования.
3.13 слой износа: Верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес транспортных средств и погодно-климатических факторов (подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации).
Примечание - При отсутствии защитного слоя верхний слой покрытия выполняет функцию слоя износа. В этом случае слой износа учитывается при расчете конструктивных слоев дорожных одежд и его толщина должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности по требованию действующих нормативных документов технического регулирования.
3.14 шероховатая поверхностная обработка (ШПО): Защитный слой, устраиваемый путем розлива по поверхности покрытия органических вяжущих материалов и распределения прочных каменных материалов с уплотнением.
3.15 щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА): Уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.
3.16 щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС): Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
4.1 При устройстве защитного слоя могут быть использованы тонкие износостойкие покрытия из горячих битумоминеральных смесей, ЛЭМС, БМО и ШПО.
4.2 К ШПО относятся:
- одиночная поверхностная обработка, выполненная раздельным или синхронным нанесением органического вяжущего и минерального материала;
- двойная поверхностная обработка.
4.3 Решение об устройстве защитного слоя должно приниматься на основе технико-экономического обоснования вне зависимости от стадии жизненного цикла автомобильной дороги.
4.4 Слой износа следует восстанавливать в процессе эксплуатации автомобильной дороги путем его замены на новый той же толщины из материалов, не уступающих по своим физико-механическим характеристикам материалу восстанавливаемого слоя.
4.5 Назначению работ по устройству слоев износа и защитных слоев на эксплуатируемых участках автомобильных дорог должно предшествовать обследование состояния существующего дорожного покрытия.
4.6 По результатам обследования назначают подготовительные (предварительные) дорожные работы, которые могут включать:
устранение мелких дефектов с малой частотой повторения (выбоин, трещин, волн, наплывов, вмятин и т.п.), осуществляющееся согласно нормам [1], в соответствии с которыми средневзвешенный балл такого покрытия - не менее 3,5. При этом допустимые размеры дефектов не должны превышать размеров, установленных ГОСТ 33220-2015. Коэффициент сцепления колеса с дорожным покрытием принимается согласно ГОСТ 33078-2014;
устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси, которое назначается в случае снижения продольной ровности покрытия до предельно допустимых значений в соответствии с требованиями ГОСТ 33220-2015 и рекомендаций [2];
устранение колеи, выполняемое по рекомендациям [3]. Критерием для назначения подобных работ является снижение поперечной ровности покрытия до предельно допустимых значений;
фрезерование покрытия на всю его толщину, которое осуществляется при устройстве слоя износа из асфальтобетона. Такое мероприятие следует применять в случае снижения продольной и (или) поперечной ровности покрытия до предельно допустимых значений, но при сохранении проектных отметок или неудовлетворительном состоянии самого покрытия (при средневзвешенном балле менее 3,5).
4.7 Периодичность проведения работ по устройству слоев износа и защитных слоев назначают исходя из фактической среднегодовой суточной интенсивности движения в физических единицах, устанавливаемой по данным автоматизированных пунктов учета интенсивности дорожного движения. В случае их отсутствия учет движения следует выполнять ежемесячно один раз в будние и выходные (праздничные) дни по 2 ч непрерывного наблюдения в интервале с 10.00 до 18.00. Результат такого замера переводят в суточную интенсивность по формуле
, (1)
где - суточная интенсивность движения, авт.;