1. Руководство по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами (далее - Руководство) содержит рекомендации по обеспечению требований промышленной безопасности при выполнении работ по транспортированию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, железнодорожными и автомобильными транспортными средствами по путям (дорогам) необщего пользования на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах организаций, в пределах территорий которых осуществляются технологические перевозки опасных грузов (далее - ОПО).
В Руководстве не отражены вопросы, связанные с транспортированием радиоактивных и инфекционных веществ.
2. Руководство разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. N 96, с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2015 г. N 480, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. N 559.
Для выполнения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности могут быть использованы иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.
3. Настоящее Руководство рекомендуется применять при выполнении на ОПО работ (услуг), связанных с транспортированием, перемещением, погрузкой, выгрузкой, временным хранением опасных веществ, а также при подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов.
Термины и определения, применяемые для целей настоящего Руководства, приведены в приложении N 1 к Руководству.
4. Положения Руководства рекомендуется использовать:
при разработке технологических процессов, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО, разработке обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО;
при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО;
при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на ОПО.
5. В целях приведения железнодорожных путей (дорог) необщего пользования, входящих в состав ОПО, в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области безопасности рекомендуется проведение комплексного обследования их фактического состояния с разработкой мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, с разработкой при необходимости обоснования безопасности.
6. Работники эксплуатирующих опасные производственные объекты, подрядных и других привлекаемых организаций проходят аттестацию и проверку знаний в области промышленной безопасности в порядке, установленном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
7. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями подразделяются на классы, подклассы, категории и группы. Рекомендуемая классификация опасных грузов в соответствии с международными нормами классификации приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству.
Рекомендации по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ приведены в приложении N 3 к настоящему Руководству.
Железнодорожный транспорт
8. Техническую эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, организацию движения и маневровой работы на таких путях в пределах ОПО рекомендуется осуществлять в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее - ПТЭ), с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).
9. Содержание железнодорожных путей необщего пользования, на которых эксплуатируется железнодорожный подвижной состав, имеющий право выхода на железнодорожные пути общего пользования, осуществляется в соответствии с положениями ПТЭ.
10. Скорости движения подвижного состава и осевые нагрузки, установленные на конкретном участке пути необщего пользования, а также элементы железнодорожного пути необщего пользования на ОПО рекомендуется содержать в соответствии с проектной и технической документацией на данные участки пути, с учетом размещения ОПО, объемно-планировочных решений их территорий.
11. При транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом рекомендуется приказом руководителя организации назначать работников, ответственных за:
содержание сигнальных и путевых знаков, тупиковых упоров, переносных сигналов, искусственных сооружений на железнодорожных путях необщего пользования;
учет, выдачу, маркировку и хранение тормозных башмаков; закрепление подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования; организацию и осуществление маневровых работ на железнодорожных путях необщего пользования.
12. Организацию движения и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования на ОПО рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - Инструкция), разрабатываемой в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, к которой примыкает этот путь.
13. В Инструкции указываются характеристика путевого развития железнодорожного пути, граница железнодорожного пути, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, типы локомотивов, порядок осуществления подачи и уборки вагонов, организация маневровых передвижений, положения стрелочных переводов, наличие и расположение предохранительных устройств, устройств сигнализации, порядок и нормы закрепления вагонов, а также другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования.
14. Подачу вагонов на железнодорожные пути необщего пользования рекомендуется осуществлять по указанию дежурного по железнодорожной станции примыкания (диспетчера поездного при диспетчерской централизации) по согласованию с лицом, ответственным за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования.
15. Подачу вагонов к фронтам погрузки (выгрузки) опасных веществ рекомендуется осуществлять по согласованию с лицом, ответственным за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных операций и расстановку вагонов по фронтам погрузки (выгрузки), в соответствии с Инструкцией.
16. Скорости движения маневровых поездов (составов) по железнодорожным путям необщего пользования устанавливаются руководителем организации, эксплуатирующей ОПО (владельцем железнодорожного пути необщего пользования), и указываются в Инструкции.