Статус документа
Статус документа

     
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами



УТВЕРЖДЕНО  приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 января 2017 г. N 20


Руководство по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" и "Правила безопасности химически опасных производственных объектов".

В разработке Руководства по безопасности принимали участие специалисты Ростехнадзора Г.М.Селезнев, Н.М.Печникова, Е.В.Андрюкова, А.И.Перелыгин, В.А.Ермошин, Л.А.Михайлова, А.К.Улюкина.

Руководство по безопасности содержит рекомендации по обеспечению требований промышленной безопасности при выполнении работ по транспортированию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, железнодорожными и автомобильными транспортными средствами по путям (дорогам) необщего пользования на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах организаций, в пределах территорий которых осуществляются технологические перевозки опасных грузов.

Руководство по безопасности рекомендуется применять при выполнении на опасных производственных объектах работ (услуг), связанных с транспортированием, перемещением, погрузкой, выгрузкой, временным хранением опасных веществ, а также при подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Руководство по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами (далее - Руководство) содержит рекомендации по обеспечению требований промышленной безопасности при выполнении работ по транспортированию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, железнодорожными и автомобильными транспортными средствами по путям (дорогам) необщего пользования на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах организаций, в пределах территорий которых осуществляются технологические перевозки опасных грузов (далее - ОПО).

В Руководстве не отражены вопросы, связанные с транспортированием радиоактивных и инфекционных веществ.

2. Руководство разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. N 96, с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2015 г. N 480, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. N 559.

Для выполнения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности могут быть использованы иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

3. Настоящее Руководство рекомендуется применять при выполнении на ОПО работ (услуг), связанных с транспортированием, перемещением, погрузкой, выгрузкой, временным хранением опасных веществ, а также при подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов.

Термины и определения, применяемые для целей настоящего Руководства, приведены в приложении N 1 к Руководству.

4. Положения Руководства рекомендуется использовать:

при разработке технологических процессов, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО, разработке обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО;

при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО;

при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на ОПО.

5. В целях приведения железнодорожных путей (дорог) необщего пользования, входящих в состав ОПО, в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области безопасности рекомендуется проведение комплексного обследования их фактического состояния с разработкой мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, с разработкой при необходимости обоснования безопасности.

6. Работники эксплуатирующих опасные производственные объекты, подрядных и других привлекаемых организаций проходят аттестацию и проверку знаний в области промышленной безопасности в порядке, установленном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

7. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями подразделяются на классы, подклассы, категории и группы. Рекомендуемая классификация опасных грузов в соответствии с международными нормами классификации приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству.

Рекомендации по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ приведены в приложении N 3 к настоящему Руководству.

Железнодорожный транспорт

8. Техническую эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, организацию движения и маневровой работы на таких путях в пределах ОПО рекомендуется осуществлять в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее - ПТЭ), с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

9. Содержание железнодорожных путей необщего пользования, на которых эксплуатируется железнодорожный подвижной состав, имеющий право выхода на железнодорожные пути общего пользования, осуществляется в соответствии с положениями ПТЭ.

10. Скорости движения подвижного состава и осевые нагрузки, установленные на конкретном участке пути необщего пользования, а также элементы железнодорожного пути необщего пользования на ОПО рекомендуется содержать в соответствии с проектной и технической документацией на данные участки пути, с учетом размещения ОПО, объемно-планировочных решений их территорий.

11. При транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом рекомендуется приказом руководителя организации назначать работников, ответственных за:

содержание сигнальных и путевых знаков, тупиковых упоров, переносных сигналов, искусственных сооружений на железнодорожных путях необщего пользования;

учет, выдачу, маркировку и хранение тормозных башмаков; закрепление подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования; организацию и осуществление маневровых работ на железнодорожных путях необщего пользования.

12. Организацию движения и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования на ОПО рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - Инструкция), разрабатываемой в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, к которой примыкает этот путь.

13. В Инструкции указываются характеристика путевого развития железнодорожного пути, граница железнодорожного пути, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, типы локомотивов, порядок осуществления подачи и уборки вагонов, организация маневровых передвижений, положения стрелочных переводов, наличие и расположение предохранительных устройств, устройств сигнализации, порядок и нормы закрепления вагонов, а также другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования.

14. Подачу вагонов на железнодорожные пути необщего пользования рекомендуется осуществлять по указанию дежурного по железнодорожной станции примыкания (диспетчера поездного при диспетчерской централизации) по согласованию с лицом, ответственным за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования.

15. Подачу вагонов к фронтам погрузки (выгрузки) опасных веществ рекомендуется осуществлять по согласованию с лицом, ответственным за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных операций и расстановку вагонов по фронтам погрузки (выгрузки), в соответствии с Инструкцией.

16. Скорости движения маневровых поездов (составов) по железнодорожным путям необщего пользования устанавливаются руководителем организации, эксплуатирующей ОПО (владельцем железнодорожного пути необщего пользования), и указываются в Инструкции.

17. Лицом, ответственным за организацию и осуществление маневровых работ, обеспечивается безопасность движения одиночных локомотивов и маневровых составов на железнодорожных путях необщего пользования. Непосредственное руководство маневровой работой осуществляется руководителем маневров.

18. При движении маневрового поезда (состава), в котором имеются вагоны с опасными веществами, лицу, ответственному за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования, рекомендуется принимать меры по:

информации при выдаче задания на маневровую работу руководителю маневров, а руководителю маневров - машинисту локомотива о наличии в маневровом поезде (составе) вагонов с опасными веществами;

очистке желобов переездов, технологических проездов, по которым будут следовать вагоны;

проведению инструктажа работников маневровой бригады о дополнительных мерах, направленных на обеспечение безопасности при производстве маневров.

19. Работником, ответственным за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и расстановке вагонов по местам погрузки (выгрузки), проверяется правильность и надежность закрепления вагонов, после чего производится отцепка локомотива и выезд его с места погрузки (выгрузки), ограждение вагонов переносными щитами (сигналами остановки, окрашенными с обеих сторон в красный цвет), перевод стрелок, ведущих на пути погрузки (выгрузки), в положение, исключающее попадание подвижного состава на эти пути.

20. После выполнения работ по погрузке (выгрузке) вагонов работнику, ответственному за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и расстановке вагонов, рекомендуется убедиться в окончании работ; в отсутствии людей на вагоне и под ним; в отсутствии препятствий для движения транспортных средств; в выведении людей, машин, механизмов за пределы габарита приближения строений; в готовности маршрута передвижения маневрового состава; в снятии переносных щитов; произвести выдачу разрешения на прицепку локомотива и изъятие тормозных башмаков.

Не рекомендуется приводить в движение маневровый состав без соответствующего указания руководителя маневров о возможности начала движения и об изъятии тормозных башмаков.

21. При производстве на железнодорожных путях необщего пользования маневровых работ рекомендуется обеспечивать порядок производства работ, исключающий:

производство маневров толчками;

передвижение вагонов вручную, автомашинами, другими приспособлениями;

оставление вагонов без закрепления их тормозными башмаками;

оставление вагонов без локомотива на переездах, технологических проездах, проемах ворот, стрелочных переводах, искусственных сооружениях;

использование для закрепления вагонов посторонних предметов;

использование для закрепления вагонов с опасными веществами тормозных башмаков, изготовленных из искрообразующих материалов;

использование для отстоя вагонов улавливающие и предохранительные тупики.

22. Локомотивы, предназначенные для осуществления маневровых работ на ОПО, рекомендуется предъявлять к выполнению работ по техническому осмотру и плановым видам ремонта, а локомотивы, имеющие право выезда на пути общего пользования, предъявляются также к весеннему и осеннему комиссионным осмотрам технического состояния с участием представителя владельца примыкающего железнодорожного пути общего пользования.

23. Группы или отдельные вагоны рекомендуется сцеплять, надежно закреплять от самопроизвольного ухода тормозными башмаками, стационарными устройствами для закрепления вагонов, другими средствами закрепления, а также ограждать переносными сигналами остановки.

Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти пути других подвижных составов, и запираются.

24. Рекомендуется ограничивать проезд локомотивов по железнодорожному пути необщего пользования с размещенной на нем сливо-наливной эстакадой в целях исключения сквозного проезда.

Автомобильный транспорт

25. Автомобильные дороги необщего пользования с расположенными на них искусственными сооружениями, предназначенные для транспортирования опасных веществ на ОПО, рекомендуется содержать в соответствии с требованиями строительных норм и правил, стандартов, устанавливающих допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, и других нормативно-технических документов.

26. Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом на ОПО осуществляется по дорогам с одной общей проезжей частью, имеющим твердое покрытие, с прочностью, соответствующей весовым параметрам транспортных средств, эксплуатируемых на конкретном участке автодороги.

27. Движение транспортных средств с опасными веществами на ОПО рекомендуется организовывать по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков и указателей, определенных Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

28. Маршруты следования автотранспортных средств рекомендуется устанавливать с учетом обеспечения транспортирования опасных веществ по кратчайшему направлению с минимальным числом остановок в пути следования и возможности подъезда пожарных и аварийных автомобилей к отдельным объектам, наименьшего ограничения скорости, обеспечения безопасности движения.

По маршруту следования транспортных средств на видных местах устанавливаются схемы движения.

При перевозке опасных веществ на ОПО водителям рекомендуется соблюдать маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.

29. Для разворота автомобилей в конце тупиковых дорог и для производства маневров в пунктах погрузки и выгрузки предусматриваются петлевые объезды или площадки, размеры которых определяются расчетом в зависимости от габаритов транспортных средств и свойств транспортируемых веществ.

30. Пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне рекомендуется обустраивать в местах, достаточно удаленных от мест производства погрузочно-разгрузочных работ с целью исключения перекрытия переезда железнодорожными составами, ожидающими погрузки или выгрузки.

31. При несоответствии эксплуатационного состояния автомобильных дорог предъявляемым к ним требованиям безопасности организацией, эксплуатирующей ОПО, принимаются меры по временному ограничению движения до устранения нарушений в части:

наличия посторонних предметов на проезжей части, создающих аварийную обстановку, отсутствия соответствующих дорожных знаков;

образования дефектов и повреждений проезжей части, превышающих предельно допустимые значения;

состояния колеи больше предельно допустимых значений на участке дороги;

наличия разрушенных и не заполненных мастикой деформационных швов на цементобетонном покрытии;

наличия неорганизованных съездов;

наличия растительности в полосе отвода, снижающей расстояние видимости приближающегося поезда на железнодорожных переездах (без дежурных) менее 400 м на удалении 50 м от ближнего рельса, на пересечениях в одном уровне - менее 250 м;

наличия необрезанной растительности, затрудняющей видимость дорожных знаков и направляющих устройств на расстоянии 100 м.

32. Организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется обеспечивать проведение периодического осмотра автомобильной дороги с имеющимися на ней искусственными сооружениями, а также проведение общих технических осмотров в весенний и осенний периоды, при которых определяются объемы и виды работ по ремонту дороги в предстоящий период.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs