Действующий

О Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года

7.3. Первоочередные мероприятия в рамках реализации ПНТР АПК, включая мониторинг хода его реализации и его корректировку


В 2017-2018 гг. должны быть выполнены основные мероприятия по реализации ПНТР АПК в соответствии с планом реализации ПНТР АПК, включая мониторинг хода его реализации и его своевременную корректировку, а также обеспечение согласованности ПНТР АПК и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.

1. Результаты ПНТР АПК как ключевого элемента системы прогнозирования научно-технологического развития АПК должны учитываться при внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Также необходимо в регулярном режиме включать мероприятия по реализации ПНТР АПК в планы и детальные планы-графики мероприятий Минсельхоза России:

а) в целях определения приоритетных направлений государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологической модернизации производства, которые должны соответствовать наиболее перспективным направлениям научно-технологического развития, выявленным по результатам ПНТР АПК;

б) при формировании тематики и объемов финансирования работ и проектов в сфере исследований и разработок, поддерживаемых в рамках государственных программ Российской Федерации, включая федеральные целевые программы (соответствие результатам - один из критериев отбора тематики). Тематика поддерживаемых государством исследований и разработок должна соответствовать определенным в рамках ПНТР АПК наиболее перспективным направлениям научно-технологического развития. Если тематика исследований и разработок предлагается заинтересованной стороной (вузом, научной организацией, компанией), может осуществляться оценка ее соответствия наиболее перспективным направлениям, определенным по итогам прогнозирования. В этом случае принятие решения об одобрении тематики может быть увязано с результатами оценки;

в) при конкурсном отборе исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поддерживаемых в рамках государственных программ Российской Федерации, включая федеральные целевые программы (соответствие результатам - один из критериев отбора заявок). В данном случае предложения заявителей по реализации исследований и разработок могут оцениваться с точки зрения соответствия предлагаемых подходов к решению научно-технических проблем, конструктивных и других принципов разрабатываемых образцов, предусматриваемых научно-технических и технологических решений перспективным направлениям научно-технологического развития, определенным в рамках ПНТР АПК.

2. Внесение изменений в правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку развития АПК в целях обеспечения учета при распределении субсидий в качестве критерия соответствия мероприятий, на реализацию которых предоставляются субсидии, результатам ПНТР АПК (внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации).

Указанные изменения могут обеспечивать, в том числе, приоритет государственной поддержки субъектов Российской Федерации, организаций или мероприятий, которые вносят наибольший вклад в реализацию ПНТР АПК.

В первоочередном порядке изменения могут быть внесены в следующие акты Правительства Российской Федерации:

а) в части технической и технологической модернизации, инновационного развития:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 678 "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы";

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 624 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК";

б) в части государственной поддержки экономически значимых региональных программ:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".

3. Обеспечение участия субъектов Российской Федерации в реализации ПНТР АПК.

а) Расширение функций и объемов деятельности региональных центров сельскохозяйственного консультирования за счет их привлечения к разработке (корректировке) ПНТР АПК, а также оказания ими услуг, связанных с реализацией ПНТР АПК профильным организациям. Соответствующие показатели могут быть предусмотрены в рамках оценки эффективности деятельности указанных центров.

в) Проведение конкурсного отбора на включение в перечень региональных агропромышленных кластеров, осуществляющих реализацию отраслевых приоритетов научно-технологического развития, критических технологий АПК; разработка отобранными кластерами специализированных программ, нацеленных на ускоренное научно-технологическое развитие АПК.

г) Создание межрегиональных консорциумов заинтересованных научных, образовательных организаций, производственных предприятий для реализации пилотных технологических дорожных карт развития отраслей АПК.

д) Запуск механизма предоставления целевых субсидий организациям на осуществление исследований и разработок, инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития АПК.

4. Обеспечение активного участия профильных вузов и научных организаций, подведомственных Минсельхозу России, в реализации ПНТР АПК.

а) Разработка Минсельхозом России при участии ведущих профильных вузов долгосрочного прогноза спроса на компетенции в сфере АПК с учетом перспектив научно-технологического развития сектора.

б) Разработка профильными вузами и научными организациями, подведомственными Минсельхозу России, специализированных программ реализации отраслевых приоритетов научно-технологического развития, критических технологий АПК. В рамках этой инициативы может быть предусмотрено включение соответствующих показателей в трудовые контракты с руководителями организаций. При этом целесообразно обеспечить активное участие указанных организаций в деятельности профильных технологических платформ, инновационных и агропромышленных кластеров, а также развитие на их базе технологического предпринимательства и инновационной инфраструктуры.

в) Разработка и запуск на базе профильных вузов программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по приоритетным направлениям научно-технологического развития АПК.

г) Организация и проведение ежегодных выставочно-ярмарочных и коммуникационных мероприятий по вопросам реализации ПНТР АПК.

д) Запуск системы инициатив, направленных на вовлечение молодежи в проведение исследований и разработок, выполнение инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития АПК, включая:

организацию ежегодного конкурса лучших исследований и разработок, инновационных проектов молодых ученых для последующего внедрения проектов-победителей в организациях АПК;

запуск программы предоставления грантов молодым ученым на реализацию передовых исследований и разработок в сфере АПК (возможно, совместно с профильными институтами развития федерального уровня);

создание сети центров молодежного инновационного творчества по приоритетным направлениям научно-технологического развития АПК совместно с Минэкономразвития России, обеспечение учета результатов ПНТР АПК в рамках реализации проекта WorldSkills.

5. Разработка Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса на период до 2040 года.