Действующий

О Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года

Заключение


Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса закладывает основу для формирования отраслевой системы технологического прогнозирования. Эта система должна быть ориентирована на обеспечение перспективных потребностей сектора с учетом развития ключевых производственных технологий. Основными функциями системы технологического прогнозирования АПК России в перспективе должны стать:

регулярный мониторинг глобальных и национальных технологических трендов, определение технологических угроз и возможностей, формирование сценарных условий научно-технологического развития АПК;

организация поиска и анализа информации об уровне и результатах научных исследований и технологических разработок отечественных и зарубежных организаций АПК, в том числе о прорывных технологиях, способных оказать радикальное влияние на сложившуюся структуру аграрных рынков, изменить спрос на продукцию отраслей АПК;

обеспечение регулярной корректировки ПНТР АПК, перечней приоритетных направлений научно-технологического развития и отраслевых критических технологий АПК, а также отраслевых технологических дорожных карт;

мониторинг реализации положений ПНТР АПК, в том числе на основе количественных индикаторов;

методическое обеспечение деятельности Минсельхоза России и организаций АПК в области прогнозирования научно-технологического и инновационного развития сектора через сеть отраслевых центров прогнозирования на базе ведущих профильных вузов;

обеспечение интеграции полученных результатов в систему стратегического планирования федерального уровня.

Для обеспечения эффективного функционирования системы технологического прогнозирования в АПК необходимо создать сеть отраслевых центров прогнозирования на базе ведущих профильных вузов. Ее развитие будет направлено на формирование горизонтальных взаимосвязей между научными организациями, вузами и компаниями реального сектора экономики и развитие исследовательской и аналитической инфраструктуры прогнозирования.

Одним из ключевых элементов отраслевой системы технологического прогнозирования должна стать подсистема мониторинга научно-технологического развития. Целью мониторинга является оценка на регулярной основе реализации ПНТР АПК, динамики перспективных технологий, их ресурсного обеспечения и достигнутого вклада в социально-экономическое и научно-технологическое развитие страны. Создание отраслевой подсистемы мониторинга требует разработки специальной системы показателей, охватывающих все стадии научно-технологического цикла и учитывающих специфику сектора. В целях обеспечения полноты собираемой информации мониторинг должен охватывать целый ряд ее источников, включая следующие:

информационно-аналитические материалы федеральных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, технологических платформ, инновационных территориальных кластеров, отражающие их вклад в реализацию ПНТР АПК;

федеральное статистическое наблюдение за развитием науки и технологий и инновационной деятельности организаций АПК;

показатели развития ключевых подотраслей АПК, формируемые на основе анализа различных баз данных (библиометрических, патентных и др.);

экспертно-аналитические оценки основных результатов реализации ПНТР АПК.

Результаты прогнозирования научно-технологического развития в АПК могут быть использованы Минсельхозом России:

- при разработке документов стратегического планирования АПК, в том числе направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны, повышение технологической безопасности отечественного АПК, импортозамещение широкой номенклатуры оборудования и материалов для сельского хозяйства и пищевой промышленности, сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

подготовке перечней наилучших доступных технологий;

- проведении оценки технологического уровня сельскохозяйственных организаций;

формировании перечней приоритетных инвестиционных проектов в АПК, предложений по взаимодействию организаций высшего образования и науки с производственными предприятиями АПК;

- корректировке, в соответствии с требованиями абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717);

- разработке и корректировке Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства");

- внесении изменений в "Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2015 г. N 678);

- подготовке технологических дорожных карт по основным направлениям разработки Прогноза, включая "Растениеводство" и "Животноводство", представляющих собой систему приоритетов научно-технологического развития и связанных с их реализацией научно-технических проектов, увязанных по целям, задачам и имеющимся ресурсам;

- формировании сети отраслевых центров научно-технологического прогнозирования в АПК на базе организаций высшего образования и определении направлений их специализации;

формировании государственного задания образовательным организациям высшего образования и научным организациям, подведомственным Минсельхозу России, в целях выработки стратегической повестки научных исследований и корректировки образовательных программ.

Результаты Прогноза будут полезны широкому кругу предприятий реального сектора экономики, профильных вузов, научных организаций и институтов развития как инструмент информационного обеспечения стратегического целеполагания и планирования.